Танк А41 «Centurion» - продукт развития британской танковой промышленности, ещё один ответ на появление немецких танков «Тигр» и «Пантера» на полях сражений. Не стала исключением из ситуации и Великобритания – конструкторы из различных компаний в спешке разрабатывали собственные модели танков, способные на равных бороться с грозными немецкими машинами.
Немного предыстории
Уже к 1941 году британские военные начали потихоньку понимать, что устоявшееся разделение танков на две категории – тяжёлые и медлительные пехотные танки, а также более-менее шустрые крейсерские машины – не совсем отвечает требованиям времени. Дело в том, что хорошо защищённые пехотные танки были очень медлительными и обладали слабым вооружением, тем самым уступая более маневренным немецким машинам с хорошей защитой. Крейсерские, в свою очередь, имели защиту слабее в сравнении с пехотными, как и вооружение – они представляли для противника ещё более лёгкую мишень. К сожалению, такое очень часто происходит, когда технологии идут вслед за технологиями противника — это происходило в любые времена, практически во всех странах.
Но высшее военное руководство Великобритании с этой ситуацией мириться не хотело, да и не могло — США всё сильнее подсаживали на свою иглу ленд-лиза, от СССР военной помощи ждать не приходилось — им по факту, на фронте приходилось тяжелее всего. Поэтому Великобритании оставалось два варианта, чтобы не проиграть — либо прочно сесть на линию американской помощи военной техникой, фактически похоронив собственную промышленность, либо в авральном порядке попытаться сделать что-то лучше, чем у немцев. Собственно, военное руководство второй вариант и выбрало — попытаться сделать из того, что есть (весьма себе плохонькая техника) что-нибудь надёжное и в военных целях применимое.
Можно сказать, что окончательно необходимость создания боевой техники нового поколения назрела в 1943, когда британцам довелось массово столкнуться с новыми образцами танков противника. Да, броня английских танков всё ещё позволяла, хотя бы недолго, но противостоять снарядам из немецких пушек (при должном уровне везения), орудия ещё могли как-то пробивать броню немецких машин. Но всё это сильно зависело от дистанции — британским танкистам приходилось либо держаться на хорошем удалении, чтобы минимизировать риск поражения машины, либо подбираться на дистанцию пистолетного выстрела, чтобы поразить танк врага. Разумеется, такой роскоши немцы позволить не давали — особенно с появлением танков «Тигр», которые могли поражать любые британские танки в лоб с дистанции в полтора километра, а для мощнейшей к тому моменту британской танковой пушки немецкая броня «раскрывалась» лишь на дистанциях от трёхсот метров и ближе.
Согласитесь, в таких условиях хочешь не хочешь, а задумаешься над тем, чтобы создать новую технику, которая будет одинаково хороша против современных танков противника как в обороне, так и в наступлении. Тогда же английским конструкторским бюро была разослана целая серия заказов на проектирование и создание танков, отвечающих требованиям времени. В конструкторских бюро закипела работа, и в течении 1943 года были рождены очень годные проекты — рассматриваемый сегодня «Центурион», лёгкий танк А.46, экспериментальный танк «Чёрный принц» и ещё несколько довольно интересных образцов военной техники.
История создания «Центуриона»
Фактически, работы над созданием будущего Центуриона начались в конце лета — начале осени 1943 года, уже после основных событий на Курской дуге. Получив данные об использовании танков двумя сторонами, английское военное командование засело за составление первичных спецификаций, оказавшихся весьма противоречивыми. В частности, они требовали защиту от попаданий снарядов из немецкой 88-мм пушки в любой проекции, экипаж должен был составлять три человека, а силовая установка должна быть построена вокруг уже знакомого нам двигателя Rolls-Royce Meteor. И всё это должно было уложиться в 40 тонн — большего веса не мог поднять быстровзводимый мост Bailey bridge. По соображениям конструкторов, всё ещё мысливших архаичными теориями, такую машину создать было невозможно, особенно уложившись в заданные параметры по массе машины.
На своё счастье, конструкторы всё же обратили внимание на реально действующий способ уменьшить массу танка, не потеряв при этом в защите. Это та самая катаная броня, расположенная под рациональными углами наклона к линии полёта вражеских снарядов — наглядно её эффективность показали обстрелы советских танков Т-34 и немецких «Пантер». И наконец-то, британские консерваторы решили отказаться от вертикально расположенных листов, а также от своей фирменной «ступеньки» в носовой части машин.
При этом конструкторы изначально закладывали в проект возможность применения широкого ассортимента вооружения — тут и ставшая стандартной для танков второй половины войны 76-мм пушка HV, и 94-мм гаубица, а также послевоенные 20-фунтовая пушка калибра 84 мм и 105-мм пушка L7. В общем, удалось создать машину с запасом на долгие модернизации (а прослужил «Центурион» в действительности долго). Фактически, хоть и с серьёзным опозданием, британцы создали свой аналог советского Т-34 и немецкой «Пантеры».
