Какие ещё коллективные сборники научной фантастики вышли в самом конце пятидесятых? Про два альманаха "Мир приключений" (4-й и 5-й выпуски) и "Ночь у мазара" я упоминал, про "Дорогу в сто парсеков" писал, про "Невидимый свет" - говорил. В 1959 году в книжных магазинах появилась антология "В мире фантастики и приключений", выпущенная Лениздатом.
Этой книгой стартовала серия из двух десятков сборников фантастики Ленинградского издательства "В мире фантастики и приключений", выходившая до 1991 года. Перечислю только некоторые книги этой серии: "Эллинский секрет" (1966), "Планета туманов" (1967), "Вторжение в Персей" (1968), "Тайна всех тайн" (1971)"Белый камень Эрдени" (1982), "Синяя дорога" (1984), "Меньше - больше" (1988), "Мистификация (1990). Все книги, вышедшие в серии, представлены на фото ниже. Последним в ней был сборник ленинградского Детлита "Дом с привидениями" (1991). Правда, как раз именно этого сборника у меня нет, но не потому, что это - какой-то особенный раритет. Дело в том, что антология "Дом с привидениями" составлена из произведений, ранее публиковавшихся в двух предыдущих ленинградских сборниках серии («Эстафета разума» и «Дверь с той стороны»), и я решил, что такое дублирование мне ни к чему... Кстати, можно считать, что эту условную серию условно завершает сборник фантастических повестей и рассказов ленинградских писателей "Часы с вариантами", вышедший в 1992 году в издательстве "Лицей" (я упоминал о нём здесь).
Считать всё это дело серией не совсем корректно, да и называть серию словами "В мире фантастики и приключений" можно лишь условно, потому как это название было только у трёх первых сборников (1959, 1963 и 1964 гг.), потом каждый сборник стал получать индивидуальное имя. Изначально такие сборники предполагали выпускать ежегодно, но по разным причинам случались пропуски, менялся и формат книг. Большинство антологий этой условной серии составили критики Евгений Брандис и Владимир Дмитревский.
В самом первом сборнике «В мире фантастики и приключений", как и в детгизовской "Янтарной комнате" ещё присутствуют произведения приключенческого направления. Во всех следующих антологиях печаталась уже только фантастика. В дальнейшем название серии с книг вообще исчезло, последний сборник, в котором есть указание на принадлежность к серии "В мире фантастики и приключений", — "Тайна всех тайн" (1971).
В сборник «В мире фантастики и приключений" (1959) из фантастики входят рассказ Георгия Мартынова "Невидимая схватка" (я о нём уже писал), рассказ Ивана Ефремова "Атолл Факаофо" (о том, как экипаж советского океанологического судна "Аметист" спасал батисферу американцев) и повесть Александра Беляева "Звезда КЭЦ" (жизнеутверждающий оммаж учёному-универсалу и философу Константину Эдуардовичу Циолковскому, а заодно - и нашему замечательному космическому Будущему).
Раз уж я упомянул "Янтарную комнату" (1962), расскажу о фантастике, вошедшей в эту антологию, подробнее. Открывает её рассказ Валентины Журавлёвой "Урания". позже вошедший и в её авторские сборники "Человек, создавший Атлантиду" (1963) и "Снежный мост над пропастью (1971). Красивое фантастическое название, прекрасная героиня, одухотворяющий рисунок-заставка, весенний Памир.... Фантастики в рассказе немного. Сейчас всю фантастику перескажу. Стране, как воздух, нужна база для межпланетных перелётов. Ею мог бы стать небольшой естественный спутник Земли, маленькая луна. Подозревают, что он существует. Допускают даже, что это не "маленькая луна", а чужой межпланетный корабль, захваченный гравитационным полем Земли. Астроном Николай Закревский "поймал вторую луну", наблюдал её, но вместе с аппаратурой после камнепада оказался отрезанным в горах на крохотной площадке - балконе, как говорят альпинисты. "Сверху над балконом нависало метров семьдесят-восемьдесят гладкой скалы. Снизу была трехсотметровая пропасть".
