Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Средний танк Т-55, всё ещё в строю, 1957

Советский средний танк Т-55 стал одним из символов своей эпохи — периода разгона гонки вооружений во время Холодной войны, когда военные доктрины ведущих держав мира формировались под влиянием угрозы применения ядерного оружия. Разработанный с учетом применения атомных боеприпасов, Т-55 стал не только одним из передовых, но и одним из самых массовых танков в истории. Серийный выпуск танка проходил на протяжении более двух десятилетий, с 1958 по 1979 год, а количество произведенных танков, включая различные модификации, составило более двадцати трех тысяч единиц! Но чем он был так хорош? Средний танк Т-54Б, ставший серийным незадолго до появления задумки по «противоатомным» танкам, был вполне себе неплохой машиной. Однако всё разгоняющаяся Холодная война и появление ядерного оружия в массовом порядке, поставило перед военными острый вопрос — что будет с танками, если вдруг противник такое оружие применит? Тем более, что опыт уже был — американцы применили атомные бомбы в небе над Хироси
Оглавление

Советский средний танк Т-55 стал одним из символов своей эпохи — периода разгона гонки вооружений во время Холодной войны, когда военные доктрины ведущих держав мира формировались под влиянием угрозы применения ядерного оружия. Разработанный с учетом применения атомных боеприпасов, Т-55 стал не только одним из передовых, но и одним из самых массовых танков в истории. Серийный выпуск танка проходил на протяжении более двух десятилетий, с 1958 по 1979 год, а количество произведенных танков, включая различные модификации, составило более двадцати трех тысяч единиц! Но чем он был так хорош?

Средний танк Т-55 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Т-55 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Средний танк Т-54Б, ставший серийным незадолго до появления задумки по «противоатомным» танкам, был вполне себе неплохой машиной. Однако всё разгоняющаяся Холодная война и появление ядерного оружия в массовом порядке, поставило перед военными острый вопрос — что будет с танками, если вдруг противник такое оружие применит? Тем более, что опыт уже был — американцы применили атомные бомбы в небе над Хиросимой и Нагасаки, во время учений на Тоцком полигоне, тоже применили атомный боеприпас. Именно Тоцкие учения и поставили военных перед целью защитить экипажи танков, равно как и саму технику от поражающих факторов ядерного взрыва. Оставался только вопрос, как создать такой танк — пускать на доработки или разрабатывать новую машину с нуля. Выход нашел Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор КБ завода №183, в инициативном порядке разработавший новую модификацию уже серийного Т-54Б, причем настолько глубокую, что танк сочли полностью новой моделью.

Стенография совещания, на котором было принято решение об установке комплекса ПАЗ на танки, фактически предрёкшее создание танка Т-55. Изображение в свободном доступе.
Стенография совещания, на котором было принято решение об установке комплекса ПАЗ на танки, фактически предрёкшее создание танка Т-55. Изображение в свободном доступе.

Маленькое отступление — к моменту начала работ по новому танку, в СССР уже изобрели комлекс противоатомной защиты для танков, но установить её в серийные модели того времени было невозможно. Именно поэтому на базе Т-54Б был разработан опытный средний танк «Объект 155».

Изначально проект инженера Карцева был модификацией «пятьдесятчетверки» без комплекса ПАЗ, но ещё в 1956 году, военные, подробно изучив результаты испытаний устаревших средних танков Т-34, тяжёлых танков ИС-2 и ИС-3, так и стоящих в строю средних танков Т-54 и тяжелых Т-10, выдали требования для нового, более защищённого танка. Военные потребовали устранить выявленные принципиальные недостатки техники, разработанной без учёта предписаний о ведении боевых действий в условиях ядерной войны. Обработав результаты натурных испытаний, Минобороны СССР выдало чёткие указания — избыточное давление внутри танка при его нарастании снаружи не должно было превышать 0,3 атмосферы; система герметизации должна была срабатывать за 0,3 секунды с момента воздействия гамма-излучения на танк. Фактически, они предписали доработать серийные танки до актуальных параметров.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Первым танком, который должен был получить комплекс противоатомной защиты, стал серийный средний танк Т-54Б, получивший внутризаводской индекс «Тема №3», а чуть позже — «Объект 155». Работа над проектом кипела, все разработки шли достаточно споро — уже к лету 1957 года были готовы два прототипа, которые военных не устроили по разным причинам. Они приказали «выдрать из обоих танков всё самое лучшее, оснастить комплексом ПАЗ и собрать из этого адекватный танк» — слишком утрированно, но буквального текста я вспомнить не смог. Осенью того же года, новый танк, который получил обозначение Т-54БМ, был готов к полигонным испытаниям, которые прошли с ноября 1957 по январь 1958 года включительно. Прототипы успешно прошли испытания на полигоне НИИБТ зимой и весной 1958 года. По их результатам и было решено принять танк «Объект 155» на вооружение, но в чуть изменённом облике — военные решили демонтировать зенитный пулемёт и установить проверенный стабилизатор орудия «Циклон», поскольку установленный опытный образец стабилизатора «Метель» ещё требовал доработки. Причём новую машину рекомендовали к серийному производству сразу после выполнения необходимых доработок.

