Найти в Дзене

Как ДОЛЖНА развиваться речь по возрасту? Что делать, Если ребёнок отстаёт в развитии?

Законы развития речи (онтогенеза) одинаковы для всех. Этапы формирования мышления, поведения, лепета, слов, фраз повторяются и у детей без особенностей развития, и когда установлены диагнозы умственная отсталость, аутизм, задержка психического развития, детский церебральный паралич. Не так может быть в ситуации распада (тяжёлая генетика, психиатрия) – к сожалению, тут гарантий нет. При ограничениях зрения дефициты компенсируют слуховое и тактильное развитие. При ограничениях слуха вводится альтернативная коммуникация, а обучение идёт через тактильность и зрение. И даже слепоглухонемота может быть скомпенсирована. Смотрите пример Ольги Ивановны Скороходовой – слепоглухонемого тифлосурдопедагога и писательницы. При ЗПР развитие чуть менее равномерное и чуть более медленное, чем при онтогенезе. При УО этапы те же, но с бОльшими задержками (на 4-8 лет). При ДЦП всё зависит от тяжести и динамики основного и сопутствующих диагнозов, но сами этапы будут повторяться. При аутизме ключевое – сен

Законы развития речи (онтогенеза) одинаковы для всех. Этапы формирования мышления, поведения, лепета, слов, фраз повторяются и у детей без особенностей развития, и когда установлены диагнозы умственная отсталость, аутизм, задержка психического развития, детский церебральный паралич. Не так может быть в ситуации распада (тяжёлая генетика, психиатрия) – к сожалению, тут гарантий нет.

При ограничениях зрения дефициты компенсируют слуховое и тактильное развитие. При ограничениях слуха вводится альтернативная коммуникация, а обучение идёт через тактильность и зрение. И даже слепоглухонемота может быть скомпенсирована. Смотрите пример Ольги Ивановны Скороходовой – слепоглухонемого тифлосурдопедагога и писательницы.

При ЗПР развитие чуть менее равномерное и чуть более медленное, чем при онтогенезе. При УО этапы те же, но с бОльшими задержками (на 4-8 лет). При ДЦП всё зависит от тяжести и динамики основного и сопутствующих диагнозов, но сами этапы будут повторяться.

При аутизме ключевое – сенсорика и эмоционально-волевая сфера: как только снимаются блоки и сглаживаются перекосы восприятия и переработки информации, появляется пространство для заполнения новыми навыками и коммуникацией. Последовательность развития речи при аутизме - от простого к сложному, от звуков через слова к осмысленной фразе – такая же. При этом основное скрыто под водой, а торчит только верхушка айсберга. Например, у ребёнка 2-6 лет мы видим только эхолалию. Или вообще ничего не видим, если ребёнок не выходит на контакт, и тогда чаще всего его записывают в УО, хотя начинать выводить на речь при аутизме и УО нужно по-разному. Это потом программа коррекции, принципы построения занятий и сами задания на развитие мышления и речи будут одинаковыми. У них разное начало – потому что разные точки входа, разные точки роста.

С помощью нейросети я так проиллюстрировала онтогенез речи как уютный домик с лесенкой.
С помощью нейросети я так проиллюстрировала онтогенез речи как уютный домик с лесенкой.

Нормы правильного развития речи по возрасту у детей (словарный запас):

До 2 месяцев. Доречевой этап, дозревание нервной системы, дыхательной системы, адаптация ребенка к окружающей среде.

2-5 месяцев. Гуление, образование голосовых звуков (гласных, гортанных, «агу»).

5-10 месяцев. Лепет (ма, па, ба).

К 1 году

  • Выполнение простых инструкций (где игрушка).
  • Речь из 10-15 слов, включая лепет (не, биби, ам).
  • Понимание 100 слов.
  • Понимание некоторых слов вне зависимости от контекста (реагирует на слово «папа идёт», когда открывается дверь; оживляется на слово «каша», собираясь кушать до того, как перед ним поставили тарелку с кашей).
  • Выполнение простых действия по просьбе (потопать, похлопать, помахать рукой «пока-пока»).
  • Произвольное подражание взрослым (сознательное, осмысленное, инициативное повторение слов, мимики, интонаций, жестов значимого взрослого).

К 2 годам

  • Выполнение инструкций в 2-3 действия (пойди в комнату и принеси мяч).
  • Говорить от 300 слов (экспрессивная речь).
  • Понимать от 3000 слов (импрессивная речь).
  • Говорить простые предложения от 2 слов (мама, дай).
  • Усвоить единственную и множественную форму слов.
  • Озвучивать просьбы.

К 3 годам

  • Говорить 500-1000 слов, включая прилагательные, наречия.
  • Начинать использовать «потому что», «если, то».
  • Использовать слова-обобщения, обозначающие родовые понятия.

