Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Средний танк Т-54, 1944

Средний танк Т-54 можно по праву назвать “танком-долгожителем” — дольше него на вооружении армии России (как советской, так и демократической) не находился ни один образец танковой техники. За что же он так полюбился в войсках, что его не отпускают на покой почти 80 лет с момента запуска серийного производства? Попробуем разобраться. История среднего танка Т-54 тесно связана с предыдущим проектом Александра Морозова — средним танком Т-44. Его создавали в качестве замены среднего танка Т-34, однако что-то пошло не так и полноценной замены не вышло — Т-44 приняли на вооружение в качестве временной замены, ведь машина не соответствовала заявленным военными требованиям. Если бронирование серийных танков удалось довести до приемлемого уровня, то по вооружению “сорок четвертый” безнадежно проседал — 85-мм пушка ЗИС-С-53 уже в 1944 году не отвечала требованиям по бронебойным качествам, а значит, свою основную задачу средний танк Т-44 на поле боя выполнять не мог. Однако сразу после войны попы
Оглавление

Средний танк Т-54 можно по праву назвать “танком-долгожителем” — дольше него на вооружении армии России (как советской, так и демократической) не находился ни один образец танковой техники. За что же он так полюбился в войсках, что его не отпускают на покой почти 80 лет с момента запуска серийного производства? Попробуем разобраться.

Средний танк Т-54 в Военно-историческом музее в г. Дрезден. Фотография в свободном доступе
Средний танк Т-54 в Военно-историческом музее в г. Дрезден. Фотография в свободном доступе

История создания

История среднего танка Т-54 тесно связана с предыдущим проектом Александра Морозова — средним танком Т-44. Его создавали в качестве замены среднего танка Т-34, однако что-то пошло не так и полноценной замены не вышло — Т-44 приняли на вооружение в качестве временной замены, ведь машина не соответствовала заявленным военными требованиям. Если бронирование серийных танков удалось довести до приемлемого уровня, то по вооружению “сорок четвертый” безнадежно проседал — 85-мм пушка ЗИС-С-53 уже в 1944 году не отвечала требованиям по бронебойным качествам, а значит, свою основную задачу средний танк Т-44 на поле боя выполнять не мог.

Попытка добронировать и перевооружить Т-44 получила индекс Т-44-100. Фотография в свободном доступе.
Попытка добронировать и перевооружить Т-44 получила индекс Т-44-100. Фотография в свободном доступе.

Однако сразу после войны попытку модернизации “сорок четвертого” провести пытались — в сети есть протоколы испытаний двух вариантов “обновленного” среднего танка — вооруженных 100-мм опытной пушкой ЛБ-1 и 122-мм пушкой Д-25Т, уже серийной и выступавшей орудием главного калибра на тяжелых танках ИС-2. Второй образец отмели сразу — шасси оказалось неспособно “вытянуть” отдачу мощного орудия, а вот вариант со 100-мм пушкой оказался куда удачнее. Был построен еще один прототип, но уже с дополнительным прикрытием корпуса в виде бронеэкранов — так конструкторы предложили бороться с кумулятивными боеприпасами вероятного противника. Вариант с навесными экранами военным не понравился — еще свеж был опыт применения противником “усиленных” Pz.Kpfw.IV с противокумулятивными экранами, которые на деле оказались не совсем полезными.

Первый опытный Т-54, который все еще сильно был похож на Т-44. Фотография в свободном доступе.
Первый опытный Т-54, который все еще сильно был похож на Т-44. Фотография в свободном доступе.

Тогда Морозов “вспомнил” про свой проект модернизации среднего танка, получивший индекс Т-44В, работы над которым начались незадолго до работ по серьезным модификациям “сорок четвертого”. 20 августа 1944 года проектная документация по танку была представлена министру танкопрома Малышеву, который присвоил новому танку индекс Т-54, а следом указал собрать первый прототип новой машины к 1 декабря 1944 года, а не позднее 15 января 1945 поставить образец для прохождения обширной программы испытаний. При этом было приказано “торопиться медленно” — работать над проектом максимально сосредоточенно, но в срок уложиться. Война заканчивалась, но и “враги коммунизма не дремали” — в военном руководстве СССР понимали, что один только разгром нацистской Германии не поставит точку в послевоенном переустройстве мира. Однако в указанные сроки танк не был поставлен, что едва не поставило точку в его “карьере” — виной всему был двигатель.

Еще один образец, уже ближе к серийному, вооруженный 100-мм пушкой ЛБ-1 с дульным тормозом. Фотография в свободном доступе.
Еще один образец, уже ближе к серийному, вооруженный 100-мм пушкой ЛБ-1 с дульным тормозом. Фотография в свободном доступе.

Дело в том, что новый танк должен был серьезно подрасти по массе, а учитывая, что он еще являлся средним по войсковой классификации, ему надлежало иметь достаточную для этого класса подвижность и маневренность на полях сражений. А двигателя, годного на такое не было — штатная для Т-44 силовая установка В-44 мощностью в 500 “лошадок” не смогла бы потянуть потяжелевший на пять тонн новый танк с прежней удалью. Поэтому нужно было искать новое решение — и оно нашлось, пусть и не сразу. За основу при создании новой силовой установки конструкторы взяли танковый дизель от тяжелого танка ИС-3, и несколько доработали его для установки в новую машину. Однако и его мощности не хватало — военные, как всегда, требовали оставить запас на будущие модернизации, а для этого нужен был двигатель мощностью не менее 700 “лошадок”, которого не существовало. Равно как и возможностей к его быстрому производству и поставку “на поток”. Потому пришлось лепить из того, что было — фактически дизельный двигатель В-54, созданный на базе В-44 разрабатывался с оглядкой на В-2-ИС, что и позволило в окончании поднять максимальную мощность новой установки до 580 лошадиных сил.