Однако работы по совершенствованию конструкции, доводке узлов и необходимые модернизации затянулись — первые шесть прототипов, переданных для испытаний, покинули завод лишь в июне 1945 года, когда война на Западе уже отгремела. И получалась двоякая ситуация, расколовшая военное руководство Великобритании — у них не было протеже, которого можно было натравить на кого-то из союзников, дабы начать крупную войну, союзники тоже не горели желанием напасть на остров. Поэтому вопрос о перевооружении армии новыми танками вызывал серьёзные дискуссии — кто-то говорил о том, что танки не нужны, кто-то требовал значительного усиления армии за счёт новых и перспективных боевых машин (пусть будут, если завтра война, если завтра в поход…), и эти споры едва не поставили крест на целой серии боевых машин. К счастью военных, идеологи создания новых машин сумели перетянуть канат противоборства в свою сторону, продавив усиление армии. И не прогадали – в разных армиях мира танк «Centuiron» использовался до 2007 года!
Описание конструкции
Танк «Centurion» за всё время своей службы неоднократно подвергался модернизациям. Только в британской армии на нём устанавливали три разных орудия!
Корпус и башня
Начнём, пожалуй, с башни – в её конструкции явно прослеживается влияние ранних британских (и поздних советских в том числе) танков. Даже попытка сделать эту часть конструкции танка похожей на башню от А34 «Comet» не помогла скрыть этот факт – низкая башня, но без рациональных углов наклона была достаточно похожей на свой прототип. Конструкция башни – сварная, состояла из литой носовой детали толщиной 127 мм, а также бортовых и кормовых деталей из катаной брони толщиной 76 мм. В ходе модификаций бронирование во лбу выросло до 200 мм, по бортам и корме – до 110 мм. Крыша башни в разное время была толщиной от 30 до 51 мм. Из экипажа в башне располагалось три человека – командир машины, заряжающий и наводчик орудия. И если командир и наводчик орудия были практически освобождены от остальных обязанностей (разве что командир исполнял обязанности радиста), то заряжающему пришлось совмещать несколько обязанностей – он управлял ещё и пулемётом, установленным отдельно от пушки, а также 51-мм казнозарядным миномётом, устанавливаемым на крыше башни.
А вот корпус — это отдельная история. До появления героя данной публикации, ничего подобного британская танковая промышленность не производила. Но в его чертах явственно проглядывают черты советского Т-34 и немецкой «Пантеры» - наконец-то британские инженеры осознали, что рациональные углы наклона лобовой части корпуса существенно повышают шансы экипажа на выживание при обстреле из немецких пушек. В этом танке конструкторы решили отказаться от традиционной англо-германской «лестницы» и не прогадали — лобовая броня, составлявшая всего 76 мм толщины (примерно такой же толщины броню устанавливали на опытный советский Т-43), располагалась под углом 57/46 градусов к вертикали (верхний и нижний лобовой лист соответственно). А это значит, что при нормали попадания, снаряд мало того, что рикошетил в большинстве случаев, так ещё и встречал преграду примерно в 120-130 мм!
Неплохо были бронированы и остальные части танка — борта прикрывались бронёй толщиной в 51 мм и в дополнение прикрывалась бортовыми экранами толщиной в шесть мм. Верхняя часть борта располагалась под углом 12 градусов к нормали, что в принципе, не обеспечивало существенного увеличения брони, но как говорится, на безрыбье и рак рыба. Корма, в свою очередь, прикрывалась бронеплитами толщиной в 32 мм, расположенных под углом 17 и 62 градуса (верхняя и нижняя кормовая детали соответственно). Корпус размерами был примерно схож с корпусом танка «Comet», соответственно, по британским меркам это была машина средних размеров.
Компоновка корпуса была словно подсмотрена у Т-44 – механик-водитель сидел по правому борту машины, а слева от него, за тонкой перегородкой находилась основная боеукладка. Остальной экипаж размещался в башне – слева от орудия, в довольно просторных условиях стоял заряжающий (да-да, он именно стоял, причём на боеукладке), а справа – размещались командир машины и наводчик орудия. Наводчик, как уже говорилось выше, был ещё и пулемётчиком. Кстати, танк был лишён командирской башенки – командиру машины, а также механику-водителю в бою ориентироваться предлагалось через перископические приборы наблюдения – каждому, разумеется, свой прибор полагался.
