Здесь собраны общие рекомендации, которые подходят всем. Так запускаете дома речь у двухлетки. Также запускается речь при ЗПР. Также действуете при интеллектуальных нарушениях: начинать нужно в то же время, как и у всех, но сам запуск будет позднее, годам к 3-5. Точно также запускаем речь в ситуациях тяжёлого ДЦП, когда нервная система дозрела к пубертату. Прогнозы хорошие, если ребёнок не находился длительное время в окружении травмирующих факторов, в нездоровой эмоциональной атмосфере, если ребёнок слышал речь вокруг себя и находился в окружении любящих его людей.
Если ребёнок оказался в ситуации Маугли в первые два года жизни – увы, полноценную речь не запустить. Обратима ситуация Маугли, когда ребёнок попадал в обстоятельства в 4-5 лет (когда уже были навыки общения), а затем вернулся в социум только в зрелом возрасте. Да, такие примеры есть.
Если не сформирована эмоциональная связь со значимым взрослым (в первый год, а для тяжёлых диагнозов - в первые 5 лет) или ребёнок длительное время находился в состоянии тревоги, стресса или депрессии – это сильно осложнит и запуск речи, и маршрут коррекции.
Основные правила, которые должен знать каждый, кто общается с ребёнком:
- После 9 месяцев уже точно не картавим, не сюсюкаем.
- Говорим с ребёнком чётко, лаконично, медленно, на нормальной громкости, лицом к ребёнку.
- Говорим мало и по делу. Первые фразы ребёнка состоят из двух слов. Больше он не воспримет. Длина ваших фраз должна соответствовать тому этапу развития речи, на котором находится ребёнок.
- Используем интонации, передаём эмоции мимикой, дополняем речь наглядными жестами.
- За новые слова, за хорошее поведение и за появление новых навыков хвалим. На похвалу не скупимся, похвала за дело. Рассказываете при ребёнке остальным домочадцам, какой новый навык появился у ребёнка. Это очень мотивирует.
- Не настаиваем: «Скажи мама», «скажи птичка», - такие просьбы откатывают назад!
- Ни в коем случае не ругаем, не дразним ребёнка, если он говорит неправильно и непонятно. Нельзя требовать длинных слов и четкого проговаривания слогов на этапе запуска речи! Чистоту звуков вы будете отрабатывать потом, в более благоприятный момент. Сейчас это не приоритетно. Сверх требования будут откатывать назад. На первом этапе нормально, если слово «каша» будет звучать как угодно – «ка», «та», «аа» или как-то ещё. Если вы понимаете, о чём идёт речь (ребёнок просит что-то конкретное мычанием или непонятными звуками («А!»), но дополняет просьбу жестами) – переспрашиваете: «А?» «Вода?» «Хочешь пить?» Протягиваете воду и говорите: «Вода. Держи».
- Для переходящего от лепета к речи ребёнка «а», «аа» и «ААА» - это три разных слова, а с интонациями и того больше. Если ребёнок издает звук и просто общается – издавайте тот же звук, вступайте в диалог, просто повторяйте за ребёнком, можно приговаривать «Да», «Молодец».
- Озвучиваете все основные бытовые предметы, с которыми подходите к ребёнку (вода, книга, мяч, каша). Озвучиваете всё основное, что видите и делаете. «Варим кашу». «Солнце встало». «Хочу пить». «Пойдем домой». Некоторым детям с аутизмом помогло, когда самые основные предметы в доме обклеили названиями предметов печатным шрифтом. Неконтактный ребёнок, не обращавший внимания на речь, каким-то образом научился читать и позднее стал называть предметы, как они написаны.
- Используете одинаковые формы слов без уменьшительных суффиксов и по возможности однотипные конструкции предложений. «Вода» – она каждый день «вода», не «водичка», не «водица», не «не хочешь ли ты попить», не «давай нальём воду», не «ну что, водички бы?».
- Фраза короткая и простая, с глаголами: Хочешь пить? Хочешь есть? Смотрим мультик? Идем гулять? Пора спать. Надевай шапку. Снимай куртку. Именно «надевай», даже если одеваете ребёнка вы. Либо: «Надеваем шапки», «снимаем куртки, твою и мою».
- С предлогами всегда очень тяжело. Если используете предлог, всегда дополняете фразу наглядным жестом («положи на стол» – постучали по столу или показали на стол).
- Старайтесь при ребёнке говорить фразы от первого лица (от себя, про себя) и наглядно демонстрировать. «Хочу пить» - тянетесь к чашке, пьёте. Очень часто фразы во втором и третьем лице переходят в эхолалию ребёнка, а так есть вероятность, что переход к фразовой речи будет проще.
- Приучаем собственным примером использовать вежливые слова. Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания – это как минимум.
Если у одного из членов семьи заикание, ребёнок будет копировать те же особенности речи. Эффективная коррекция возможна только к школе или ближе к 6 годам. Примите этот факт и отпустите ситуацию. Привычка вырабатывается 21 день.
Если у родителей глухонемота, ребёнку необходимо освоить и язык жестов, и речь. Маршрут социализации дошкольника и подготовки к школе в подобных случаях планируйте заранее. Сейчас много доступных методик и возможностей.
Если за ребёнком ухаживает слабослышащий человек, это серьёзный осложняющий фактор – есть риск дефицита коммуникации, закрепления неправильных звуков, непонимания слов.
При подозрениях на дефицит слуха у ребёнка необходимо пройти аудиологическое обследование и осмотр ЛОРа. Недиагностированный в раннем детстве дефицит слуха может привести к ощутимому отставанию в развитии.
Если у ребёнка ограниченно функционируют органы артикуляции, первоочередное внимание нужно направить не на постановку звуков, а на расширение словарного запаса и вовлечённость в диалог. Потому что поставленный на занятиях с дошкольником звук просто не закрепится. Это борьба с ветряными мельницами; рациональнее пустить энергию на тренировку фразовой речи, памяти, внимания и мелкой моторики. На плодородной почве звуки укоренятся быстрее и проще.
Если голосовая речь ребёнку недоступна, не затягиваем и вводим альтернативную коммуникацию (кнопка, карточки, планшет). Первоочередная задача - закрепить навык альтернативной коммуникации мимикой, жестами, доступным звукоподражанием для 8 слов: ДА, НЕТ, ПРИЯТНО, БОЛЬНО, ПОДОЙДИ (ПОМОГИ), ИГРАТЬ (давай поиграем), ХОЧУ, НЕ ХОЧУ.
В одной из следующих статей доберёмся до эхолалии, это тоже наболевший вопрос. Лайки и комментарии приветствуются.
Для тех, кто впервые на канале, - я дефектолог и логопед, специализируюсь на РАС и интеллектуальных нарушениях. А канал веду для друзей, которым нужно вникнуть в вопросы воспитания, обучения, развития детей и остаться при этом в ресурсе.