Вернемся к самому танку — есть документы о том, что первый прототип был представлен на испытания в середине января 1945 года, но в нем указано лишь о поступлении на испытания “советского опытного среднего танка на базе Т-44, отличавшегося от серийного образца 100-мм орудием ЛБ-1 и новой башней”. Другие исследователи, такие как Барятинский и Устьянцев, говорят, что первый образец Т-54 в то время еще катался на заводском полигоне, а на испытания был поставлен уже второй прототип. Конкретного документального подтверждения какой-либо из версий в свободном доступе мне найти не удалось, следовательно, просветить читателя в этом вопросе, да и поставить точку в этом вопросе мне нечем, а бездоказательно вещать о чем-то мне не хочется.

Но так или иначе, но с 11 марта по 11 апреля 1945 года некий танк, который именуется как “опытный образец танка Т-54”, прошел обширную программу испытаний, а в статье Википедии, посвященной ему, есть восторженный отзыв полковника Кульчицкого, руководителя испытательной комиссии:

Танк производил впечатление. Его внешние формы учитывали необходимые углы встречи с будущими снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с новой пушкой покоились на десяти больших опорных катках, которые опирались на мелкозвенчатые гусеницы. Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говорила специалистам о некоторых высоких технических параметрах машины, а именно: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышенной стойкости броневой защиты и меньшей поражаемости его, длинный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, что является основным положительным качеством танковой пушки, десять больших, с внешней обрезинкой, опорных катков говорили о возможностях движения на больших скоростях, чему способствовали и мелкозвенчатые гусеницы, и многое другое.

То есть, представленный образец не имел ничего общего с серийным Т-54, к виду которого привык читатель! И отчет, представленный комиссией по завершении испытаний, не разделяет мнения Евгения Анатольевича Кульчицкого — масса замечаний, особенно в части снарядостойкости башни (по факту — увеличенной копии башни среднего танка Т-44) породила требование “В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА: башни по типу ИС-3, КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка, экрана от гранат типа "Фауст", изменить углы наклона кормовых листов корпуса, вращающегося пола боевого отделения, смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке, гусениц с цевочным зацеплением, амортизаторов ходовой части (на всех катках)”. Всего в списке требуемых доработок насчитывалось 68 пунктов!

Евгений Анатольевич Кульчицкий собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Евгений Анатольевич Кульчицкий собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

В июле 1945 года КБ завода № 183 был построен второй (или уже третий) опытный образец Т-54, созданный с учетом части замечаний комиссии. Танк получил новую башню, скругленной формы, по типу ИС-3, но с "заманом" по всему периметру, особенно заметным в кормовой части. Толщина листов брони во лбу башни достигла 200 мм, а бортов — от 160 до 125 мм, углы наклона вертикальных листов башни доходили до 45°. Также доработали трансмиссию в соответствии с требованиями испытательной комиссии, ходовая часть наконец получила цевочное зацепление гусениц, а также увеличили емкость внутренних топливных баков с 530 до 545 литров. В состав вооружения танка добавились два 7,62-мм пулемёта СГ в бронированных ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из которых вёл механик-водитель, а также 12,7-мм зенитный ДШК, установленный на турельной установке у люка заряжающего на крыше башни. В июле-ноябре 1945 года этот образец проходил испытания на полигоне в Кубинке, по результатам которых он был вновь рекомендован государственной комиссией к серийному производству, но опять-таки, после устранения ряда свежевыявленных недостатков. После доработки прототипа и очередных испытаний постановлением Совета министров СССР № 960-402сс от 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской армии.

Тем не менее, серийное производство Т-54 началось не сразу — подготовка к массовому производству Т-54 образца 1946 года, известного также как Т-54-1, согласно документам, началась уже в 1946 году сразу на трех заводах: завод опытного танкостроения № 183 в Нижнем Тагиле, машиностроительный завод № 183 имени Коминтерна в Харькове и опытный завод тяжелого машиностроения в Омске. По плану за оставшиеся месяцы 1946 года, нижнетагильский завод № 183 должен был выпустить 165 машин. Однако за 1946 год изготовлены были всего три предсерийных Т-54: два в июне-июле и один — в октябре 1946 года. Связано это с многочисленными изменениями в конструкции, которые вносились как для отехнологичивания производства, так и по требованию военных — всего, по подсчетам, внесли 650 изменений…

Серийный танк Т-54 образца 1947 года на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Серийный танк Т-54 образца 1947 года на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

План производства на 1947 год был уже скорректирован в сторону уменьшения — за год планировали собрать четыреста новых танков, из них двести пятьдесят — в Нижнем Тагиле, сто в Харькове и еще пятьдесят на Омске. Но и в этом году не срослось — два танка первой серии вновь поступили на государственные ходовые испытания и испытания обстрелом в апреле и проходили их по май того же года. По заключению комиссии, танки выдержали испытания, хотя и с рядом замечаний, для устранения которых рекомендовали провести еще 1490 небольших изменений различных деталей и узлов танка, составленного комиссией, после чего считали бы танки полноценно принятыми на вооружение. Новые доработки вновь отложили начало серийного производства Т-54, и первая серия из двадцати машин была собрана лишь в конце года. Таким образом, годовой план был вновь сорван производством всего двадцати двух машин, все из которых были выпущены заводом № 183.

