Найти в Дзене

Полевое поведение и тревога у детей. Вводим ритуалы правильно

Иногда дети оказываются более чуткими, чем взрослые. Присмотритесь внимательнее. Ваш ребёнок сам инициирует ритуалы и приглашает вас к повторению одного и того же сценария, по какой-то причине очень нужного ребёнку. Ребёнок из раза в раз просит почитать одну и ту же книжку, или выделяет только 2-3 книги из всех. Изо дня в день повторяет одни и те же вопросы и настойчиво требует ответить, даже если вы обсуждали этот же вопрос и вчера, и позавчера, и месяц назад. Младшему дошкольнику вопросы сами в голову не придут, если только родители не обсуждали это раньше с ними или при них: - Когда ты была маленькой, мы жили в другой квартире, поменьше. Но ты выросла, и мы переехали. - Когда ты был лялечкой, я тебя кормила с ложечки, и ты с самого детства любил овсяную кашу. Услышав однажды, ребёнок будет вновь и вновь возвращаться к этой теме, пока не пресытится. Это вовсе не значит, что у ребёнка плохая память, проблемы с интеллектом или неадекватный интерес. Это значит, что ребёнку нужна предска

Иногда дети оказываются более чуткими, чем взрослые. Присмотритесь внимательнее. Ваш ребёнок сам инициирует ритуалы и приглашает вас к повторению одного и того же сценария, по какой-то причине очень нужного ребёнку.

Ребёнок из раза в раз просит почитать одну и ту же книжку, или выделяет только 2-3 книги из всех. Изо дня в день повторяет одни и те же вопросы и настойчиво требует ответить, даже если вы обсуждали этот же вопрос и вчера, и позавчера, и месяц назад. Младшему дошкольнику вопросы сами в голову не придут, если только родители не обсуждали это раньше с ними или при них:

- Когда ты была маленькой, мы жили в другой квартире, поменьше. Но ты выросла, и мы переехали.

- Когда ты был лялечкой, я тебя кормила с ложечки, и ты с самого детства любил овсяную кашу.

Услышав однажды, ребёнок будет вновь и вновь возвращаться к этой теме, пока не пресытится. Это вовсе не значит, что у ребёнка плохая память, проблемы с интеллектом или неадекватный интерес. Это значит, что ребёнку нужна предсказуемость и надёжная основа, на которую он может опереться. Ему нравится обсуждать снова и снова, каким он был раньше, как его любили, как с ним общались, что он делал и любил тогда, и как сейчас.

Так нейросеть видит дерево, сопротивляющееся буре.
Так нейросеть видит дерево, сопротивляющееся буре.

Вопросы-ритуалы актуальны для всех детей, даже гиперопекаемых и избалованных вниманием, но для детей в приёмной семье это оказывается жизненно необходимым. У них нет своей истории, нет ощущения корней, они ничего не знают о себе. Как одинокая сосна перед бурей на утёсе, которую сильный ветер вырвет с корнем. В диалогах-ритуалах не нужно углубляться или додумывать, достаточно перечислить пару правдивых фактов, и зудящая боль немного успокоится: «Ты родился у мамы. В роддоме. Ты лежал в кювезе, и у тебя было маленькое шерстяное одеялко и бирочка на руке с твоим именем». Вот пример – буквально несколько слов, и вы уже построили ребёнку прочный фундамент, на который лягут остальные кирпичики развития и социализации. Эти слова вы просто повторяете из раза в раз, столько, сколько потребуется. Это мощное средство психокоррекции, и оно работает!

Ребёнок чувствует себя уверенно, когда его окружает постоянство и предсказуемость. Ребёнок, особенно тревожный, должен понимать, что будет завтра, через месяц, через год.

Ритуалы помогают адаптироваться к новым условиям (прощание перед заходом в группу в детском саду), спокойнее воспринять ожидание чего-либо или помочь справиться с горечью временной разлуки с кем-то из близких.