Один из первых танков Т-55 (ещё из задела по танкам Т-54). Фотография в свободном доступе.
Один из первых танков Т-55 (ещё из задела по танкам Т-54). Фотография в свободном доступе.

Учитывая складывающуюся на политической арене ситуацию, военные решили не медлить — новый танк был во многом основан на хорошо освоенном в производстве Т-54, изменения для работы экипажа внесли небольшие — новую машину, которой уже присвоили индекс Т-55, можно было выпускать в войска без всякой опаски — 24 мая 1958 года вышел приказ Министра обороны СССР, согласно которому новый средний танк под индексом Т-55 был принят на вооружение, а его серийное производство предписывалось начать практически одновременно на заводах в Нижнем Тагиле, Омске и Харькове. Кстати, история не лишена драматизма — широко известный танковый конструктор Александр Александрович Морозов попытался воспротивиться использованию базового Т-54 в «неположенных для него целях», буквально закидав военное руководство письмами. Однако Министерство обороны СССР к увещеваниям конструктора осталось глухо — стране требовалась новая машина и этому нужно было подчиниться.

Один из ранних Т-55. Судя по состоянию буксировочного троса (в упаковочной промасленной бумаге) и наличию деревянных транспортных клиньев, машина только что прибыла с завода. Наличие штатных бочек и крепление осветителя «Луна» к маске пушки дают основания датировать выпуск машины ориентировочно мартом-апрелем 1959 г. Из особо интересного – наличие забашенной корзины, которая не отмечена больше ни на одном фотоснимке. Фотография представлена в свободном доступе.
Один из ранних Т-55. Судя по состоянию буксировочного троса (в упаковочной промасленной бумаге) и наличию деревянных транспортных клиньев, машина только что прибыла с завода. Наличие штатных бочек и крепление осветителя «Луна» к маске пушки дают основания датировать выпуск машины ориентировочно мартом-апрелем 1959 г. Из особо интересного – наличие забашенной корзины, которая не отмечена больше ни на одном фотоснимке. Фотография представлена в свободном доступе.

Конструкторам под руководством Карцева удалось решить тяжёлую задачу — повысить боевые характеристики танка, не увеличивая при этом его боевую массу и габариты. И у них получилось — его дала оптимизация использования существующего забронированного объема, что помогло не только повысить боевые и защитные качества танка, но и увеличить боекомплект, радиус действия машины, а также поработать над скоростными характеристиками. Одним из ключевых новинок, которые позволили добиться этого, стало применение баков-стеллажей — их конструкция совмещала в себе топливные баки и ячейки для снарядной боеукладки, позволив разместить в боевом отделении дополнительные девять артиллерийских выстрелов, увеличив боекомплект пушки с 34 до 43 снарядов, и одновременно нарастить емкость топливных баков на 150 литров.

Описание конструкции

Танк Т-55 сохранил компоновочную схему, ставшую распространенной для большинства танков мира. Внутреннее пространство корпуса было разделено на три отделения. В передней, носовой части располагалось отделение управления, где находилось рабочее место механика-водителя. Центральную часть корпуса и башню занимало боевое отделение, где размещались командир танка, наводчик орудия и заряжающий. В кормовой части машины находилось моторно-трансмиссионное отделение, в котором были скомпонованы двигатель и элементы трансмиссии. Экипаж танка состоял из четырех человек.