На 1948 год план производства корректировать не стали — в высшем руководстве отчего-то перестали верить в Т-54, в самого Александра Морозова, и как следствие — в саму возможность доработать танк до приемлемых боевых характеристик. Однако и с вооружения танк снимать не торопились — видимо, кто-то “наверху” давал конструкторам шанс на доработку машины. За 1948 год было выпущено пятьсот девяносто три танка, из них двести восемьдесят пять собрал Нижний Тагил, двести восемнадцать собрал Харьков и девяносто танков собрал Омск. Но вскоре после начала войсковой эксплуатации из танковых частей, получивших первые Т-54, во все инстанции полетели рекламации на многочисленные дефекты машины, причем в таком количестве, что игнорировать их было нельзя. Танки постоянно выходили из строя, серийные машины оказались существенно переутяжелены в сравнении с проектом и обладали неудовлетворительной проходимостью. Тогда Министерство обороны СССР постановило провести гарантийные испытания танков Т-54, для чего затребовали пять случайных танков из тех, что уже были поставлены в войска — по итогу, государственная комиссия сочла бракованным каждый из них. При этом военные, что были созваны на срочное совещание к министру Вооруженных сил Н. А. Булганину, в целом положительно отозвались о новом танке, но все как один, отметили, что начало серийного производства оказалось явно преждевременным. К этому прибавились и итоги испытаний Т-54 обстрелом, проведённых в 1947 году и показавших то, что было обнаружено ещё в 1943—1944 годах: при попадании в нижнюю часть башни её заман давал очень высокий шанс рикошета снаряда в тонкую крышу корпуса, со всеми вытекающими последствиями. На основании этих данных, Булганин потребовал у Малышева остановить серийное производство до устранения всех вновь выявленных недостатков, а уже серийные машины “довести до ума”.

Последняя предсерийная модификация танка Т-54 пошла в серийное производство с немалым количеством "правок". Фотография в свободном доступе.
Последняя предсерийная модификация танка Т-54 пошла в серийное производство с немалым количеством "правок". Фотография в свободном доступе.

Конструкторам танка сделали мягкий выговор, руководителям заводов — более жесткий, дескать, зачем выпускать откровенный брак? Заодно потребовали и внести в конструкцию танка еще один пакет серьезных изменений, в том числе и снизить общую массу танка. Единственным, за счёт чего можно было снизить массу танка, являлась броневая защита. Снижение защиты лобовой части корпуса ниже 100 мм представлялось нецелесообразным, однако лобовая часть башни и без того уступала корпусу в защищённости. Выход из этого положения был найден в изменении формы и размеров башни. Разработанная КБ завода № 183 уже в 1948 году новая башня, имевшая приближённую к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и, как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела. Первый Т-54 с новой башней поступил на испытания 29 августа 1949 года, ещё два контрольных танка были собраны в сентябре. По результатам их испытаний в ноябре было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. Серийные машины отличались, помимо замены башни, уменьшением лобовой брони корпуса до 100 мм, с увеличением наклона нижней бронеплиты. Также были ликвидированы пулемёты на надгусеничных полках и заменены одним, жёстко закреплённым внутри корпуса и ведущим огонь через отверстие в лобовой плите. Гусеницы шириной 500 мм были заменены новыми, шириной 580 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт до приемлемого уровня. Средний вес Т-54-2 снизился по сравнению с серийными Т-54-1 в среднем на 1700 кг, а вкупе с продолжавшейся доводкой отдельных узлов, позволило поднять надёжность танка. Именно этот танк, всё-таки доведенный до ума, и приняли как серийную машину, наконец-то отвечающую почти всем требованиям военных.

Описание конструкции

Средний танк Т-54 является развитием танка Т-44, поэтому общая компоновка обоих танков идентична. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое отделение — в средней, под башней, а силовое — в кормовой части корпуса. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя, располагавшегося в отделении управления, наводчика, заряжающего и командира, которые находились в трёхместной башне.

Бронированный корпус и башня

Бронекорпус танка Т-54 собирался из плит стальной катаной брони высокой твердости различной толщины при помощи сварки. Лобовая броня корпуса образовывалась двумя деталями толщиной в 100 мм, расположенных под рациональными углами наклона (ВЛД располагалась под наклоном в 60° к вертикали, нижняя — под углом в 55°). Борта корпуса считались достаточно низкими, а сам танк получил “компоновку нового образца”, ставшую образцом на долгое время — высота корпуса ненамного превалировала над высотой гусеничного движителя, а борта выполнялись вертикальными. Толщина бортового листа танка Т-54 составляла 80 мм. Корма танка была представлена цельной плитой брони толщиной в 45 мм, расположенной под углом в 17° к вертикали. Днище, равно как и крыша корпуса, представлены листами бронестали толщиной в 20 мм.

Чертеж-схема серийного образца Т-54. Изображение в свободном доступе.
Чертеж-схема серийного образца Т-54. Изображение в свободном доступе.

