Всем привет!
Тревога – это состояние беспокойства, страха или напряжения, возникающее в ответ на неопределённость или угрозу. Крайне гадкое чувство.
До мерзости неприятно и до неприятности мерзко ощущать чувство страха, переходящее порой в панику, сердцебиение, потливость, дрожь, мышечное напряжение. В такие моменты хочется, чтобы все эти проявления наконец-то прекратились.
Забыть об этом, освободиться раз и навсегда от всех этих неприятных переживаний. Стать спокойным и невозмутимым как андроид.
Кажется, что тревога только вредит. Но это заблуждение.
Если бы тревога не приносила бы никакой пользы, мы бы ее никогда не испытывали. Однако польза от тревоги все же есть. Она позволяет вовремя мобилизоваться для решительных действий, быть на страже в нужный момент, что очень способствует.
Так что, тревога полезное в глобальном смысле приспособление. Тех, кто был лишен тревоги совсем, съели саблезубые тигры или затопали шерстистые носороги, а тревожные люди выжили, размножились и передали свою тревожность нам – вот мы и тревожимся.
Тревога помогает нам выживать и приспосабливаться к окружающему миру. Проблема заключается не в самой тревожности, а в ее избыточности. Чувство тревоги не нужно ненавидеть.
Тревога – это просто чувство и ничего больше. Она может навредить, она же может принести пользу, если включится в нужный момент.
Метафорически работу тревоги можно проследить на примере любимой младшими подростками игры «Five Nights at Freddy’s» (с англ. — «Пять ночей у Фредди»).
Суть игры такая: игрок (ночной сторож) сидит в комнате с мониторами. По зданию бродят страшные монстры, готовые растерзать игрока, как только его обнаружат. Чтобы этого не случилось, необходимо при их приближении закрывать двери кабинета.
О приближении монстров можно узнавать по мониторам, по рычанию в коридорах, конечно же. Задача продержаться всю ночь. Казалось бы, ничего сложного: просто закрыть все двери и сидеть в безопасности. Но фокус в том, что постоянно закрытые двери и постоянно включенные мониторы расходуют энергию, запас которой ограничен. Если энергия закончится, то ничто уже не помешает аниматроникам пробраться в кабинет и разорвать сторожа.
Задача игры научится соблюдать баланс между сохранением энергии и активными действиями по самозащите.
Слишком расслабишься – будешь съеден из-за своей беспечности, а перенапряжешься излишне – потеряешь энергию и не сможешь больше себя защищать.
В жизни все так и бывает: нужно соблюдать баланс между необходимостью сохранять энергию и необходимостью мобилизоваться и действовать. Если тревога постоянно мешает жить в первую очередь необходимо исключить медицинские причины. Стоит пройти обследование.
Если по организму все ОК, то стоит обратить внимание на удовлетворение базовых потребностей: еда, сон, движение, общение, развлечение. Это важнее, чем кажется. Когда базовые потребности удовлетворены, тревожность снижается в разы.
Тревогу можно (и нужно) рационализировать. Важно научится отличать реальную угрозу от мнимой, а то, что поддаётся контролю от того, что ты контролировать никак не можешь. Научиться сосредотачиваться на том, что в зоне контроля и отпускать то, на что нельзя повлиять.
Это позволит сберечь энергию. А чем больше энергии в запасе, тем меньше тревожность.
Так что рационализация творит чудеса.
Как вы боретесь с тревожностью?