Если вы вводите ритуал с каким-то предметом, проследите, чтобы этот предмет вы с ребёнком брали с собой всегда – в поездки, в отпуск. Случай из практики: у ребёнка был ритуал на засыпание гладить хвостик у мягкой игрушки, без этой игрушки вообще не ложился. Семья поехала в отпуск на машине и где-то между гостиницами игрушка потерялась. Ребёнок не спал два (!) дня, пока вся семья искала такую же игрушку.

Чтобы не допускать чрезмерного фокусирования на предмете ритуала, размывайте акценты на несколько действий или предметов. В поездку к доктору взять ЛЮБУЮ ИЗ двух игрушек. Перед засыпанием почесать спинку ИЛИ завернуть в одеяло как в кокон. С утра в саду прочитать меню на день ПЛЮС сложить шарф с шапкой по-особому ПЛЮС вместе расписаться в журнале.

Если ритуал становится опасен (например, ребёнок прыгал на кровати каждое утро, а в нише над кроватью низкий потолок), постепенно и заранее вводите ограничения (прыгать на кровати во весь рост нельзя, прыгать можно только на коленях).

Очень хорошо, если ритуалы будут разными, когда они касаются общения конкретных людей. Пример. У мамы с сыном был ритуал потереться носами при встрече и прощании. Сын вырос, адаптация соответствует возрасту 6 лет. Когда в семью приходит социальный работник, попытка взрослого парня потереться носами шокирует.

Есть общие ритуалы для всей семьи. Каждый вечер перед сном кто-то из родителей читает ребёнку книгу. ИЛИ семья собирается в отпуск, и у каждого свой чемодан. При планировании отпуска каждый высказывается, что ему важно (ребёнок 3-4 лет, скорее всего, скажет про песок и куличики). Вы вместе смотрите фотографии, рассказываете ребёнку, там будет столовая с вкусняшками, огромный пляж, можно купаться, брызгаться и слепить много-много куличиков. Ребёнок приезжает в отель, заранее готовый к пляжу, вкусняшкам и куличикам.

Вам будет гораздо проще, если вы сами предложите и покажете ребёнку ритуалы.

  • Во-первых, я уверена, что вы выберете действия в зоне комфорта для себя и всей семьи.
  • Во-вторых, вы введёте их дозированно и на определённые ситуации, где ребёнок активнее всего сопротивляется или демонстрирует полевое поведение, агрессию, истерики, страхи.
  • В-третьих, вы сможете вытеснить ритуалом проявления стереотипий.
  • В-четвёртых, ритуал может стать отличным инструментом для развивающих занятий и запуска речи.

Отличный пример – по пути из сада каждый раз начинаете разговор с вопроса, что ты сегодня кушал. Даже если ребёнок почти не говорит, не знает названий блюд или просто не помнит, с каждым днём ответы будут всё увереннее. Потом войдёт во вкус и сам не даст сменить тему, пока не расскажет в подробностях, что кушал он и все остальные, как спал, во что играл, кто и что сказал...

Такими же ритуалами можно обзавестись, вешая и раскладывая одежду. Тренируя равновесие ходьбой по бордюрам. Делая уборку. Планируя поход в магазин.

Вместе составляете список покупок, добавляете к списку что-то важное для ребёнка - пюрешку, печенюшки; по пути считаете ступеньки; в магазине вы набираете продукты, ребёнок сам у полки с печеньем выбирает что-то одно, кладёт в корзину; вместе идёте на кассу.

Если ритуал установлен, соблюдайте его регулярно. Если реакция на изменение или отмену ритуала чересчур острая – продолжаем соблюдать, иначе всё рискует вылиться в стереотипии и нежелательное поведение.

Ритуалы упорядочивают мир ребёнка и облегчают восприятие незнакомых ситуаций. Это очень полезный инструмент, особенно для дошкольников. Он реально помогает.

Я дефектолог, логопед, специализируюсь на коррекции детей и взрослых с ОВЗ, РАС, интеллектуальными нарушениями. Развитие канала прямо зависит от подписок, лайков, комментариев – таков алгоритм, с ним не поспоришь.)) Всем дочитавшим спасибо и отличного дня!