Вооружение
Основным орудием, принятым для вооружения «Centurion» была уже знакомая нам 17-фунтовая Royal Ordnance Quick-Firing 17 pounder калибра 76.2 мм с длиной ствола в 55 калибров. На момент начала работ по созданию нового танка лучше этой пушки британская военная промышленность предложить ничего не могла. К тому моменту в немецких танковых войсках не было машины, броня которой устояла бы перед ударом снаряда из этого орудия. Но всё изменилось к середине 1944 года, когда британские военные осознали, что для борьбы с новыми машинами противника (тяжёлый танк «Королевский тигр», САУ «Ягдтигр» и «Ягдпантера», вне зависимости от их количества считались опаснейшими противниками для любого танка союзников) нужно новое вооружение.
Примерно тогда военные затребовали установить на «Centurion» новую 20-фунтовую пушку (которая к тому моменту ещё находилась на стадии проектирования), но война к тому моменту стремительно катилась к своему завершению, а тяжелобронированных целей оставалось всё меньше, поэтому вопрос о замене орудия новых танков был ненадолго отложен. Однако к вопросу пришлось вернуться уже после завершения Второй Мировой Войны – тогда конструкторам всё-таки пришлось проработать варианты установки нового 84-мм противотанкового орудия Royal Ordnance Quick-Firing 20-pounder. Одной из причин этого можно назвать и советский ИС-3 – дело в том, что послевоенные машины практически все получали улучшенное бронирование, вооружение и вообще разрабатывались так, чтобы противостоять (с успехом) советским танкам. Холодная война ведь разгорелась вскоре после завершения Второй Мировой…
В последний раз замену орудийной установки на «Центурионах» произвели в 1959 году. В ходе Венгерского восстания 1956 года, британские военные сумели заполучить советский танк Т-54, который незамедлительно подвергли обстрелам из всех возможных орудий, в том числе и 20-фунтовой пушки. По результатам этих обстрелов стало ясно – даже новейшее по тем временам вооружение оказалось не сильно действенным против брони советского танка. Тогда британцы приняли единственно верное решение – на советском танке устанавливалось 100-мм орудие, причём на захваченном танке оно оказалось во вполне исправном состоянии. Его быстренько демонтировали, обстреляли советский танк из его же орудия и признали его достаточно эффективным против подобных целей.
На базе этого орудия и произвели британскую пушку Royal Ordnance L7A1, которую в определённой мере допустимо назвать безоткатным орудием – казённая часть при выстреле откатывалась всего на 29 сантиметров! Новое орудие стало последним для серийного «Центуриона», а также основным для множества других танков – им вооружались и немецкие «Леопарды», и шведские «Стридвагены» и американские «Паттоны» и «Абрамсы» (да-да!) и ещё много других машин. И до сих пор L7 в различных её модификациях используется в армиях восьми стран мира (и это только официально).
В качестве противопехотного вооружения на танках «Центурион» могли применяться сразу несколько типов пулемётов – стандартные 7,92-мм BESA в одинарном или спаренном вариантах, 7,62 и 12,7-мм пулемёты Браунинг М1919 и М2НВ и даже 20-мм автоматическая пушка Polsten (технологии её производства, а также несколько десятков таких пушек было передано правительству Великобритании от правительства Польши за «защиту» во Второй Мировой Войне). Устанавливались все эти виды противопехотного вооружения в башне, слева от пушки, обслуживались, естественно, заряжающим орудия.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на «Центурион» устанавливался форсированный 650-сильный бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor объёмом в 27 литров. Работая в паре с пятискоростной трансмиссией Merrit-Brown Z51 Mk.F, он мог разгонять 43-тонную машину до 35 км/ч по шоссе и до 25 км/ч по пересечённой местности. Позднее, когда масса танка вместе с бронированием возросла до 51 тонны, на них стали устанавливать двигатели Leyland L-60 мощностью в 695 лошадиных сил, чтобы сохранить подвижность на том же уровне. Однако «Лэйланды» оказались не совсем подходящими для танков – перегревались, ломались и всячески капризничали. К тому времени сами «Центурионы» потихоньку начали снимать с вооружения, заменяя их на более современные машины, поэтому с доводкой двигателя до ума решили не возиться, решив, что продадут и так.
Ходовая часть тоже не несла особо ничего нового – применительно к одному борту использовались шесть бандированных опорных катков, сблокированных попарно при помощи подвески Хорстманна. Амортизация ходовой части происходила при помощи свечных амортизаторов Newton & Bennett (эту конструкцию применяли и американцы на своих Шерманах). Подвеска несла в себе ряд проблем, но их удалось устранить ещё во время заводских испытаний, поэтому единственной актуальной задачей конструкторов была разработка защиты от грязи (которую, к слову, так и не придумали) – без неё амортизаторы теряли свои свойства через 5-10 километров езды по бездорожью.