По бортам корпуса крепились две длинные надгусеничные полки, предназначенные для размещения на них всякого рода полезного груза (ЗИП, тросы и т.д.), а также для облегчения посадки экипажа и десанта на танк (помогали залезть на крышу корпуса). Ну и бонусом, защищали десант и приборы наблюдения от попадания на них грязи от движущихся гусениц.

Схема бронирования танка Т-54. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования танка Т-54. Изображение в свободном доступе.

Самое интересное, на мой взгляд, заключалось в башне серийного танка — ее лобовая часть, борта и корма составляли единую литую деталь с разной толщиной стенок и привариваемой к ней крышей. Лобовая часть башни имела толщину в 200 мм, верхняя часть отливавшаяся под наклоном в 60° к вертикали, имела толщину уже в 160 мм. Вертикальная часть борта башни имела толщину в 160 мм, верхняя часть борта, уходившая вверх под углом в те же 60°, имела толщину в 85 мм, а корма в ее вертикальной части имела толщину в 65 мм, верхняя же часть кормы башни имела толщину в 56 мм, расположенных под углом в 30°. Крышей башни являлся лист брони толщиной в 30 мм, с прорезанными в нем люками для доступа экипажа к своим рабочим местам.

Башня танка Т-54. Фотография в свободном доступе.
Башня танка Т-54. Фотография в свободном доступе.

Посадка механика-водителя на свое рабочее место происходила через люк на крыше корпуса, что позволило сделать верхний лобовой лист монолитным, существенно подняв уровень защиты машины. То же касается и приборов наблюдения — перископический прибор МК-4 для мехвода устанавливался в крышке люка, и в боевой обстановке водитель ориентировался на него. Также, начиная с определенной серии, на танки устанавливался прибор наблюдения ТВН-2 для движения машины в темное время суток, требовавший инфракрасной подсветки. Командир машины, по расписанию находившийся в левой части башни, имел собственный люк для посадки и высадки, а также собственные приборы наблюдения — призматический прибор наблюдения МК-4 для ориентирования на ближних дистанциях, а также телескопический ТПК-1 для обнаружения целей на дистанциях действительного танкового боя. С определенной серии, командир танка Т-54 получал ночной инфракрасный прибор наблюдения ТКН-1. Наводчик и заряжающий, размещавшиеся в башне, имели отдельный люк для посадки и высадки, а также собственные приборы наблюдения МК-4. Также, с определенной серии, танки получали ночные приборы наблюдения ТВН-2 для этих двух членов экипажа.

Место механика-водителя в сравнении с иллюстрацией из инструкции по эксплуатации. Фотография в свободном доступе.
Место механика-водителя в сравнении с иллюстрацией из инструкции по эксплуатации. Фотография в свободном доступе.

Продумали для нового танка и вентиляцию — для отведения пороховых газов во время интенсивной стрельбы, в боевом отделении Т-54 устанавливались два вентилятора. Один из них, нагнетающий, был расположен на крыше башни, перед люком заряжающего, со смещением влево от него. Вытяжной вентилятор устанавливался на вертикальной бронированной перегородке, разделяющей боевое и моторно-трансмиссионное отделение. Оба вентилятора включались по необходимости командиром машины.

Вооружение

Главным вооружением для Т-54 была 100-мм нарезная пушка Д-10Т с длиной ствола в 56 калибров, изначально созданная для самоходной артиллерийской установки СУ-100. По традиции, пушка универсальная — она предназначается для борьбы с танками и самоходными орудиями, подавления и уничтожения артиллерии, разрушения полевых сооружений, уничтожения пехотных огневых средств и живой силы противника. Согласно инструкции по эксплуатации танка, максимальная дальность стрельбы прямой наводкой для Д-10Т составляет 6,9 километра, а при использовании раздельной наводки, дистанция стрельбы вырастает до 15 километров. Однако дистанция эффективного выстрела для бронебойного снаряда составляет 1000 метров, для осколочной гранаты — 1100 метров. Углы вертикальной наводки для орудия находятся в диапазоне от -4 до +17 градусов, чего вполне хватает для ведения огня на дистанции прямого боя.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

В качестве вспомогательного вооружения на Т-54 устанавливались два 7,62-мм пулемета Горюнова (СГМТ) — один из них устанавливался в спаренной с пулеметом установке, второй — на правой надгусеничной полке в качестве курсового пулемета под управлением механика-водителя. Еще один, 12,7-мм пулемет Дегтярева монтировали на крыше перед люком заряжающего для поражения низколетящих воздушных целей. Также, для обороны экипажа вне машины, в штатный комплект танка включался один автомат Калашникова, двенадцать ручных гранат Ф-1 и в некоторых случаях — сигнальный пистолет. Боекомплект танка включал в себя тридцать четыре снаряда к орудию Д-10Т (располагались в основной укладке на двадцать снарядов в носовой части корпуса, а также в “оперативных” укладках по стенкам башни и боевого отделения), двести патронов калибра 12,7 мм для пулемета Дегтярева в четырех коробах по 50 патронов, три с половиной тысячи патронов для курсового и спаренного с орудием пулемета (ленты по 250 патронов из расчета три к куросовому и одиннадцать лент для спаренного пулемета), триста патронов для АК и двадцать сигнальных 26-мм патронов к сигнальному пистолету (если он был).

Курсовой пулемет танка Т-54. Фотография в свободном доступе.
Курсовой пулемет танка Т-54. Фотография в свободном доступе.

