Найти в Дзене

Развивающие речь игры в машине или в транспорте

Люблю, когда всё просто и без перенапряжения, когда 20% усилий дают 80% результата. Любые упражнения должны быть понятными, интересными, удобными и попадать точно в цель – это золотое правило коррекции и обучающей поддержки. Подборка из этой статьи актуальна для любого возраста от 4+ до пенсионеров, когда: По пути на дачу в машине (разумеется, водитель не играет): Слова по первым звукам (буквам). Если вы играете с человеком, имеющим тяжёлые нарушения речи, начинаете с простых коротких слов - ДА, НЕТ, КОТ, СОК, ДЕД. Затем переходим на парные слоги - МАМА, ПАПА, БАБА, затем имена каждого в семье. Выбираете слова без твёрдого и мягкого знака, без Ё, Й, Ы. Затем переходите на слова из 4 звуков (букв). Вы называете: «Ветер-Облако-Дом-Арбуз», второй отвечает ВОДА. На заметку: лучше Облако, чем Окно, потому что у Облака ударение падает на первый слог, и чётко слышно О. Визуализация безопасного места. По очереди представляете вслух места, где человек чувствует себя спокойно и безопасно (напр

Люблю, когда всё просто и без перенапряжения, когда 20% усилий дают 80% результата. Любые упражнения должны быть понятными, интересными, удобными и попадать точно в цель – это золотое правило коррекции и обучающей поддержки.

Подборка из этой статьи актуальна для любого возраста от 4+ до пенсионеров, когда:

  • еще не полностью развились или уже замедлились когнитивные процессы,
  • словарный запас не соответствует возрасту,
  • дислексия, дисграфия,
  • снижен объем внимания,
  • ослаблена способность к распределению внимания,
  • снижена переключаемость внимания,
  • трудности ведения монолога и диалога,
  • ребёнок «коверкает» слова при произношении, заменяет или пропускает звуки.
  • выявлена ЗПР (подробнее тут).
Иллюстрация "Развиваем речь и мышление в транспорте" сделана с помощью нейросети.
Иллюстрация "Развиваем речь и мышление в транспорте" сделана с помощью нейросети.

По пути на дачу в машине (разумеется, водитель не играет):

Слова по первым звукам (буквам). Если вы играете с человеком, имеющим тяжёлые нарушения речи, начинаете с простых коротких слов - ДА, НЕТ, КОТ, СОК, ДЕД. Затем переходим на парные слоги - МАМА, ПАПА, БАБА, затем имена каждого в семье. Выбираете слова без твёрдого и мягкого знака, без Ё, Й, Ы. Затем переходите на слова из 4 звуков (букв). Вы называете: «Ветер-Облако-Дом-Арбуз», второй отвечает ВОДА. На заметку: лучше Облако, чем Окно, потому что у Облака ударение падает на первый слог, и чётко слышно О.

Визуализация безопасного места. По очереди представляете вслух места, где человек чувствует себя спокойно и безопасно (например, пляж, лес, отель). Затем переходите на визуализацию приятного места. Затем можно описать неприятное место, но добавить, что нужно сделать, чтобы это место стало приятным (например, кабинет взятия крови в поликлинике – тревожное место, но пицца после сдачи анализа скрасит ощущения тревоги). Это приём отлично подходит для работы со страхами. Про страхи было тут.

Ситуации: Что бы я сделал (-а), если бы…..[потерял кошелек \ потерял телефон \ отняли сумку \ потерялся в незнакомом городе \ оказался один в лесу \ на меня обиделся лучший друг \ незнакомый взрослый хватает меня за руку \ незнакомый человек просит ему помочь и проводить его куда-то \ при мне подрались одноклассники …]. Это задание и про безопасность, и про ближайшее окружение друзей, и про эмоции, смотря какие ситуации вы обсуждаете.

Слова по темам. По очереди называем слова из одной темы (животные, устройство автомобиля, действия (глаголы) и т.п. Правило – без повторов.

Слова на последний звук предыдущего слова. Не забудьте договориться и установить правила игры, например, называем только еду и продукты.

Задачи на устный счёт. По очереди задаёте друг другу задачи, которые можно решить в уме. Начните с простых, можно играть на счёт и победителю приз – вкусняшка.

Да и нет не говорите, черное и белое не берите. Классика.

Пять почему. Один придумывает вопрос или утверждение: «Я не пошла на работу сегодня. Как ты думаешь, почему?» Второй переспрашивает и придумывает ответ: «Почему ты не пошла не работу? Потому что …». Первый отвечает: «А это потому что ….». По уровню сложности это игра со звездочкой.

Краткий пересказ. «А ты можешь пересказать, о чем этот мультик, ровно в 3 предложениях?»

Полноценный пересказ – обсуждение основного сюжета, и второстепенных, но ярких деталей рассказа \ книги \ мультфильмы. Про подходящие для дошкольников мультики и книги лет до 8 тут и тут.

Обратный отсчет. Кто больше досчитает от 100 [от 1000] и не собьется.

Представь, что у тебя одновременно случилось [это] и [это]. Как быть? Это упражнения, требующие концентрации, умения переключаться с одного объекта на другой, удерживать сразу несколько условий или задач.

Набор слов. По очереди называете друг другу 4-8 слов, второй по памяти повторяет. Кто больше запомнил, тому очко. За 10 очков небольшой приятный приз. Начинаете с 3-4 слов, затем постепенно через несколько дней (недель) увеличиваете длину цепочки. Каждый шаг = одно слово.

Снежный ком. Первый игрок называет слово, второй — повторяет это слово и добавляет своё, первый называет два предыдущих слова и добавляет своё и так далее.

Игры на точность движений. Играем в камень-ножницы-бумага.

Ритм на коленке. Отстукиваем по очереди (ладонями) сложные ритмы, один отстукивает, второй повторяет.

При УО, как только ребёнок дозреет до запуска речи и повторения моторики, упрощаем и также играем в:

  • слова (называем слова по очереди)
  • повтори за мной позу руки (в медленном темпе, упрощая позы руки)
  • повтори за мной простой ритм
  • что ты видишь за окном
  • что было с утра, что сейчас, что будет вечером
  • какой ты (мама перечисляет, ребёнок соглашается) – добрый, ласковый, …
  • что ты любишь (мороженое, пирамидку, ... - даже если ребёнок говорит одним звуком)

Подписывайтесь на канал, если мой подход к обучению и развитию без нервотрёпки вам близок. Впереди ещё много материалов, которыми я хочу с вами поделиться. Лайки и репосты помогут другим родителям узнать о коррекции своими силами и остаться в ресурсе.