Бронированный корпус

Защита танка Т-55 была ожидаемо дифференцированной — лобовую часть корпуса образовывали две плиты стальной катаной брони толщиной в 100 миллиметров, расположенных под рациональными углами наклона — 60° для верхней лобовой детали и 55° для нижней. Борта корпуса собирались из плит стальной катаной брони толщиной в 60 миллиметров (располагалась под углом в 60°) и 80 миллиметров в нижней части борта, установленной вертикально. Корма машины была образована тремя плитами из катаной стальной брони толщиной в 30 (расположенной под углом в 60°), 45 (расположенной под углом в 17°) и 20 миллиметров, расположенной под углом в 70°. Днище было образовано сплошным листом толщиной в 15 миллиметров, крыша корпуса варьировалась по толщине от 15 до 30 миллиметров. Все части корпуса соединялись между собой при помощи сварки, и обеспечивали адекватный (хотя бы по мнению военных) уровень защиты от противотанковой артиллерии. Весьма странное заключение, если учесть, что несовершенные ещё противотанковые гранатомёты могли пробивать куда более толстую броню, но имеем то, что имеем.

Чертёж-схема корпуса и заброневого пространства среднего танка Т-55. Изображение в свободном досутпе.
Чертёж-схема корпуса и заброневого пространства среднего танка Т-55. Изображение в свободном досутпе.

Башня танка имела литую конструкцию полусферической формы с переменной толщиной стенок от 50 до 200 миллиметров. Если говорить точнее, то лобовая броня башни в области маски орудия имела толщину в 200 миллиметров, выше толщина брони составляла уже 70 миллиметров, но отклонённых от вертикали на угол в 52°, повышая уровень защиты за счёт углов рационального наклона. Борта башни имели толщину в 160 миллиметров в нижней её части, а выше толщина брони составляла 115 миллиметров, расположенных под углом в 45°. Корма башни имела толщину в 65 миллиметров в нижней части, верхняя часть имела толщину в 50 миллиметров, расположенных под углом в 45°. Крыша башни, оснащенная двумя люками для экипажа и технологическими лючками, имела сложную форму и приваривалась к остальной конструкции башни. На поздних модификациях Т-55 применялись дополнительные меры защиты — блоки динамической защиты в виде сварных коробчатых конструкций из 30-миллиметровых бронелистов, внутренняя полость которых, имевшая зазор в 30 мм, включала в себя стальные пластины толщиной в пять миллиметров, и заполнялась пенополиуретаном. Борта корпуса дополнительно прикрывались десятимиллиметровыми противокумулятивными экранами из прорезиненной ткани. Для повышения противоминной защиты механика-водителя днище в его районе усиливалось приварными бронелистами толщиной 20 мм.

Т-55 — экспонат музейного комплекса УГМК, Верхняя Пышма. Фотография в свободном доступе.
Т-55 — экспонат музейного комплекса УГМК, Верхняя Пышма. Фотография в свободном доступе.

Во многом конструкция корпуса Т-55 повторяла решения, применённые в конструкции танков Т-54Б, однако слишком много изменений было внесено в конструкцию, чтобы считать их идентичными. В конструкции башни основным изменениям подвергся люк заряжающего (его крышка располагалась на крыше башни и откидывалась в сторону носа танка при положении башни пушкой вперед). Амбразура башни спереди закрывалась подвижной броневой защитой. Сверху броневая маска закрывалась защитным чехлом. Особого внимания требует установленная на танке автоматическая противоатомная защита танка — в состав комплекса ПАЗ входили несколько разработок:

  • герметизован бронекорпус и башня для защиты экипажа и внутренних агрегатов танка от действия взрывной волны с избыточным давлением во фронте 3,5-4 килограмм на квадратный сантиметр;
  • установка закрывающихся жалюзи над воздухопритоками и воздуховодами системы охлаждения двигателя (привод управления жалюзи находился у механика-водителя);
  • введены системы для создания на короткое время (до 30 минут) избыточного давления от 0,001 до 0,0015 килограмм на квадратный сантиметр в боевом отделении и отделении управления;
  • система фильтрации от пыли воздуха, поступающего для вентиляции боевого отделения и отделения управления, с коэффициентом очистки 0,99 при запыленности 2,5 грамм на кубометр;
  • разработку стопора башни, удерживающего её при напоре воздушной волны с давлением 2,9-3,6 килограмм на квадратный сантиметр.