В качестве прицельных приспособлений для пушки устанавливался оптический прицел ТШ-2-22А, а также телескопический прицел ночного видения ТПН-1. Для ведения огня с закрытых позиций для орудия применялся боковой уровень, а также башенный угломер. Для крупнокалиберного пулемета использовался колиматорный прицел К10-Т, спаренный пулемет наводился одновременно с пушкой и обладал электроспуском, курсовой наводился только поворотом всего корпуса (его управление осуществлялось также при помощи электроспуска).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка танка — V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель В-54 мощностью в 580 “лошадок” (при 2000 оборотов в минуту) с жидкостным охлаждением. Объем двигателя составляет 38,8 литра, а максимальный крутящий момент в 2254 Н·м достигается при 1800 оборотах в минуту. Расход топлива при удельной мощности в 14,4 лошадиные силы на тонну веса составляет 2,2 литра на километр пути на экономичном ходу. Таким образом, запаса топлива в 722 литра (четыре внутренних и два внешних бака) хватает на 320 километров пути по твердому грунту или шоссе. На бездорожье этот показатель резко уменьшается и при использовании экономичного режима движения, максимальный радиус действия танка составляет не более 250 километров, что является неплохим показателем. Для очистки воздуха используется воздушный фильтр ВТИ-4, а для охлаждения водяной радиатор объемом в 70 литров.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Трансмиссия танка Т-54 — механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, включала в себя гитару (передает крутящий момент от двигателя на приводные колеса), главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), механическую шестиступенчатую (5+1) коробку передач, два планетарных механизма поворота и торможения, две бортовые передачи, а также вентилятор системы охлаждения. Работая в паре, эти два агрегата обеспечивали максимальную скорость движения танка в 50 км/ч по ровным твердым грунтам или шоссе, а в случае движения по пересеченной местности — до 25 км/ч.

Ходовая часть танка Т-54. Изображение в свободном доступе.
Ходовая часть танка Т-54. Изображение в свободном доступе.

Ходовая часть танка основана на независимой торсионной подвеске катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта на серийных машинах состоит из 5 опорных литых металлических катков с резиновыми бандажами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса находились сзади, зацепление гусениц цевочное. Гусеничный движитель — мелкозвенчатый, состоял из девяноста траков с цевочным зацеплением. Удельное давление на грунт составляет 0,81 килограмм на квадратный сантиметр, танк может вскарабкаться под уклон в 30°, а также перепрыгнуть ров шириной в 2,8 метра, преодолеть вертикальное препятствие высотой в 80 сантиметров, а также двигаться по бродам глубиной в 1,4 метра.

Электрооборудование и связь

Электропроводка среднего танка Т-54 выполнена по однопроводной системе с напряжением в сети 24-29 Вольт. Исключением по проводке выступает внутреннее освещение танка, находящееся в своем контуре с двухпроводной системой. Источниками электроэнергии танка выступают четыре стартерных аккумулятора 6СТЭН-140М, соединенных последовательно, общей емкостью в 280 Ампер-часов, а также четырехполюсный генератор Г-731, работающий в паре с регулятором РРТ-30. Это питает электрооборудование всего танка — электрический стартер, привод вращения башни, систему вентиляции, подачи топлива и масла, приборы освещения, системы обогрева прицелов, часового механизма и смотрового стекла, подогреватель двигателя, запалы противопожарного оборудования, радиостанцию и внутреннее переговорное устройство.

Для связи с внешним миром на танках Т-54 устанавливается коротковолновая радиостанция Р-113, способная обеспечить связь в движении на расстоянии до 20 километров на пересеченной местности. Р-113 имеет несколько режимов связи — симплексная телефонная связь, телефонная связь с автоматическим приемом и передачей от голоса оператора, а также дежурный прием (односторонняя связь). Для внутренней связи на танках Т-54 используется переговорное устройство Р-120 на четыре абонента.

Боевое применение

Средний танк Т-54 стал одной из самых массовых боевых машин второй половины XX века. Благодаря экспорту и лицензированному производству он широко применялся в локальных войнах и военных конфликтах по всему миру. Ниже рассмотрим основные эпизоды его боевого применения.

Венгерское восстание 1956 года

В ходе вторжения СССР в Венгрию в 1956 году (операция "Фокус") танки Т-54 применялись советской армией. 4 ноября советская армия начала операцию "Вихрь". К 6 ноября большая часть Будапешта была захвачена. К концу операции советская армия захватила около 100 танков, САУ, 15 артиллерийских орудий и 47 зенитных орудий. Танк Т-54 А. Г. Одинцова 31-й дивизии в ходе боёв уничтожил 1 танк, 3 орудия и 8 пулемётных точек. 31-я дивизия потеряла в ходе боёв несколько танков Т-54, в том числе один захваченный был доставлен к британскому посольству, где его успели изучить английские специалисты. На основе изучения брони танка Т-54 в Великобритании была создана 105-мм пушка Royal Ordnance L7.

Т-54 на улицах Будапешта. Фотография в свободном доступе.
Т-54 на улицах Будапешта. Фотография в свободном доступе.

Шестидневная война

Впервые изучить танк Т-54 израильтянам удалось в начале 1960-х годов, когда группа израильских военных специалистов была отправлена в Марокко.

