Сегодня это кажется немыслимым, как полет на воздушном шаре с открытым огнем, но еще каких-то 30-40 лет назад интерьер пассажирского самолета включал в себя обязательный аксессуар — встроенные пепельницы. Они до сих пор сохранились на старых лайнерах как немые свидетельства эпохи, когда клуб табачного дыма в салоне был такой же неотъемлемой частью полета, как стюардессы, разносящие обед. Современному пассажиру, привыкшему к кристально чистому воздуху за бортом и строгим правилам, сложно представить эту картину. А между тем, путь от курящего салона к его сегодняшнему состоянию был долгим и обусловлен целым комплексом причин — от борьбы за права человека до суровой экономической выгоды.
Золотой век курения на высоте: Но кому он был золотым?
Вплоть до 1990-х годов курение в самолетах было легальным и общепринятым. Салон делился на две части: для курящих и некурящих. Однако это разделение было во многом иллюзорным. Примитивная система вентиляции того времени не могла эффективно отсечь табачный смог, который, словно туман, расползался по всему пространству.
Бывший бортпроводник, отдавший небу период с 1980 по 2004 год, вспоминает: «Это был постоянный источник конфликтов. Дети плакали, у людей начиналась мигрень, астматики задыхались. Жалобы были самым частым явлением. Мы не могли ничего поделать — таковы были правила. Салон после длительного рейса, особенно ночного, напоминал прокуренный подвал — запах въедался в одежду, волосы и обивку кресел».
Общественное движение за запрет, зародившееся в США в 80-х, было закономерной реакцией на этот дискомфорт. Люди осознали, что вынуждены быть заложниками вредной привычки других в замкнутом пространстве на протяжении нескольких часов.
В Советском Союзе первый официальный запрет был введен в 1986 году подписью заместителя министра гражданской авиации Ивана Васина. Что примечательно, инициатива нашла неожиданную поддержку среди самих курильщиков. Один из них, с почти 40-летним стажем, делится: «Сам полет — это стресс для организма. Меня, например, постоянно тошнило. А тут еще и эта удушающая атмосфера. Запрет стал для меня личным облегчением. Я мог сосредоточиться на том, чтобы просто перенести перелет, а не бороться с тошнотой, усугубленной чадом».
Не только комфорт: Скрытые пружины глобального запрета
Хотя комфорт пассажиров стал главным публичным обоснованием, авиакомпании и регуляторы руководствовались и более весомыми аргументами.
1. Превентивная безопасность. Историки авиации подтвердят: хотя крупных катастроф, однозначно вызванных непотушенной сигаретой, не зафиксировано, инциденты с возгоранием в туалетах и отсеках были. Риск пожара на высоте в 10 000 метров — это экзистенциальная угроза для всех на борту. Установка высокочувствительных датчиков дыма и полный запрет стали самой эффективной мерой профилактики. Это позволило не просто устранить источник огня, но и избавиться от ложных срабатываний систем, которые могли быть вызваны сигаретным дымом.
2. Экономика до последней капли топлива. Воздух в современном самолете — это сложный коктейль. Около 50% — это свежий воздух, забираемый из атмосферы через двигатели, а остальные 50% — рециркуляционный воздух из салона, который проходит через высокоэффективные HEPA-фильтры. В эпоху курения, чтобы поддерживать хоть какое-то приемлемое качество воздуха, систему вентиляции приходилось запускать на более мощных режимах, забирая больше воздуха снаружи. Его сжатие и кондиционирование требуют значительной энергии, что напрямую ведет к перерасходу авиатоплива. На одном рейсе экономия может быть мизерной, но для авиакомпании, осуществляющей десятки тысяч полетов в год, запрет курения превратился в многомиллионную экономию.
3. Снижение эксплуатационных расходов. Табачный дым и пепел наносили ущерб интерьеру самолета: обивка кресел желтела и пропитывалась запахом, требовалась более частая и дорогостоящая химчистка, выходили из строя механизмы пепельниц. Их замена на простые заглушки и общее улучшение состояния салона также позволили авиакомпаниям существенно сократить расходы на техническое обслуживание.
Современные реалии: Жесткая цена за одну затяжку
Сегодня запрет носит абсолютный характер. Что же ждет того, кто решится нарушить это правило?
· Мгновенная реакция экипажа. Бортпроводники проходят специальную подготовку по действиям в таких ситуациях. Первым шапом всегда является категорическое устное требование прекратить нарушение.
· Протокол и штраф. После посадки экипаж в обязательном порядке передает нарушителя службе авиационной безопасности аэропорта. Далее вызывается наряд полиции, который составляет протокол об административном правонарушении. Размеры штрафов весьма внушительны и могут достигать десятков и даже сотен тысяч рублей, в зависимости от юрисдикции и обстоятельств.
· Экстренная посадка — кошмар для всех. Это крайняя мера, но она применяется. Если пассажир проявляет агрессию, отказывается подчиняться, или есть малейшие подозрения на угрозу безопасности (например, курение в туалете может быть расценено как попытка скрыть возгорание), командир воздушного судна принимает решение о вынужденной посадке в ближайшем аэропорту. В этом случае с нарушителя будут взысканы все колоссальные расходы на эту операцию: стоимость топлива, аэропортовые сборы, компенсация пассажирам за срыв connecting рейсов. Сумма может достигать миллионов рублей.
· Пожизненное клеймо — «черный список». Практически все авиакомпании ведут реестры недобросовестных пассажиров. Попадание в такой список означает пожизненный запрет на перелеты с этим перевозчиком. Информация о серьезных инцидентах может распространяться и среди других авиакомпаний-партнеров, фактически закрывая перед человеком двери целой альянсов.
Таким образом, некогда безобидная с точки зрения пассажира сигарета в самолете сегодня превратилась в действие с далеко идущими финансовыми, юридическими и репутационными последствиями. Эволюция отношения к курению на борту — это яркий пример того, как меняются социальные нормы, и как забота о комфорте, безопасности и экономической эффективности в итоге формирует ту цивилизованную среду, к которой мы все привыкли.