С этого балкона Захревского снимают вертолётчик Леднев и спасатель, от лица которого ведётся рассказ. Спасатель неустанно восхищается красотой и выдержкой невесты Закревского - Нины Елагиной. Она для него и есть прекрасная Урания - покровительница астрономии - женщина с глобусом у ног из "Популярной астрономии" Фламмариона.
"Позади Урании светился звездами черный провал неба. Урания улыбалась и показывала рукой на звезды. Она была совсем земной женщиной, эта Урания, но в глазах ее отражался загадочный блеск далеких звезд... Мне почему-то врезался в память этот блеск. С тех пор я смотрел в глаза многих женщин - иногда очень красивые глаза, - но еще ни разу не видел в них звездного отблеска. И только у Елагиной..."
В рассказе Александра Шалимова "Музей Атлантиды", позднее ставшим повестью "Возвращение последнего атланта", звездолётчик из Атлантиды возвращается на Землю через 12 тысяч лет и не находит своего материка... Подробности этой печальной истории рассказывает морской геолог с советского океанографического судна, ремонтирующегося в Порто-Альтэ на португальском острове Мадейра. Чтобы не терять на стоянке времени даром, геолог по совету кельнера посещает здешний музей Атлантиды. Перед ним и читателем открывается история никем не признанного открытия исчезнувшей цивилизации вкупе с историей последнего атланта, которую, в свою очередь, рассказывает геологу хранитель музея Антонио Сальватор ди Ривера. Именно ди Ривера в молодости и похоронил в морской пучине последнего из атлантов.
Шалимов даёт свою фантастическую версию исчезновения (и появления) этой таинственной страны. Из неё следует, что Атлантида 15 тысяч лет назад была основана пришельцами с планеты Ассар и просуществовала 3 тысячи лет. "Постепенно атланты создали огромную державу, могущество и влияние которой всё росло. Пришельцы породнились со многими племенами, населявшими Землю. Возникла новая раса красивых и сильных людей, которые называли себя атлантами". Через 3 тысячи лет, найдя, наконец, на Земле источник нужной им энергии, атланты отправляют на родной Ассар звёздную экспедицию, используя единственный ещё работоспособный звездолёт из тех трёх, на которых они прибыли.
Почти одновременно неосторожные учёные Атлантиды решили уничтожить ледяной покров многометровой толщины, занимающий на севере страны огромные пространства. Атланты опрометчиво применили для этого ту же энергию, что двигала их космические корабли. "Едва успели вспыхнуть на далеком севере мощные энергетические разряды, как всю Атлантиду сотрясли спазмы небывалых землетрясений. В горах пробудились давно угасшие вулканы, рядом с ними возникали новые, реки расплавленной лавы потекли в равнины к разрушенным городам". Так погибла Атлантида. Но этой печальной констатацией Шалимов не ограничивается...
Последнего атланта находят на берегу океана двое парней (один из них - ди Ривера, тогда ещё молодой, начинающий учёный-лингвист с большими амбициями и прекрасными мечтами). Умирающий атлант (теперь его очередь рассказывать) на древнегреческом языке, который понимает лингвист ди Ривера, сообщает, что он сегодня вернулся из космоса (напоминаю, прошло 12 тысяч лет после старта корабля атлантов с Земли). Оказывается, участники звёздной экспедиции, долетев до Ассара, обнаружили свою планету-мать абсолютно безжизненной. "Мертвые пески заносят там руины мертвых городов. Мертвы моря, в которых исчезла жизнь, и даже воздух наполнен убийственным излучением". Типичная картина ядерного апокалипсиса... Звездолёт возвращается на Землю, в пути все (кроме одного) члены экипажа, хватанувшие на Ассаре дозу радиации, умирают. Звёздный корабль с последним атлантом, дотянув до Земли, при попытке приземлиться терпит крушение. Атлант шепчет: "Этой ночью... звездный корабль... потерпел аварию при посадке... Он теперь... на дне океана... Я покинул его, когда он тонул... Волны выбросили на этот берег... Я рад... встретил вас... Предай мое тело... океану... Пусть покоится... там.. где все...".