Вооружение

Орудием главного калибра среднего танка Т-55 являлась 100-миллиметровая нарезная танковая пушка Д-10Т2С, оснащённая стабилизатором вооружения СТП-2 «Циклон», который позволял наводчику удерживать цель в прицеле и вести огонь во время движения танка. Д-10Т2С могла бороться с любыми танками стран вероятного противника того времени на дистанциях реального танкового боя, в основном, благодаря кумулятивным боеприпасам, принятым на вооружение чуть позже самой машины. Максимальная дальность выстрела из орудия достигала четырнадцати с половиной километров при максимальных углах подъёма, при этом дальность эффективного выстрела составляла от полутора до двух километров. Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-22 и ночного прицела ТПН-1 с инфракрасным прожектором Л-2. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости при выключенном стабилизаторе составляли от -5° до +18°. Автомат заряжания на танках первой серии не устанавливался, он появится несколько позже, в будущих модификациях.

100-миллиметровая нарезная танковая пушка Д-10Т2С позволяла эффективно бороться с любыми танками армий вероятного противника. Фотография в свободном доступе.
100-миллиметровая нарезная танковая пушка Д-10Т2С позволяла эффективно бороться с любыми танками армий вероятного противника. Фотография в свободном доступе.

В качестве вспомогательного вооружения на танках Т-55 использовались два 7,62-мм пулемёта СГМТ (позднее их заменят на ПКТ) — один из них был спарен с орудием, второй устанавливался справа от рабочего места механика-водителя. На танках первых серий зенитных пулемётов не устанавливалось, и мотивировалось это защитой экипажа от поражающих факторов ядерного оружия, хотя на самом деле, зенитный пулемёт был малоэффективен против уже распространившихся реактивных самолётов. Его вернут позднее, когда в армиях вероятного противника начнут применять боевые вертолёты — в начале будут устанавливать крупнокалиберные 12.7-мм пулемёты ДШК, а в более поздних сериях его заменят на 12.7-мм пулемёты НСВ.,

Размещение боеукладки в танке Т-55. Изображение в свободном доступе.
Размещение боеукладки в танке Т-55. Изображение в свободном доступе.

Боекомплект к орудию состоял из 43 снарядов унитарного типа, размещённых следующим образом — в носовой части машины, по правому борту расположена укладка на 18 снарядов, ещё одна хомутиковая укладка на четыре снаряда располагалась по правому борту в боевом отделении, напротив неё, на левой стороне боевого отделения располагалась ещё одна хомутиковая укладка на два снаряда. Одна укладка хомутикового типа на один снаряд располагалась в полу позади рабочих мест наводчика и заряжающего, над ней, на задней стенке боевого отделения располагалась стеллажная укладка на десять снарядов, над которой была ещё одна укладка на один снаряд. Наконец, по правому борту башни располагалась ещё одна укладка на два снаряда и шесть располагались в такой же установке на кормовой стенке. В боекомплект к танку входили бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Пулемёты имели боекомплект в 3500 патронов калибра 7.62 и 300 патронов калибра 12.7 миллиметров. Дополнительно в танке по штатному расписанию полагалось держать один АК/АКМ с боекомплектом в 300 патронов (десять снаряженных магазинов), двадцать ручных гранат Ф-1, а также сигнальный пистолет с дюжиной сигнальных ракет к нему.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки танка Т-55 служил V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-55 жидкостного охлаждения, объёмом в 38,8 литров, выдававший максимальную мощность в 580 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент составлял 2254 ньютон-метра при 1400 оборотах в минуту, его полагалось использовать при форсировании трудной местности для повышения тяги. Двигатель устанавливался поперёк моторно-трансмиссионного отделения, имел жидкостную систему охлаждения закрытого цикла, включающую в себя алюминиевый радиатор трубчато-пластинчатого типа, расположенный в МТО над коробкой передач, а также центробежный вентилятор, установленный на оси, закрепленной на кронштейне кормового листа корпуса танка. Ёмкость системы охлаждения составляет 80 литров.