Египетский фронт

Использовались в составе египетских танковых войск. Против шести египетских дивизий (включая пехотные) в наступление были брошены три израильских. В численном выражении в Синае столкнулись 920 египетских и 717 израильских танков. Известный бой произошёл ночью с 7 на 8 июня, когда 19-й батальон израильских AMX-13, по дороге на Исмаилию, столкнулся с двумя батальонами египетских Т-54. Завязался ближний бой. В самом начале боя египетский Т-54 выстрелом 100 мм пушки поразил израильскую миномётную установку со снарядами. Установка взорвалась и вывела из строя ещё семь БТР и один AMX-13, а также двадцать израильтян были убиты на месте. Следующим попаданием были уничтожены ещё два израильских танка. Ответный огонь эффективным не был — снаряды AMX-13 отскакивали от брони Т-54. Через некоторое время израильтяне начали отступать. На помощь к батальону был отправлен дивизион средних танков. Не дожидаясь приказа, подошедшие на помощь израильские танки атаковали египтян, уничтожили 10 Т-54 и вернули утраченные позиции. По данным некоторых российских источников израильская армия уничтожила или захватила 291 одних только Т-54, что составляло треть всех египетских танковых потерь. По израильским данным Египет потерял 256 танков Т-54 и Т-55.

Сирийский фронт

Сирийские бронетанковые войска состояли из 14-й и 44-й бронетанковых бригад, с несколькими дополнительными батальонами Panzer IV, T-34-85 и T-54, и некоторым количеством самоходок СУ-100 и StuG III. Многие из этих танков и самоходок были хорошо окопаны по самые башни. Против двух сирийских бригад в наступление были брошены шесть израильских.

Израильское наступление начала бронетанковая бригада Мандлера в полдень 9 июня. Некоторая путаница с направлением по каменистым дорогам вынудила бригаду идти в наступление на сильно укреплённые участки в раздроблённом состоянии. К полудню 10 июня израильтяне захватили ключевой город Кунейтру. Вечером того же дня в силу вступило перемирие. Сирия потеряла 73 танка, включая около 10 Т-54 (половина из них была брошена в исправном состоянии). Израильтянам сражение на Голанах обошлось в 160 подбитых танков, в основном "Супершерманов" и "Центурионов".

Война во Вьетнаме

Первые Т-54 во Вьетнам были поставлены в 1964 году и были приняты на вооружении 202-го танкового полка. По западным данным к 1969 году Северный Вьетнам имел 60 танков Т-54. За всю войну Советский союз поставил в Демократическую Республику Вьетнам 687 танков, включая около 400 Т-54. В войне впервые в бою использовались китайские танки Type-59 и Type-62, сделанные на основе Т-54. Около 350 Type-59 и около 100 Type-62 было получено от Китая. Фактически, самое массовое боевое применение Т-54 состоялось именно в ходе Вьетнамской кампании.

Lam Son 719

В феврале 1971 года, во время операции Lam Son 719, произошли первые танковые бои между войсками северного и южного Вьетнама, при широкомасштабной авиационной поддержке последних. Наступление начала “южная” 1-я бронетанковая бригада, имевшая на вооружении лёгкие танки М41. По данным, предоставленным военным руководством южного Вьетнама, в первом же бою “северные” потеряли шесть Т-54 и шестнадцать ПТ-76, у “южных” M41 потерь не было. Чуть позже в ещё одном из боев было уничтожено три Т-54 и двенадцать ПТ-76, при потере трех БТР с “южной” стороны. В ходе третьей атаки “южные” уничтожили пятнадцать танков (неустановленной модели), потеряв шесть БТР. Соседние взводы “южных” потеряли пять танков M41 и двадцать пять БТР M113. Две трети “северных” танков было уничтожено авиацией противника. После этих сражений “южные” начали планомерное отступление, превратившееся в паническое бегство. Американский самолёт-разведчик позже увидел длинную колонну из сорока трех танков M41 и восьмидесяти БТР M113, брошенных в ходе отступления. Всего “южные” потеряли пятьдесят четыре танка, восемьдесят семь БТР, девяносто шесть орудий, более двух сотен грузовиков и тридцать семь бульдозеров. “Северные” потеряли восемьдесят восемь танков, включая некоторое количество Т-54 и тринадцать орудий. Это было первое сражение, в котором “южные” столкнулись с Т-54 в боях, в результате которых была полностью уничтожена Первая бронетанковая бригада. Выяснив, что легкие танки M41 не в состоянии противостоять танкам Т-54, американцы начали пересаживать “южных” на средние танки M48.

"Пасхальное наступление"

Весной 1972 года Северный Вьетнам начал "Пасхальное наступление". В наступлении участвовало более трехсот танков, в основном Т-54. Оценки американской разведки в принципе совпадали с настоящим количеством, по их данным Северный Вьетнам перед началом наступления имел от трехсот до четырехсот танков. Войска Юга имели численное превосходство, обладая пятьюстами пятидесятью танками и почти тысячей бронетранспортеров. Первый удар приняла на себя 3-я пехотная дивизия южного Вьетнама, вследствие чего была разбита наголову, потеряв почти все танки и БТР. В этих боях “северным” впервые удалось захватить тяжёлые американские самоходки M107.

Танк Т-54 Армии освобождения Южного Вьетнама входит в ворота посольства США в Сайгоне, 30 апреля 1975 года. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-54 Армии освобождения Южного Вьетнама входит в ворота посольства США в Сайгоне, 30 апреля 1975 года. Фотография в свободном доступе.

