Борис КОЗЛОВ, 10 «А» класс
Сознание единства на Руси возникло в X веке.
Национальная связь: язык, религия, общие цели
В основании нации лежат разрозненные славянские и финские племена. Славянские племена, составившие основу русской нации, различались в правовом и культурном отношениях и большей частью враждовали друг с другом. Каждая из древнерусских земель включала в себя или целое племя, или часть его. Например, племя кривичей разделилось на две самостоятельные и враждующие земли: Полоцкую и Смоленскую, а племена древлян, дреговичей и вятичей были поглощены другими княжествами.
Сознание единства русской нации зародилось в X и XI веках и отразилось в памятниках законодательных (Русская Правда) и литературных («Слово о полку Игореве»). Среди оснований национальной связи можно выделить сходство языка восточных славян, единство религии (после крещения Руси в 988 году) и единство княжеского рода, а также общие военные предприятия против Византии.
В состав русской национальности вошли славянские и иноземные элементы. Миграция происходила с запада (варяги), с востока — тюрки, а также с юга (хазары, потом печенеги, а затем и половцы). Цели их были либо военными, либо коммерческими. Также шла колонизация. Например, Новгородское княжество имело колонии в чудских странах.
Общество каждой из древнерусских земель состояло из трёх классов: бояр, горожан и смердов. Между ними и западноевропейскими сословиями нельзя поставить знак равенства, так как на Руси свободный человек обладал гораздо большей социальной мобильностью.
Бояре: и власть, и служба
В класс бояр входили земские бояре и дружинники. Первым были свойственны аристократическое происхождение, власть и богатство. Вторые составляли двор князя, включавший старшую и младшую дружины.
Старшая объединяла свободных и влиятельных чиновников, которых позже стали называть княжьими мужами. Младшая состояла из лично-зависимых лиц, исполнявших хозяйственные функции и составлявших военный полк князя. Со временем некоторые члены младшей дружины могли перейти в старшую посредством военной или гражданской службы. Члены боярских дружин тоже входили в состав высшего класса.
В XI веке появился единый боярский класс, когда всем боярам стали присущи качества как земских бояр, так и дружинных. Боярство Древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных привилегий, так как в каждой земле были свои классы. В целом боярином было тяжело стать: существовали требования к службе и имущественный ценз, и бывало, что личные качества помогали больше, чем происхождение. Хотя в любом случае сыну боярина было легче достигнуть боярства.
При отсутствии корпоративности бояре не могли пользоваться какими-либо привилегиями, ведь правом землевладения обладали все люди, однако наибольшим количеством земли владели бояре.
Горожане: свободные профессионалы
Горожанами были все свободные люди, жившие в городах.
Их нельзя назвать единым классом, занятым одной профессией. В целом они состояли из купцов, имевших право на землевладение и на государственную службу, но, в отличие от бояр, не имевших права заседать в думе; гостей (иностранных торговцев), которые впоследствии слились с купцами; чёрных городских людей.
В среду горожан могли вступать все свободные лица. В отличие от сельских обитателей, горожане не платили дань.
Смерды: риск потерять свободу
Смерды представляли из себя сельских жителей, среди которых были люди свободные, прикреплённые и несвободные. Русская Правда приписывает смерду личные права, права на вещи и наследство.
Свободные смерды, жившие на частновладельческих землях, назывались изорниками, исполовниками или четниками, в зависимости от того, занимали они пахотную землю, огород или рыбную ловлю. Изорник брал полевой участок, уплачивая хозяину 25 % урожая; исполовник платил 50 % дохода; четник нанимал рыболовный участок. Когда крестьянин отходил, он уплачивал владельцу 50 % урожая. Крестьянин имел право иска к своему землевладельцу.
Свободные крестьяне могли стать прикреплёнными — постоянно или временно. Временное прикрепление сохраняло смерду личные и имущественные права и право иска на господина, но за бегство или преступление смерд обращался в холопа, теряя почти все права. Постоянно прикреплённым смерд мог стать по прошествии длительного времени. Такие прикреплённые смерды были многочисленны уже в древнейшее время, так как Русская Правда уравнивает штраф за убийство холопа и смерда.
На этом закончим третий материал в цикле заметок об истории русского права. Ожидайте продолжения.
Использованные материалы: Владимирский-Буданов М. Ф. «Обзор истории русского права», Ключевский В. О. «Курс русской истории».