Двигатель танка Т-55. Фотография в свободном доступе.
Двигатель танка Т-55. Фотография в свободном доступе.

Топливная система включала в себя четыре внутренних топливных бака общей емкостью 680 литров и три наружных, размещенных на правой надгусеничной полке, общей емкостью 280 литров. Суммарная ёмкость, таким образом, составляла 960 литров, что обеспечивало запас хода в 500 километров при движении по шоссе в экономичном режиме. Расход топлива при движении по шоссе составлял 190-210 литров на 100 км, а по грунтовой дороге — 300-330 литров, что обеспечивало запас хода до 500 и 320 км соответственно. Все баки для предохранения от коррозии покрыты внутри бакелитовым лаком, а снаружи окрашены краской.

Моторно-трансмиссионное отделение танка: 1—масляный радиатор; 2—двигатель; 3— средний топливный бак; 4— воздухоочиститель; 5—стартер; 6—коробка передач; 7—компрессор; 8—механизм поворота; 9—вентилятор; 10—центробежный маслоотделитель. Изображение в свободном доступе.
Моторно-трансмиссионное отделение танка: 1—масляный радиатор; 2—двигатель; 3— средний топливный бак; 4— воздухоочиститель; 5—стартер; 6—коробка передач; 7—компрессор; 8—механизм поворота; 9—вентилятор; 10—центробежный маслоотделитель. Изображение в свободном доступе.

Привод от двигателя к ведущим колесам передавался через механическую трансмиссию. В ее состав входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, два планетарных механизма поворота, которые обеспечивали маневренность танка, привод вентилятора и бортовые передачи. Главным элементом всей трансмиссии была гитара — повышающий редуктор с передаточным числом 0,7, с помощью которого крутящий момент передается от двигателя к главному фрикциону. Механизмы поворота — двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, обеспечивающие прямую и замедленную передачу крутящего момента от главного вала КПП к ведущему валу бортовой передачи. За счет сообщения гусеницам разных скоростей движения происходит поворот в сторону отстающей гусеницы. Минимальный радиус поворота при постановке рычага механизма поворота в положение I — 8,91 м, в положение II — 2,64 м.

Заметных отличий от предшественника в области ходовой части Т-55 не получил. Фотография в свободном доступе.
Заметных отличий от предшественника в области ходовой части Т-55 не получил. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть из учета на один борт, состоит из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков с литыми дисками диаметром в 810 миллиметров, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и переднего направляющего колеса. Подвеска танка Т-55 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами, соединенными с балансирами передних и задних опорных катков. Опорные катки левого борта смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта из-за смещения торсионных валов подвески. Гусеничный движитель — металлический, мелкозвенчатый, с резинометаллическим или открытым шарниром и цевочным зацеплением. В одном движителе, в зависимости от шарнира, может быть как 90 (с открытым шарниром), так и 91 (с резинометаллическим шарниром) траков. Ширина гусеничного движителя составляет 580 мм, с шагом в 137 мм. Масса одной гусеницы — 1420 кг или 1600 кг — в зависимости от вида шарнира. Удельное давление танка на грунт составляло 0,81 килограмм на квадратный сантиметр, что позволяло двигаться с достаточной скоростью по любым поверхностям.

Т-55 с установленным комплектом ОПВТ выбирается на сушу. Фотография в свободном доступе.
Т-55 с установленным комплектом ОПВТ выбирается на сушу. Фотография в свободном доступе.

Танк двигался со скоростью до 50 километров в час по шоссе или твёрдому грунту, при движении по пересечённой местности скорость резко снижалась до 27 километров в час. Он мог лезть вверх по склонам до 32°, преодолевать стены и вертикальные препятствия высотой до 80 сантиметров, перепрыгивать рвы шириной до 2.7 метра и броды глубиной до 1.5 метров. С подготовленным к подводному ходу танком и установленным оборудованием, танк Т-55 может пересекать водные преграды глубиной до пяти метров.