Во время боёв за город Куангчи танкисты “южных” выработали тактику борьбы с “северными” танками — вели огонь с больших дистанций, из засад, пользуясь точностью и дальнобойностью орудий танков М48 “Паттон”, расстреливая колонны “северных” с безопасных дистанций. Так, по данным “южных”, 2 апреля 1972 года танки M48 "Паттон" открыли огонь из засады на дистанцию в 3 километра по колонне войск “северных”. Было уничтожено девять лёгких танков ПТ-76 и два средних Т-54. Оставшиеся танки Севера отступили. По данным наблюдателей от морской пехоты США, огонь танкисты вели не с трех километров, а с дистанции от двух до двух с половиной километров, уничтожив всего семь танков армии Севера, а не одиннадцать, как утверждали “южные”.

9 апреля 1972 года, во время боя за населенный пункт “Педро”, танкисты “южных” заявили, что при помощи танков M48 уничтожили и захватили семнадцать танков Т-54, при этом они сами потерь не понесли. Однако наблюдатели от США имели другие данные по этому бою — по их данным, “северные” имели всего шестнадцать танков, из которых подбили или уничтожили всего тринадцать Т-54, а захватить удалось всего один, оставшиеся две “пятьдесятчетверки” смогли уйти своим ходом. Потери же были не столько от огня американских танков M48, сколько от мин, огня штурмовиков A-1 и ручных противотанковых гранатометов.

13 апреля “северяне” начали штурм города Анлока, занятого “южанами”. Наступление поддерживали сорок восемь танков различных типов, в том числе семнадцать трофейных танков (позже “северяне” ввели в бой ещё несколько десятков танков увеличив группу до ста танков). Удержать город оказалось возможным только благодаря авиационной поддержке. По наступающим “северянам” била вся авиация, способная летать — от стратегических бомбардировщиков Б-52 до вертолётов АН-1 "Хью Кобра". Авиации удалось отсечь пехоту от танков, и на улицах города танки северян понесли серьезные потери от огня гранатомётов M72 LAW. За три дня боёв было уничтожено двадцать три танка, в основном Т-54. Общие потери “северян” в Анлоке составили восемьдесят танков. Потери “южных” в ходе операции составили не менее тридцати танков, полусотни бронемашин и несколько САУ. В ходе этого сражения имел место трагический случай, когда один Т-54, прорвавшийся в центр города, открыл огонь по церкви, убив более 100 мирных жителей. Город так и не был взят.

"Пятьдесят четвертые" в ходе операции "Пасхальное наступление". Фотография в свободном доступе.
"Пятьдесят четвертые" в ходе операции "Пасхальное наступление". Фотография в свободном доступе.

27 апреля пала укреплённая линия обороны “южных” вдоль реки Куа Вьет, которую “северяне” не могли взять со 2 апреля. Причём им даже не пришлось её атаковать — “южане” разбежались, увидев свои же танки M48 20-го бронетанкового полка в наступающих войсках “северян”. В конце апреля 1972 года восемнадцать “пятьдесятчетверок” 203-полка армии северного Вьетнама, двумя колоннами, атаковали город Тан Чанх. Этот город обороняла 22-я пехотная дивизия и два танковых полка M41 “южан”. Первая колонна Т-54 атаковала главные ворота — увидев наступающие танки, около девятисот “южных” солдат в панике разбежались. Одиночный Т-54 под номером 377 с ходу ворвался в группу из 7 стоящих на базе танков M41 и последовательно уничтожил их один за одним. В дальнейшем, эта "пятьдесятчетвёрка" была подбита из гранатомёта. В западной части города “южане” уничтожили ещё два танка с помощью гранатометов, однако остановить наступление так и не удалось. Оборона была быстро сломлена, лишь немногие солдаты смогли вырваться из города. В результате осады 22-я дивизия “южных” была разбита наголову, было потеряно четырнадцать танков M41 и несколько десятков орудий (отмечались даже случаи, когда “южные” танкисты, увидев Т-54, бросали свои M41 и убегали). “Северные” атаковали аэродром Дакто, где попали под удар американского AC-130, подбившего не менее семи Т-54.

2 мая был полностью уничтожен 20-й бронетанковый полк армии южного Вьетнама. В конце мая северяне совершили последнее крупное наступление, поддерживаемое тридцатью танками в районе провинции Контум. Атака была отбита при помощи американских вертолётов UH-1 с управляемыми ракетами TOW, которые за один только день уничтожили пять Т-54. За все время "Пасхального наступления" в 1972 году Вьетнамская народная армия потеряла двести пятьдесят танков, в том числе сто тридцать четыре танка Т-54. Американский историк Джеймс Мур говорил о "свыше семисот подбитых и уничтоженных танков противника", что в несколько раз превышает количество имевшихся танков у “севера”.