В общем, все умерли. Более того, даже уникальные экспонаты, которые всю жизнь собирал ди Ривера, подтверждающие, что Атлантида действительно на Земле когда-то была, теперь нельзя увидеть, потому что... Нет, всё пересказать невозможно, сами читайте рассказ. Там объяснено, почему. Немедленно уходит из жизни и сам ди Ривера, он умирает буквально на следующий день после встречи с геологом-рассказчиком. Короче, все концы в воду...
Что за манера была у многих фантастов прошлого - сначала поведать что-нибудь чудесное и необычайное, а потом зачем-то (заметьте, в фантастическом произведении!) тотально уничтожить все доказательства наличия чудес. Ну пусть бы хотя бы в фантастическом рассказе мир получил бы реальные доказательства существования Атлантиды! Хороший был человек Александр Иванович Шалимов, но осторожный... Я, кстати, был с ним знаком, он у меня в гостях бывал, в секцию научно-фантастической и научно-художественной литературы Ленинградского отделения Союза писателей СССР меня принял, я об Александре Ивановиче здесь несколько раз писал (см., например, запись: "Фантаст Александр Шалимов и День космонавтики").
В рассказе Генриха Альтова "Полигон "Звёздная Река" планета, экономя на всём, семнадцать лет отдаёт энергию, которая аккумулируется в батареях полигона "Звёздная Река". Семнадцать лет, никуда не выезжая, работает здесь гениальный учёный-конструктор, посвятивший всю жизнь без остатка созданию гигантского Излучателя. Величайший эксперимент с применением Излучателя и накопленной энергии, намеченный на ближайшие годы, должен помочь космическим кораблям Земли преодолеть скорость света. И вот теперь с таким трудом накопленную энергию просят отдать, чтобы спасти три человеческие жизни... Конструктор не хочет терять семнадцать лет, проведённые в добровольном заточении в размышлениях и расчётах на пределе возможностей его гениального мозга. Но просить о помощи погибающим людям приехала его бывшая возлюбленная. У неё есть, что ему сказать...
В рассказе Севера Гансовского "Гость из каменного века" (первая публикация в журнале "Вокруг света" № 8 за 1960 год) сбившийся с курса самолёт терпит аварию в глухой долине посреди сибирской тайги в трёх сотнях километров от ближайшего населённого пункта. Рация погибла во взорвавшемся самолёте, пилот и штурман, сломавший ногу, пытаются выбраться к людям. На привале им неожиданно наносит визит гигантский мамонт, с которым они позднее устанавливают почти дружеские отношения.
К сожалению, фантаст Гансовский (как и писатель Шалимов в разобранном мною выше рассказе "Музей Атлантиды") не даёт чуду никаких шансов стать общепризнанной реальностью хотя бы в пределах своего текста. Вся семья мамонтов (в долине ещё были самка мамонта и мамонтёнок-детёныш) во время снежной бури проваливается в огромную промоину в массиве льда, оставленном отступившим ледником, незаметную под слоем почвы и снега. Героев, похожих привидения, "израненных, ободранных и голодных", через двадцать дней находят охотники-якуты. В госпитале рассказы полуживых лётчиков о живых сибирских мамонтах считают бредом, а едва герои успевают выписаться, начинается война. Не до мамонтов...
Правда, в самом конце рассказа, в финальном его абзаце (прошло двадцать лет) подполковник, который пилотировал самолёт, попавший в катастрофу, сообщает, что намерен отправиться с экспедицией Академии наук в ту самую загадочную долину, а там, может быть, его до сих пор ждёт семья мамонтов, выкарабкавшаяся из ямы. Какое-никакое, а утешение расстроенному читателю...
Рассказ Аркадия и Бориса Стругацких "Свечи перед пультом" написан в 1960 г. и входит в условный цикл "История будущего". В сборник "Янтарная комната" рассказ был включен, как самостоятельное произведение, но в дальнейшем публиковался только как составная часть повести "Полдень, XXII век".
Океанологи Званцев и Акико приехали попрощаться с умирающим академиком Окадой. Как раз в это время под руководством профессора Каспаро идёт процесс жёсткого кодирования комплекса физиологических нейронных состояний (говоря по-простому — живого мозга академика) на кристаллическую квазибиомассу.