Запаса топлива хватало примерно на 190-200 км езды по шоссе экономичным ходом. По бездорожью танк передвигался медленнее, но потреблял больше топлива. Соответственно, и запас хода снижался до 120-130 километров. В принципе, на бой хватало, а на марше британские танки часто везли тягачами – так и ресурс гусениц экономили, и асфальт сохраняли. Да и расход топлива сокращался в разы – тягач, каким бы ни был мощным, а ест немного меньше танка.
Боевое применение
Так как на большую войну «Центурион» опоздал, его боевое крещение состоялось во время Корейской войны 1950-1953 годов. На саму войну танки прибыли в составе 8-го Его величества королевского ирландского гусарского полка в ноябре 1950 года и тут же столкнулись с различными трудностями – вес машин не все мосты выдерживали, а уже в декабре один танк был захвачен китайскими военными, даже не успев сделать и одного выстрела. Крещение огнём танки приняли, если мне не изменяет память, в январе 1951 года, когда по иронии судьбы, против них вышел трофейный танк «Cromwell». Трофей, конечно, уничтожили – с дистанции в 2700 метров его расстреляли, и вроде бы даже полностью разрушили, попав в боеукладку. Позднее в ходе корейской войны, было потеряно ещё несколько танков – достоверно известно от пяти машинах, все они были захвачены в плен войсками Северной Кореи и Китая. Один из них был отправлен в СССР для всестороннего изучения, по итогам которого советские конструкторы сделали соответствующие выводы.
Первой страной, закупившей «Центурионы» для вооружения, стал Египет – в 1949 году они подписали контракт и полностью оплатили поставку 80 танков данной модели. Однако поставили египтянам всего 16 машин – из-за обострения отношений между странами, Египет попросту «кинули» на деньги, отказавшись выполнять контракт. В 1951 году между Великобританией и Египтом вспыхнула локальная война, где «Центурионам» довелось встретиться в бою. Причём танки этой модели были с обеих сторон конфликта. Данную «войнушку» удалось уладить малой кровью, и британцам, чтобы не «потерять лицо», пришлось допоставить в Египет ещё 57 танков из оплаченных. Однако вскоре после этого противоречия между странами вспыхнули ещё ярче и началась война за Суэцкий канал.
Затем «Центурионы» применялись британскими войсками в ходе гражданской войны в Йемене, где Великобритания поддерживала монархистов. Достоверных данных об использовании этих танков против сепаратистов мне найти, к сожалению, не удалось. Однако чуть позже началась серия военных переворотов в Ираке, куда «Центурионы» поставлялись вполне официально, и использовались различными силами внутри этой страны до 1965 года.
Следом произошла так называемая «война за воду» - В 1950-х Израиль выражал протесты по поводу продажи Великобританией «Центурионов» арабским странам и сам заказал несколько десятков таких танков. К началу обострения отношений с Сирией у израильтян имелось около 150 таких танков. Во время столкновения 3 ноября 1964 года рота израильских «Центурионов», вооружённых 105-мм пушками атаковала два сирийских танка PzKpfw IV. С дистанции 800 метров израильские танки выпустили около 90 снарядов, но из за неудовлетворительной подготовки танкистов не добились ни одного попадания. Сирийцы ответным огнём убили 8 солдат и уничтожили 2 трактора. 13 ноября 1964 года после атаки сирийцами еврейских поселений, танки «Центурион» с уже переобученными экипажами уничтожили первыми же выстрелами 2 PzKpfw IV и 2 безоткатных орудия противника, после чего с расстояния до 10 км расстреляли строительную технику сирийцев. 12 августа 1965 года один взвод «Центурионов» и один взвод «Супершерманов» вели перестрелку с сирийцами в районе лавового плато Коразим возле Альмагора. В результате перестрелки «Центурион» со стрелком генералом Талем смог подбить один танк неопределённого типа и одну «тридатьчетвёрку», прежде чем сам был выведен из строя 85-мм снарядом из Т-34-85.
В различных военных конфликтах «Центурионы» участвовали с переменным успехом до 1991 года – самый поздний военный конфликт с их применением, была «Война в заливе». Тогда неустановленное количество уже морально устаревших (хоть и сильно модернизированных) танков схлестнулось на территориях Аравийского полуострова. Большинство из них там и погибло, остальные танки, по всей видимости, отправили в утиль.
Заключение
Судьба танка «Centurion» оказалась богатой на события и приключения – множество локальных конфликтов, несколько больших войн… Он стал в некотором роде легендой своего времени, и если А34 «Comet» стал прообразом ОБТ Великобритании, то «Centurion» по праву можно считать первым основным боевым танком королевства.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!