Найти в Дзене

Шаг за шагом: осваиваем работу с текстами. Задания для отстающих школьников

Это пример конкретного задания (занятия), которое вы можете делать дома и без нервов подтянуть учебу школьника начальной школы, отстающего ученика средней школы. При ЛУО подходит для любого возраста. Задание эффективно, если уже освоен достаточный словарный запас, т.е. ребенок понимает речь и знает русский язык. Если этого нет – сокращаете и упрощаете текст до предложений из 2-3 слов с одинаковыми грамматическими конструкциями, суть заданий не меняется. Традиционная болевая точка у школьника – выделение главного, понимание деталей текста, последовательность действий, понимание причины и следствия, перенос опыта с одной ситуации на другую. Текст распечатываем крупно, умещаем на одном листе и размещаем на парте так, чтобы ребёнок не наклонял голову, не вытягивал шею вперед и не портил осанку. Текст упражнения (в конце статьи размещена картинка, как правильно разделить этот текст на блоки, просто распечатайте её и пользуйтесь): Мальчик Вова любит рисовать. Вова захотел нарисовать картин

Это пример конкретного задания (занятия), которое вы можете делать дома и без нервов подтянуть учебу школьника начальной школы, отстающего ученика средней школы. При ЛУО подходит для любого возраста.

Школьник занимается. Иллюстрация сделана с помощью нейросети
Школьник занимается. Иллюстрация сделана с помощью нейросети

Задание эффективно, если уже освоен достаточный словарный запас, т.е. ребенок понимает речь и знает русский язык. Если этого нет – сокращаете и упрощаете текст до предложений из 2-3 слов с одинаковыми грамматическими конструкциями, суть заданий не меняется.

Традиционная болевая точка у школьника – выделение главного, понимание деталей текста, последовательность действий, понимание причины и следствия, перенос опыта с одной ситуации на другую.

Текст распечатываем крупно, умещаем на одном листе и размещаем на парте так, чтобы ребёнок не наклонял голову, не вытягивал шею вперед и не портил осанку.

Текст упражнения (в конце статьи размещена картинка, как правильно разделить этот текст на блоки, просто распечатайте её и пользуйтесь):

Мальчик Вова любит рисовать. Вова захотел нарисовать картинку.

Вова взял простой карандаш и бумагу, сел за стол и начал рисовать.

На пустом белом листе мальчик нарисовал квадрат.

Сверху Вова нарисовал треугольник.

Получился дом с крышей.

Вова посмотрел на рисунок. Дом был без окон, без дверей.

Мальчик Вова дорисовал окна, дверь, дымовую трубу.

Потом Вова нарисовал деревья, реку, облака, солнце.

В конце мальчик нарисовал дорожку к дому и цветы перед домом.

Затем Вова взял цветные карандаши и раскрасил свой чёрно-белый рисунок.

Вова нарисовал цветной, аккуратный и красивый рисунок.

Вечером мама похвалила своего сына Вову, потому что он старался.

Последовательность работы с текстом:

  1. Ребёнок читает текст целиком. Пересказывает, что запомнил.
  2. Отвечает на вопросы по тексту.
  3. Разрезаете по линиям копию текста, ребёнок складывает последовательность.

Вопросы на понимание текста:

  • Как зовут мальчика из рассказа?
  • Что любит мальчик Вова?
  • Кто захотел нарисовать картинку?
  • Вова рисовал на бумаге или на доске?
  • Вова рисовал красками?
  • Рядом с домом есть река? Дом у реки?

Задания на развитие памяти и внимания:

  • Какой получился рисунок?
  • Что Вова нарисовал раньше, крышу или трубу?
  • Какой карандаш Вова взял сначала, какие карандаши Вова взял потом?
  • Что мальчик Вова нарисовал вокруг дома [кроме дома]?

Развиваем мышление:

  • Зачем в доме нужны окна?
  • Зачем в доме двери?
  • Каким цветом ты раскрасила солнце? Почему?
  • Почему мама похвалила своего сына Вову?

Если работа с текстом не удается, берем бумагу и карандаши и рисуем вместе с Вовой!

Рекомендую выбирать (не полениться и составить) тексты бытовой направленности - поход в магазин, домашние дела (это и есть ненавязчивая и эффективная бытовая адаптация и социализация), а также про любимых героев мультфильмов (когда ребёнку знакомы ситуации, результат будет гораздо быстрее).

При проблемах со зрением, а также при дефиците памяти и восприятия, можно отрабатывать эти задания на слух. Если ребёнку недоступно рисование, замените сюжет на тактильное занятие типа лепки, или на приготовление блюда по рецепту, или на уборку дома:

  • Сначала читаем ребёнку текст полностью (несколько раз).
  • Выбираем по два предложения из текста, спрашиваем, что было раньше, это или это.
  • Задаем вопросы по тексту, выделяем основное. Для вашего понимания: в Алых парусах важно, что паруса были алыми, а не длина корабля в метрах!
  • Просим пересказать своими словами.

Одно и то же упражнение и текст закрепляем несколько дней подряд, пока ребёнок не будет отвечать уверенно. Подписывайтесь, впереди ещё много полезного.

Упражнение "Вова рисует картинку". Просто берёте и распечатываете эту картинку на лист.
Упражнение "Вова рисует картинку". Просто берёте и распечатываете эту картинку на лист.