Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Самая глубокая, длинная и кривая: какие уникальные станции есть в столичном метро

Оглавление
   Со станции «Воробьевы горы» открывается красивый вид на Москву-реку и парк. Иван МАКЕЕВ
Со станции «Воробьевы горы» открывается красивый вид на Москву-реку и парк. Иван МАКЕЕВ

Три в одной

60 лет в этом году исполнилось станции метро «Кунцевская» на Филевской линии метро, поэтому отсчет начнем с нее. Изначально она строилась как пересадочный узел с подземки на электричку, но постепенно стала крупным транспортным узлом, и сегодня с нее можно перейти не только на МЦД-1, но и на БКЛ и на Арбатско-Покровскую ветку.

- А еще у станции «Кунцевская» Филевской линии есть уникальные особенности. Это, к примеру, единственная станция в метро с тремя путями, которые регулярно используются для перевозки пассажиров. Этим обусловлена и другая ее изюминка: это опять же единственная станция с одной платформой для движения поездов в обоих направлениях, - рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Чтобы возраст не омрачал «лицо» юбилярши, несколько лет назад здесь провели реконструкцию, во время которой заменили инженерные коммуникации, а обстановке добавили немного блеска и лоска.

Монументальная роскошь

В Москве много красивых станций: богато украшены «Маяковская» - в стиле советского ар-деко, «Новослободская» - красочными витражами и «Таганская» на Кольцевой линии - в стиле сталинского барокко. Потрясающая мозаика в виде рыб выложена на станции «Нагатинский затон» БКЛ. Макет самолета висит под сводами «Пыхтино». Но, пожалуй, больше всего внимания к деталям в свое время было при строительстве станции «Комсомольская», которая сегодня расположена на Кольцевой линии. Уже при ее проектировании предполагалось, что она станет «входными воротами» в столицу (недаром же рядом сразу три железнодорожных вокзала), а потому убранство должно было поражать воображение.

Станция открылась 30 января 1952 года в рамках четвертой очереди строительства метро, и все станции, которые тогда появлялись, были оформлены в подчеркнуто парадном виде - в честь Победы в Великой Отечественной войне.

На тот момент «Комсомольская» была одной из самых глубоких (37 м) и просторных станций: высота потолков - 9 м (стандарт тех времен - 5,5 м), диаметр центрального зала - 11,5 м (обычно делали 8 м). Монументальный сталинский ампир, огромные мозаики, колонны с отделкой из мрамора, позолота и полудрагоценные камни на потолках и сегодня создают ощущение, будто идешь не в метро, а по подземному дворцу.

Три минуты вниз

Станция «Парк Победы» Арбатско-Покровской ветки, которая открылась в 2003 году, одна из самых глубоких в мире - 84 м под землей.

   Станция «Парк Победы» украшена мозаичными панно Зураба Церетели, которые отображают баталии Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Фото: Константин КОКОШКИН/Global Look Press
Станция «Парк Победы» украшена мозаичными панно Зураба Церетели, которые отображают баталии Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Фото: Константин КОКОШКИН/Global Look Press

Здесь два отдельных зала для движения в разных направлениях. Спуск на эскалаторе занимает около трех минут. Его длина - почти 127 м. Долгое время он считался самым длинным в Москве, пока в 2023 году не открыли станцию «Марьина Роща» на БКЛ. И хотя глубина залегания станции - 72 м, длина эскалатора на ней - 130 м.

Рекордсмен мира

Самой длинной станцией столичной подземки (и мира!) называют «Воробьевы горы» Сокольнической ветки - 282 метра с проходными коридорами (средняя длина платформ в Москве - 155 - 162 метра). При этом впервые в мире станцию метро построили на мосту, так что пассажиры видят не мраморные стены, а огромные панорамные окна, а через них - Москву-реку и парк.

В первый раз она открылась 12 января 1959 года и называлась «Ленинские горы». Тогда на платформе был простой асфальтированный пол и столбы вместо колонн. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, а по верхнему ярусу ездили автомобили.

«Ленинские горы» строили с опережением графика, что привело к ошибкам в проектировании: уже летом 1959 года во время ливня вода с грязью протекла не только в вестибюль, но и на поезда. А сам мост постепенно терял устойчивость, его бетонные перекрытия разрушались.

В октябре 1983 года станцию закрыли на реконструкцию, поезда пустили по специально построенным отдельным мостам по бокам от нее. Движение автомобилей по мосту прекратили вовсе.

Открыли ее снова 14 декабря 2002 года. К тому моменту внутри провели модернизацию и все перестроили. Пол выложили серым гранитом, стены - мрамором, колонны тоже установили новые - более толстые и прочные.

Машинист не видит последних вагонов

Станция Филевской линии под названием «Александровский сад» настолько изогнута, что машинист не видит последних вагонов. Радиус кривизны платформы - 750 метров, поэтому вагоны осматривает дежурный по станции и дает сигнал машинисту, что можно ехать.

Эта станция открылась еще 15 мая 1935 года в составе первого участка Московского метро политена, сперва она называлась «Улица Коминтерна», потом «Калининская», «Воздвиженка» и только в 1990 году была переименована в «Александровский сад», потому что расположена у западной стены Кремля.

   Фото: Артем СВЕТЛОВ/Wikimedia Commons
Фото: Артем СВЕТЛОВ/Wikimedia Commons

Почти 40 лет ушло на строительство станции «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. Точнее, столько времени прошло с момента ее заложения в 1975 году до открытия в 2014-м. Просто власти в какой-то момент посчитали, что не больно-то она и нужна городу, и вскоре после начала строительства ее законсервировали. Во второй раз строительство запустили в 2013 году, и уже 27 августа 2014 года сюда пустили пассажиров.

А ЧТО ЕЩЕ

Станция метро «Котельники» объединяет Москву и область. У нее есть выходы в район Выхино-Жулебино (ЮВАО Москвы), а также в города Люберцы и Котельники, а это уже Московская область.

13-ю станцию Кольцевой ветки запроектировали еще в 50-х гг. ХХ века, начинали строить в 90-е, но вскоре стройку законсервировали: уж больно сложно внедрить еще одну станцию в активное движение метро в центре города. Работы вновь начали только в 2024 году. «Достоевская» (так она будет называться) уже готова на четверть, и работы на ней продолжаются. Вполне возможно, что вскоре, более чем через 70 лет после запуска Кольцевой ветки, на ней появится новая, современная станция.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

А
Александра БУДАЕВА
Журналист