Приборы наблюдения и связи

Для наблюдения за полем боя и ведения огня экипаж Т-55 был оснащен комплексом оптических приборов. Основным инструментом наводчика для стрельбы днем служил телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22. Для ведения боевых действий в темное время суток использовался активный инфракрасный ночной прицел ТПН-1-22-11, работавший с инфракрасным прожектором, установленным на башне, а также прибор наблюдения ТНП-165. Рабочее место механика-водителя оснащалось двум призменными приборами наблюдения с пневможидкостной очисткой наружных стекол, командир мог обозревать окрестности через четыре призменных прибора наблюдения, а также перископический прибор ТПКУ-2Б.

Справа от орудия устанавливался инфракрасный прожектор подсветки для прибора ночного видения. Фотография в свободном доступе.
Справа от орудия устанавливался инфракрасный прожектор подсветки для прибора ночного видения. Фотография в свободном доступе.

Внешняя связь обеспечивалась симплексной танковой УКВ-радиостанцией Р-113 «Гранат». Она позволяла поддерживать радиотелефонную связь с однотипными станциями на расстоянии до 25 километров во время движения, во время движения дальность связи падала вдвое, до 13 километров. Начиная с модификации Т-55А, на танки устанавливалась радиостанция Р-123 «Магнолия» с более широким диапазоном рабочих частот и возможностью настройки на четыре предустановленных канала. Дальность связи на ней достигала 20 километров на стоянке при выключенном режиме шумоподавления и до 14 километров в движении.

Радиостанция Р-123 «Магнолия» собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Радиостанция Р-123 «Магнолия» собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства (ТПУ) Р-120 на три абонента (механик-водитель, командир и наводчик), с возможностью подключения внешнего вывода для работы с десантом на броне. С января 1966 года на танки начали устанавливать полупроводниковые ТПУ Р-123 и ТПУ Р-124, обеспечивающие более чистую связь между абонентами в любых условиях. Командирские варианты танка с индексом Т-55К, оснащались второй радиостанцией Р-112 для связи с командованием, с дальностью связи до 50 километров.

Электрооборудование

Электропроводка среднего танка Т-55 выполнена по однопроводной системе с напряжением в сети 24-29 Вольт. Исключением по проводке выступает внутреннее освещение танка, находящееся в своем контуре с двухпроводной системой. Источниками электроэнергии танка выступают четыре стартерных аккумулятора 6СТЭН-140М, соединенных последовательно, общей емкостью в 280 Ампер-часов, а также четырехполюсный генератор Г-5 мощностью в 5 кВт, работающий в паре с регулятором Р-5М. Эта схема питает электрическое оборудование всего танка — противоатомную защиту, электрический стартер, привод вращения башни, систему вентиляции, подачи топлива и масла, приборы освещения, системы обогрева прицелов, часового механизма и смотрового стекла, подогреватель двигателя, термическая дымовая аппаратура, противопожарное оборудование, радиостанцию и внутреннее переговорное устройство.

Конструкция Т-55 обладала широким модернизационным потенциалом. На базовую платформу позже устанавливались множественные усовершенствования — от дополнительной бронезащиты до комплекса управляемого вооружения 9К116 «Бастион», позволяющего вести огонь управляемыми ракетами через ствол пушки. Появлялись лазерные дальномеры, такие как КТД-2, и электронные баллистические вычислители БВ-55, повышающие точность стрельбы. Именно гибкость и возможность адаптации к меняющимся условиям объясняют долголетие Т-55 на вооружении армий многих стран мира.

Модификации

За всё время службы средний танк Т-55 «оброс» несколькими модификациями, а также полутора десятками дополнительных (иногда опытных) модернизаций:

Т-55 образца 1960 года оснащался дублирующим приводом управления 19-дисковым главным фрикционом, установкой призменного прибора наблюдения у наводчика взамен базового МК4, а также пневможидкостной системой очистки смотровых приборов механика-водителя.