За 1973 год известны подробности двух танковых боёв с участием Т-54. В первом бою, в январе во время танкового сражения за Куа Вьет, одиночным Т-54 были уничтожены два танка M48 20-го батальона “южных”. Во время второго боя, произошедшего в марте на территории провинции Контум, рота из дюжины Т-54 отразила атаку 21-го батальона “южных”. В ходе танкового боя, огнём Т-54 были уничтожены три танка M48 и грузовики снабжения. 9 марта 1975 года северяне начали операцию "Цветок лотоса". Наступающие войска обладали семьюстами танками, в основном Т-54 и четырьмя сотнями орудий, южане противопоставили им около двух единиц бронетехники и более полутора тысяч орудий. Операция началась в два часа ночи с мощной артиллерийской подготовки, а спустя несколько часов, в 7:30 в атаку пошли Т-54. Через час сопротивление 53-го полка правительственных войск было подавлено, северяне потеряли пять Т-54. К 18 марта город Бан-Ми-Суот и его окрестности были взяты под контроль Севера, а 19 марта был захвачен город Куангчи. Руководство южного Вьетнама приняло решение эвакуировать войска и лояльно настроенных к правительству жителей из горного района. Под ударами подразделений армии ДРВ отступление перешло в паническое бегство. Ценой потери трехсот двадцати танков, в основном M48 "Паттон" и нескольких сотен БТР, “южанам” удалось вырваться из центрального района и достичь побережья Южно-Китайского моря к 25 марта. В этот же день был захвачен город Хюэ, а 30 марта был взят Дананг.

Танки Т-54 во время взятия Сайгона. Фотография в свободном доступе.
Танки Т-54 во время взятия Сайгона. Фотография в свободном доступе.

Вечером 29 апреля бойцам 203-го танкового полка было приказано взять штурмом президентский дворец. На рассвете 30 апреля, семь Т-54 ворвались в Сайгон. По дороге они подстрелили два M41 и четыре М113 — последние гусеничные машины, уничтоженные в ходе войны. В 12:15 танк Т-54 с бортовым номером 843 протаранил забор президентского дворца, открыв путь пехоте, в результате чего защита президентского дворца пала — война закончилась. Решающую роль в этой победе сыграли танки, преимущественно Т-54. Всего в результате эффективных действий войск северного Вьетнама, было уничтожено и захвачено 250 танков M48A3, 300 M41A3, 1381 бронетранспортёр M113A2 и 1607 единиц артиллерии, включая 80 самоходок M107.

Война в Анголе

Применялись ангольскими и кубинскими войсками, а также боевиками УНИТА. В 1976 году СССР поставил в Анголу около двухсот танков Т-54. В 1987—1989 годах были поставлены ещё около сотни Т-55, которые участвовали в гражданской войне. УНИТА и ФНЛА имели свои источники поставок танков. Так, в 1976 году в одном из боёв в районе Донду бойцами ФАПЛА был захвачен китайский танк Type-59. Участвовавший в этой операции советский военный специалист капитан Владимир Заяц был награждён медалью "За боевые заслуги", после того, как он передал трофейную машину представителям ГРУ. Танк перевезли в порт Луанды, погрузили на советский БДК и отправили на изучение в СССР. Известно, что этот танк попал в Анголу из Заира и он был один из двух поставленных. Что интересно, официально на вооружении Заира Type-59 никогда не стоял.

Помимо Т-54, в Анголе было немало советских танков. Фотография в свободном доступе.
Помимо Т-54, в Анголе было немало советских танков. Фотография в свободном доступе.

С сентября 1987 по июнь 1988 года танки участвовали в крупном сражении за Куито-Куанавале. Правительственные войска начали атаку на группировки УНИТА при поддержке около ста пятидесяти танков Т-54 и Т-55. 13 сентября произошло первое сражение с боевыми машинами "Ратель" армии ЮАР. Войска ЮАР сумели вывести из строя пять ангольских Т-54 и Т-55, потеряв всего три "Рателя", а вскоре им удалось переломить ход наступления и начать осаду Куито Куанавале. Вскоре, к 14 февраля 1988 года отряд кубинских танков из семи Т-54 и 1 Т-55 остановил наступление юаровцев и УНИТА возле реки Тампо. В ходе танкового боя кубинские Т-54 вывели из строя один "Олифант" и два "Рателя" потеряв три своих танка. Ещё три Т-54 было уничтожено и один подбили огнём гранатомётов. В руководстве ЮАР заявляли, что в ходе всей кампании 1987-1988 годов было подбито девяносто четыре ангольских и кубинских танка различных типов, в том числе Т-54, Т-55, Т-34-85 и ПТ-76. Однако эта цифра не подтверждается противной стороной. Осенью 1999 года правительственные войска, при поддержке танков, начали массированное наступление на позиции группировок УНИТА. В результате к середине 2000 года основные базы УНИТА были разгромлены и захвачены. Только на трех военных базах (Андуло, Байлундо и Джамба) были захвачены двадцать семь танков, сорок БМП и БТР, сорок пять артиллерийских и шестьдесят зенитных орудий.

На этом боевой путь Т-54 не закончился был и Афганистан, и Чечня, а в данный момент “старички”, прошедшие не один десяток модернизаций, продолжают нести свою службу в армиях нескольких десятков стран. Некоторые из них принимают участие в СВО на территории Украины — но об этом мы поговорим только после того, как эта операция станет историей.

Заключение

Средний танк Т-54 прошел трудный путь, и не раз его судьба висела на волоске. Но каждый раз этот танк спасали, и видимо такова была его судьба — быть рожденным в муках, дабы сослужить долгую и достойную службу. Т-54 стал не только первым серийным послевоенным средним танком — он стал базой для испытания многих новых технологий, а также объектом для множества модернизаций. Его история пока не закончена — кто знает, какой след этот танк оставит по исчезновению?

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.