Найти в Дзене

Аддиктивное поведение или уже зависимость? Про подростков

Чем больше я читаю программ и методичек про подростков и девиантное поведение, тем лучше я начинаю понимать, что высокопарные или обезличенные советы просто не работают. Я дефектолог, то есть специалист по коррекции. Вот и будем корректировать, в чем разберёмся. Когда человек испытывает непреодолимую тягу к действиям или веществам, несмотря на негативные последствия, это называется аддиктивным поведением. Человек стремится уйти от реальности и фиксируется на определённых видах деятельности или предметах, которые приносят ему временное облегчение или удовольствие. Важно различать аддиктивное поведение и зависимость (психическую или физическую, т.е. болезнь). Я сейчас не говорю о психологической поддержке, это само собой разумеющееся. И не касаюсь темы медицинских диагнозов и деструктивного поведения, ставшего следствием большой психиатрии или зависимости от медицинских препаратов; к огромному сожалению, часто к врачам приходят, когда всё уже случилось всё отвалилось. Мы смотрим на бытов

Чем больше я читаю программ и методичек про подростков и девиантное поведение, тем лучше я начинаю понимать, что высокопарные или обезличенные советы просто не работают. Я дефектолог, то есть специалист по коррекции. Вот и будем корректировать, в чем разберёмся.

Когда человек испытывает непреодолимую тягу к действиям или веществам, несмотря на негативные последствия, это называется аддиктивным поведением. Человек стремится уйти от реальности и фиксируется на определённых видах деятельности или предметах, которые приносят ему временное облегчение или удовольствие. Важно различать аддиктивное поведение и зависимость (психическую или физическую, т.е. болезнь).

Я сейчас не говорю о психологической поддержке, это само собой разумеющееся. И не касаюсь темы медицинских диагнозов и деструктивного поведения, ставшего следствием большой психиатрии или зависимости от медицинских препаратов; к огромному сожалению, часто к врачам приходят, когда всё уже случилось всё отвалилось. Мы смотрим на бытовом уровне семьи, какими методами педагогической коррекции можно сработать на упреждение [подстелить соломку] и успеть хоть что-то исправить у самых обычных подростков без тяжёлых отклонений.

Так нейросеть представляет себе аддиктивное поведение.
Так нейросеть представляет себе аддиктивное поведение.

Если говорить о психотропных веществах в подростковом возрасте, и если это не следствие медицинских диагнозов, то первопричина во многом идёт из детства. Ребёнок (подросток):

  • был предоставлен сам себе в более ранние периоды;
  • не усвоил по какой-то причине, что такое хорошо и что такое плохо;
  • воспитание слишком мягкое (есть родители, которые всё разрешают – пусть лучше пробует при нас, чем в подворотне);
  • наоборот, был зажат в слишком жестких рамках, вырос и «вырвался на свободу»;
  • пытается завоевать таким образом авторитет и место в группе сверстников и видит только один путь – через бравирование запретными поступками;
  • когда место в иерархии значимых взрослых занимают неформальные лидеры, склоняющие к девиантному поведению остальных и сами его демонстрирующие.

Есть и более глубокие причины девиаций, но нам бы с этими для начала разобраться.

Аддиктивное поведение – это не только про употребление веществ, изменяющих психическое состояние, но и про патологическую вовлеченность в какую-либо активность. Я не буду перечислять конкретные примеры, чтобы не злить алгоритмы, вы сами всё прекрасно знаете.

На мой скромный взгляд, разделение вовлеченности и употребления не так уж очевидно: например, при куpeнии на первый план выходит совместная активность. «Там еще куpилкa есть», - помните, наверное, «Москва слезам не верит»? Совместный тайный поход за гаражи, построить глазки понравившемуся мальчику, найти предлог обратиться с просьбой…

По сути, к аддиктивному поведению приводит искажённое самосознание. При этом формы искажения очень вариабельны. Ещё есть факторы, которые усугубляют ситуацию:

  • стремление к риску,
  • тяга к сопротивлению,
  • пассивные копинг-стратегии к преодолению стрессовых ситуаций,
  • эгоцентризм, негативная или несформированная Я-концепция,
  • стремление к независимости или к уходу от реальности,
  • незрелость нравственных убеждений,
  • гипертрофированные поведенческие реакции.

Возрастная психология говорит так: чем хуже был пройден каждый предыдущий кризис, тем сложнее будет каждый последующий возрастной кризис. Кризисы выделяют такие: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 12-13 лет, 17-18 лет, (25?)-30, 40-45, 55-60.

То, что будет происходить с человеком в 18 лет, зависит от пубертата. Пубертат в свою очередь – от кризиса 6-7 лет (привет, готовность к школе). До этого на первый план выходит кризис «я сам» и приучение к горшку. А до этого нам важно, как младенец провёл свой первый год. Чувствуете масштаб и взаимозависимость? Я не просто так столько про дошкольников пишу…))

В подростковом возрасте аддиктивное поведение накладывается на период пубертата с гормональными всплесками, эмоциональными качелями и не до конца сформированной психикой.

Коррекция аддиктивного поведения подростков – на практике очень сложная работа, потому что:

  • время упущено,
  • нездоровые установки уже сформированы,
  • родители давно не авторитеты,
  • место значимых взрослых занято другими лидерами.

Кроме того, в обществе нет положительного подкрепления здоровых ценностей в СМИ, слабо развито вовлечение детей в сферу социально и нравственно здоровых интересов. Всё, круг замкнулся.

Разорвать этот замкнутый круг под силу только авторитетному взрослому, который сможет установить контакт с конкретным подростком и сможет занять место по-настоящему значимого наставника. А психокоррекция будет нацелена на восстановление или формирование адекватного самосознания и нивелирование факторов рисков, присущих конкретному человеку.

Я долго думала, что же может быть по-настоящему эффективным при коррекции аддиктивного поведения у подростков (помимо непосредственных сеансов семейной психотерапии), и пришла к таким умозаключениям:

- обсуждение, как подросток видит свое будущее,

- кейсы, как дружить, как строить отношения с тем, кто нравится,

- конструктивное (без критики) обсуждение проблем друзей ребенка,

- подсказка ребенку, как действовать его друзьям в сложных ситуациях,

- постепенное подведение к разнице между возможным интересным будущим и тем, что сейчас,

- выявление сильных сторон подростка и вовлечение его совместные проекты, где он сможет найти еще друзей по интересам или даже стать лидером,

- ответственность за какой-то проект или привлечение как эксперта-консультанта [проект любой – от организации концертов местной музыкальной группы до участия в съемках фильма про свой район].

Иногда может помочь только полная смена обстановки (переезд, смена школы) или положительное воздействие человека, который очень дорог подростку.

Подписывайтесь на канал, кому интересно про эффективную учёбу, про трудное поведение детей и подростков, про ресурсность родителей.