Т-55А, появившийся в 1962 году, оснащался новым комплектом активной противоатомной защиты за счёт установки противорадиационных материалов снаружи и внутри обитаемых отделений, а также отсутствием курсового пулемёта. Именно на этой модификации появились резинометаллические шарниры и усиленная коробка передач, а также зенитный пулемёт ДШК (с 1969 года) или НСВ (с 1971-1972 годов), а с 1974 года танк получил лазерный дальномер КТД-1 «Нева», новый гамма-датчик ГД-1М и радиостанцию Р-123, также были введены прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59.

Т-55К — командирский вариант Т-55 отличавшийся наличием дополнительной радиостанции Р-112, другой навигационной аппаратуры и зарядного устройства АБ-1-П/30. Боекомплект пришлось уменьшить до 37 выстрелов из-за установки двух радиостанций Р-123 (или Р-123М), а командира полка Р-123 и Р-130.

Т-55АК был командирским вариантом танка Т-55А, с установкой оборудования, аналогичного Т-55К.

ТО-55 (объект 482) — огнемётный танк, выпускался с 1960 года. Вместо спаренного пулемёта установлен огнемёт АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях. Пушка и курсовой пулемёт сохранены. В носовой части корпуса смонтирован бак для огнесмеси ёмкостью 460 л.

Опытная модификация с комплексом «Алмаз» была ещё одной попыткой сделать из танка боевой дрон, управляемый дистанционно. Модификация была разработана в 1961 году, и в результате осталась опытной. В ходе испытаний комплекс «Алмаз» показал ненадёжную работу, поэтому танк не был принят на вооружение.

Т-55АМ, модификация 1983 года. На танке установили дополнительную броневую защиту башни, корпуса и днища, а также резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион», двигатель В-55У, мощностью 620 «лошадок», новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон» М1), теплозащитный кожух на ствол пушки, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и систему защиты от напалма «Сода». Часть танков оснащалась зенитным пулемётом ДШКМ. Также модернизирована ходовая часть, установлены гусеничные ленты с повышенными грунтозацепами. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.

Т-55АМ-1 — вариант модернизации Т-55А, от Т-55АМ отличается установкой дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 лошадиных сил. В крупную серию не запущен.

Т-55АД — модернизация Т-55А из 1983 года. На танке установили комплекс активной защиты 1030М «Дрозд» с выстрелами 3УОФ14, дополнительную броневую защиту корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, двигатель В-55У, мощностью 620 л. с., лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62 и систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча». Выпущен малой серией.

Т-55АД-1 — вариант модернизации Т-55А, от Т-55АД отличается установкой дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 лошадиных сил.

Т-55АМВ — модернизация Т-55А, разработанная в 1985 году. На танк установили новые «примочки» — навесная динамическая защита, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион», двигатель В-55У, мощностью 620 лошадиных сил, новую систему управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон» М1), теплозащитный кожух на ствол пушки, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и систему защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом ДШКМ. Модернизирована ходовая часть, установлены гусеничные ленты ГМШ с повышенными грунтозацепами. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.

Т-55М разработан в 1983 году. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион»; двигатель В-55У, мощностью 620 л. с.; новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон» М1); теплозащитный кожух на ствол пушки; система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом ДШКМ. Модернизирована ходовая часть, установлены гусеничные ленты ГМШ с повышенными грунтозацепами. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.

Т-55М-1 Вариант модернизации Т-55, от Т-55М отличается установкой дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 лошадиных сил. В серию не пошёл.

Т-55М1 — опытный вариант модернизации Т-55, от Т-55М отличается отсутствием КУВ

Т-55М1-1 Вариант модернизации Т-55, от Т-55М1 отличается установкой дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 лошадиных сил.

Т-55МВ разработана в 1985 году. На танк установили навесную динамическую защиту, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион», двигатель В-55У, мощностью 620 лошадиных сил, новую систему управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон» М1), теплозащитный кожух на ствол пушки, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и систему защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом ДШКМ. Модернизирована ходовая часть, установлены гусеничные ленты ГМШ с повышенными грунтозацепами. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.

Т-55М2 — экспортный вариант танка Т-55. Разработан в 1983 году. Установлены резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и система защиты от напалма «Сода». Особой популярности не снискал.