Чтобы исключить помехи и наводки, в радиусе двадцать километров от Института Биологического Кодирования не работает ни один электроприбор, на дорогах - заставы (почему-то из сотрудников Института). В процессе кодирования задействовано множество людей, судя по их количеству, работают они чуть ли не вручную. Сотрудники института с ног валятся, они не спали несколько суток. К моменту смерти Окады 98 процентов его мозга успели "записать" в двадцать тысяч секторов биомассы - "двадцать приземистых зданий с фасадами в три десятка метров, уходящих под почву на шесть этажей". По этой впечатляющей детали хорошо заметно, что в кибернетических реалиях к сегодняшнему дню изменилось очень многое... Теперь осталось лишь найти, как говорит один из персонажей рассказа: "способ перевода кода биомассы на живой мозг, то бишь на комплекс физиологически функционирующих нейронов в нуль-состоянии. Кстати, для этого требуется еще и живой мозг в нуль-состоянии, но для такого дела люди всегда находились и найдутся - например, я… Эх, все равно не разрешат. О живом мозге Каспаро и слышать не хочет. Вот чудак! Сиди теперь и жди, пока ленинградцы построят искусственный".
"Орлёнок не вернётся" (другие названия "Мы уходим к Аэлле" и "Орлёнок!") - последнее фантастическое произведение, входящее в к антологию "Янтарная комната". Напоминаю, что приключенческую составляющую сборника я не рассматриваю. Этот рассказ Валентины Журавлёвой - супруги и соратницы (в том числе и по ТРИЗ-разработкам) Генриха Альтова (Альтшуллера) относится к раннему периоду её творчества, отличающемуся тонким психологизмом и романтическим настроем.
Девушка отправляет с борта звездолёта "Орлёнок", идущему маршрутом планета Электра - планета Земля, послание своему возлюбленному: "Короткий всплеск энергии, несущий мои слова, будет долго идти сквозь Космос — туда, где за невообразимой далью находится невидимая Земля. Но настанет время, и ты услышишь мой голос". Любимый её друг тоже улетел на звёзды, чуть раньше девушки - и вот теперь, вернувшись, они должны встретиться дома, на родной планете. Но случилось так, что помощь команды "Орлёнка" нужна на ещё одной недавно открытой планете - Аэлле. Там пропала без вести первая исследовательская экспедиция. Все, включая Открывателя - парня, родившегося в космосе и 23 года (из них 7 лет в одиночестве) прожившего на осваиваемой землянами планете Электра, ни разу Земли не видевшего - однозначно решают изменить курс. А из этого следует, что своих родных и друзей они больше никогда не увидят...
При расставании на Земле девушка обещала сказать своему другу, любит ли она. Отправленное с борта звездолёта сквозь чёрное ничто её объяснение в любви наполнено надеждой: "Мы уходим к Аэлле. «Орленок» удаляется от Земли. С каждым часом, с каждой секундой увеличивается расстояние между нами. И все-таки мы ближе друг к другу, чем раньше. Что значит жалкая арифметика расстояний, если я люблю тебя! Не знаю, что ждет нас на чужой и злобной планете. Но как бы ни бушевало и ярилось небо Аэллы, я буду искать в нем твой корабль. Я знаю, мы увидимся с тобой. Ты не собьешься с пути, ты придешь, потому что я люблю тебя!"
Об упомянутых в этой статье фантастах и их книгах я писал на Дзене:
90 лет со рождения фантаста Валентины Журавлёвой
Путешествия во времени-1. Советский анабиоз
Путешествия во времени в советской фантастике-8. Александр Шалимов
Фантаст Александр Шалимов и День космонавтики
Я писал на Дзене о сборниках советской фантастики:
ДОРОГА БОГАТЫРЕЙ: о сборниках советской фантастики пятидесятых
ДОРОГА В СТО ПАРСЕКОВ: о сборниках советской фантастики конца пятидесятых
НЕВИДИМЫЙ СВЕТ: о сборниках советской фантастики конца пятидесятых