Найти в Дзене

Если родители отрицают проблему – как приблизить к норме развитие ребёнка

Как быть, если один из родителей (тот, с кем постоянно ребёнок), не принимает диагноз или не видит проблему с поведением, если она очевидна? Юридически у ребёнка есть официальные представители – родители или опекуны, а если ребёнок «государственный» - то представители учреждения, в котором ребёнок находится, плюс контролирующие инстанции. Первый вопрос в случае вашей инициативы официальным путём – «Кем вы приходитесь ребёнку?» Вторым вопросом – «ваши документы и доверенность»? В случае ответа «нет» ваш диалог будет завершён. Я не знаю, будет ли реагировать контролирующий орган на ваши официальные заявления (до этой стадии доходят единицы, обычно дальше комментариев в интернете дело не идёт), червь сомнения точит… Скорее всего, станет только хуже: у нас нет адекватных программ защиты и помощи даже при вопиющих случаях, а тут – такой неочевидный момент оценки методов воспитания, если ребёнок одет, накормлен, под присмотром. Короче, предлагаю не расшибать с разбега лоб об закрытую дверь,

Как быть, если один из родителей (тот, с кем постоянно ребёнок), не принимает диагноз или не видит проблему с поведением, если она очевидна?

Юридически у ребёнка есть официальные представители – родители или опекуны, а если ребёнок «государственный» - то представители учреждения, в котором ребёнок находится, плюс контролирующие инстанции. Первый вопрос в случае вашей инициативы официальным путём – «Кем вы приходитесь ребёнку?» Вторым вопросом – «ваши документы и доверенность»? В случае ответа «нет» ваш диалог будет завершён.

Я не знаю, будет ли реагировать контролирующий орган на ваши официальные заявления (до этой стадии доходят единицы, обычно дальше комментариев в интернете дело не идёт), червь сомнения точит… Скорее всего, станет только хуже: у нас нет адекватных программ защиты и помощи даже при вопиющих случаях, а тут – такой неочевидный момент оценки методов воспитания, если ребёнок одет, накормлен, под присмотром. Короче, предлагаю не расшибать с разбега лоб об закрытую дверь, а просто повернуть дверную ручку и войти, чтобы и ребёнку было хорошо, и чувства родителей не обесценивать.

Если вы бабушка, тётя, старшая, сестра [про папу и значимых взрослых-мужчин будет в конце статьи] – вы можете стать для ребёнка значимым взрослым и наставником. Ни в коем случае не вступать в конфликт с родителями, а чутко и бережно заполнить «пустоты». Даже при нечастых контактах (редких приездах в гости) можно наладить с ребёнком прочную эмоциональную связь.

Иллюстрация сделана при помощи нейросети.
Иллюстрация сделана при помощи нейросети.

Для ребёнка с полевым поведением вы создаёте режим и предлагаете ритуалы. Тревожного – окружаете заботой и чувством безопасности, проговаривая страхи и проводя игровую терапию.

Если ребёнок с РАС и глубоко погружён в себя - выстраиваете регулярные встречи и вводите ритуалы, которые будут только вашими. Закатывать в одеяло, ползать наперегонки по коридору, вместе составлять квадраты (или сидеть рядом и составлять каждый свои квадраты), конструировать, обсыпать друг друга снегом, ходить на прогулку на «только вашу площадку».

Если ребёнок не говорит или речь не развита по возрасту – прорабатываете запуск речи сами. А ещё можно вместе делать домашние дела, и это в вашей ситуации частично заменит дошкольникам коррекционные занятия.

Покажите ребёнку способы, как справляться с эмоциями. Нередкая ситуация, когда родителями ребёнок манипулирует, а с бабушкой или с любимым воспитателем так себя не ведёт. Причин много – важна внешняя оценка, похвала и выделение ребёнка из группы («ты лучший»); родители - неотъемлемая часть жизни, а с бабушкой такое «не прокатит».

Если вы подозреваете или знаете о прошлом травмирующем опыте, а также о проблемах с прохождением возрастных этапов развития, предлагайте предметные и сюжетные игры, чтобы заново пройти кризисы трёх лет и кризис семи лет.

Зажатому, хронически отстающему в учёбе с педагогической запущенностью или подозрениями на задержку психического развития, закомплексованному ребёнку как воздух нужна похвала и поддержка. Хочется выговориться, рассказать об успехах, обсудить много-много всего.

Подростков можно попытаться «зацепить» интересом к их хобби, к их проблемам. Обычные искренние человеческие разговоры помогают справиться с аддиктивным поведением.

Если вы родитель выходного дня и берёте ребёнка на время, у вас большие возможности:

1. Анализируете, где сейчас находится ребёнок по успеваемости, по учёбе, по навыкам, есть ли хроническое отставание, педагогическая запущенность, видна ли задержка психического развития. В моей методике работы это называется «определяем точку входа в коррекцию». Это не сложно, вам нужно самому просто присмотреться к ребёнку и поговорить с ним.

2. Дальше заполняете прорехи совместными делами, разговорами в нужном векторе и дополняющим контентом. Это тоже не сложно – есть много «залипательных» видео, которые просто можно смотреть вместе и обсуждать – как сделать дренаж участка на даче, как какой-то мужик построил без гвоздей баню на дереве, как устроена гидроэлектростанция. Про космос вместе посмотрите, по Гагарина. Вы и сами от этого удовольствие получите.))

3. Подбираете аудиокниги по возрасту, слушаете в машине, пока вы вместе в дороге. На прогулке или в транспорте можно играть в слова и другие игры.

4. Каждый выходной день, когда вы с ребёнком, даёте сделать одно какое-то задание, например, такое [этот пример подходит подавляющему большинству школьников как минимум начальной школы]. Его можно делать даже в процессе похода в ТРЦ – между походом на лазалки и сеансом в кинотеатре, после обеда в нешумном месте. Одновременно с разговорами, как дела.

5. Действуете через совместное хобби или через специнтерес ребёнка. Показываете, как работать с инструментами, как чинить кран, как сделать воздушного змея, ходите за грибами, на рыбалку – смотря что вам обоим по душе.

Для понимания: мальчикам после 8-9 лет особенно важна значимая фигура мужчины (папа, дедушка, учитель, отец друга, старший брат, тренер, адекватный сосед). Не обязательно общаться много; важно быть вовлеченным и изредка показывать пример. Если совсем нет значимой фигуры мужчины, самой правильной позицией мамы будет «ты мой помощник», «ты в нашей семье сейчас за мужчину» - предлагать ребёнку проявлять инициативу, помогать, вместе обсуждать и принимать решения. Вот такие у меня созрели мысли. А у вас какие?

P. S. Обязательно читайте комментарии, они бывают интереснее самих статей.