Т-55М5 — на танке установили встроенную динамическую защиту башни и корпуса, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, двигатель В-46-5М, мощностью 690 л. с. (ранее В-55У мощностью 620 л. с.), новая автоматизированная система управления огнём, теплозащитный кожух на ствол пушки, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча», систему противопожарного оборудования, современные средства связи, комбинированный прибор механика-водителя ТВК-3 и модернизированный прибор командира ТКН-1СМ. Усилена ходовая часть. Возможна установка комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион» и зенитного пулемёта НСВ.

Т-55М6 последняя опытная модернизация Т-55. На танке была: установлена башня от Т-72Б с 125-мм пушкой, а позади башни контейнер с автоматом заряжания на 22 выстрела; встроенная динамическая защита башни и корпуса; двигатель В-46-5М мощностью 690 л. с.; новая система управления огнём (по выбору заказчика — от Т-72Б или Т-80У). Корпус удлинён, добавлен шестой опорный каток. Возможна установка опорных катков от Т-55, Т-72 и Т-80.

Боевое применение

Единственной реальной проверкой боевой техники может выступать её применение в реальных боевых действиях, и для Т-55 полигонами стали локальные войны второй половины XX века. Основным театром военных действий, где эти танки применялись массово, стал Ближний Восток. Боевое крещение танков Т-55 произошло во время Шестидневной войны 1967 года. Все три арабские армии потерпели поражение в танковой войне (из них только Египет и Сирия имели танки Т-55). Особенно тяжелы были потери египетской армии, где в результате боевых действий израильская армия уничтожила и захватила 82 египетских танка Т-55. Сирия применяла Т-55 менее массово, и их потери составили всего 5 танков. Армии Египта и Сирии использовали Т-55 в ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов. В ходе конфликта 1973 года танки семейства Т-54/55 составляли до 70 процентов в бронетанковых парках арабских государств.

Т-55 ведут огонь. Фотография в свободном доступе.
Т-55 ведут огонь. Фотография в свободном доступе.

В этих сражениях Т-55 впервые столкнулись с танками западного производства, стоявшими на вооружении Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) — британскими «Центурионами» и американскими M48 и M60. На исход столкновений влияли не только технические характеристики машин. Важным фактором становился уровень подготовки экипажей и тактические решения командиров. Арабские армии, обученные по советским уставам, применяли танки в рамках доктрины «шокового удара», предполагавшей массированные атаки, что в условиях организованной израильской обороны приводило к потерям.

Последняя модификация танка, Т-55М6 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Последняя модификация танка, Т-55М6 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Танки Т-55 также применялись армией Северного Вьетнама в ходе Вьетнамской войны. В ходе третьей индо-пакистанской войны индийские Т-55 сражались против пакистанских танков Тип 59, которые являлись их китайской копией. Обе стороны использовали эти машины во время ирано-иракской войны. Танки Т-55 состояли на вооружении ограниченного контингента советских войск в Афганистане, опыт боевых действий в этой стране был учтен при последующей модернизации танка — например, танки стали производиться с усиленной противоминной защитой. Машины этого типа применялись всеми сторонами в ходе распада Югославии. Также танки Т-55 принимали участие в боевых действиях в Персидском заливе, Словении и Ираке, а последним фактом их боевого применения стали боевые действия в рамках СВО на Украине.

Заключение

Средний танк Т-55 занимает значимую роль в истории мирового танкостроения. Он стал явлением, определившим облик танковых сил десятков государств на многие десятилетия. Его история — это пример отличной работы советской конструкторской школы, создавшей танк, который сочетал массовый выпуск, отработанную конструкцию и сбалансированные характеристики, отвечавшие требованиям своей эпохи. Ключом к его долголетию стал заложенный в конструкцию потенциал для модернизации — благодаря этому, средний танк Т-55 продемонстрировал живучесть и адаптивность, пройдя через множество усовершенствований и оставаясь в строю даже после появления танков новых поколений. Его участие в многочисленных конфликтах показало, что в бою важна не только техника, но и человек, его выучка, и система, в рамках которой они действуют. Даже сегодня, спустя десятилетия после своего создания, модернизированные Т-55 продолжают нести службу в армиях некоторых стран Азии и Африки, что является свидетельством дальновидности заложенных в него конструктивных решений.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.