4 года

  • 1600+ слов
  • Половина словаря – существительные, четверть – глаголы, остальное – прилагательные, наречия. Появляются сложные предлоги (из-за, из-под)
  • Сложные предложения (чтобы, потому что, который)
  • Число слов в речевой цепочке достигает 9

5 лет

  • 4000 слов
  • Умение регулировать свою громкость
  • Все виды склонения существительных
  • Словотворчество

Нормы по грамматике:

До года. Доречевой этап.

До 2 лет. Дограмматический, первичный этап освоения языка.

До 3 лет. Начало освоения грамматики.

3-7 лет. Активный этап развития речи. Все основы так называемой врожденной грамотности закладываются в этом периоде. К 5 годам появляются развернутые предложения. К 5.5 годам речь полностью сформирована, встали все звуки (Р,Рь, Л, Ль ставятся последними не ранее 5 лет).

На этот этап попадает сразу два кризиса ребёнка – кризис трёх лет и кризис семи лет. Происходит бурное развитие. От этого периода зависит, как ребёнок войдёт пубертат. Здесь закладываются все установки, с которыми ребёнок войдет в школу и далее во взрослую жизнь. Всё, что недодали в первые три года, нужно последовательно и срочно компенсировать и корректировать именно здесь и сейчас; потом будет в разы сложнее.

7-17 лет. К 7 годам речь уже сформирована для готовности к освоению мыслительных процессов повышенной сложности (причины и следствия, систематизация и категоризация). Далее расширяется словарный запас, речь совершенствуется, развивается письменная речь.

Рекомендации родителям, как приблизиться к нормам запуска речи:

Разговаривать фразами в соответствии с возрастом (от простых слов из 1-2 слогов, через предложения из 2 слов к развернутой речи).

Не сюсюкать. Не коверкать слова и ударения. «Фильтровать» свои слова (и действия).

Исключить гаджеты и ТВ, фоновые шумы типа телевизора, радио до 2 лет. Постараться не сидеть в телефоне при ребёнке.

Ежегодно посещать ЛОРа. Использовать головной убор, закрывающий уши, и шарф в холодное время года и при ветре.

У музыкальных игрушек проверять адекватность уровня громкости, качество звучания и тексты озвучки.

Ввести в ежедневную игру при чистке зубов – игру в индейцев, поощрять бульканье через трубочку, надувание шариков, высасывание фруктовых пюрешек из сашетов.

Играть в «много звуков» (озвучивать игрушки – как цокает лошадка, как тарахтит трактор, как говорят животные).

Если нет дисфагии, не затягивать с переходом к еде кусочками от пюре (банан, яблоко кусочками, макароны, паровые котлетки). Про дисфагию отдельно напишу, у меня есть полноценный набор рекомендаций, выложу обязательно.

Мультики – не ранее 2 лет, на нормальном экране (не на телефоне). Из мультиков выбирать только спокойные сюжеты, без вспышек, без быстрой смены картинок, без спецэффектов, с хорошей озвучкой и адекватными голосами. Например, Малышарики подходят, Буба – нет.

Ввести ритуал чтения бумажной книги ребенку перед сном. Днём вместе рассматривать картинки. Детям нравится читать одни и те же книги. Это нормально, когда ребенок просит каждый день 10-20 дней подряд читать одну и ту же Курочку Рябу. Просит – читайте.

Разговаривать с ребенком, отвечать на все вопросы, уделять время, объяснять.

Поощрять лазанье на турниках, зарядку, подвижные игры, прыжки на батуте, ползанье на коленях и на четвереньках. При ДЦП максимальные усилия направить на реабилитацию – осваивать любой захват, тренировать любые движения (ползком, перекатом – как получается), по возможности направить усилия на развитие шейно-плечевого отдела и выравнивание положения головы. Это та самая плодородная почва, которая способствует запуску речи. Очень большая ошибка – ставить телегу впереди лошади и уповать на логомассаж, он в этой ситуации вообще вторичен.

Обязательно заниматься развитием мелкой моторики – лепкой, рисованием, конструированием.

Уточнить у педиатра про показания к приему рыбьего (рыбного) жира, витамина D3 и комплексных витаминов, особенно группы B.

При любых сомнениях и опасениях по поводу отставания речи и задержки психического развития необходимо обращаться к врачам. В тяжёлых случаях без медицинской диагностики составить маршрут коррекционного обучения практически невозможно.

Я логопед, дефектолог, специализируюсь на программах коррекции детей с ОВЗ или хроническим отставанием навыков и социализации, а также на коррекционной адаптации взрослых. Задавайте вопросы, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, если тематика канала актуальна.