Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Последний мастодонт - тяжелый танк Т-10, 1949

Оглавление

В пантеоне советской бронетехники тяжелый танк Т-10 занимает почетное место. Разработанный в первые годы Холодной войны, он вобрал в себя весь колоссальный опыт, накопленный советскими конструкторами в годы Великой Отечественной войны, и одновременно стал носителем передовых технологий своего времени. Его история — это отражение не только военно-технической мысли, но и политических перемен в стране — обладая боевой массой около 50 тонн, мощнейшим 122-мм орудием и серьёзной броневой защитой, этот танк был создан как решающий аргумент на полях сражений Третьей мировой войны. Он должен был стать стальным кулаком, способным взломать любую оборону и противостоять лучшим образцам бронетехники НАТО, но вместо этого стал последним мастодонтом советской промышленности.

Тяжелый танк Т-10 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк Т-10 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

К концу 1940-х годов на вооружении Советской армии находилось несколько типов тяжелых танков: "боевой" ИС-2, революционный ИС-3 и очень тяжелый ИС-4. Однако ни один из них в полной мере не отвечал требованиям войны будущего. Опыт эксплуатации выявил у ИС-3 конструктивные дефекты корпуса, а ИС-4, обладая мощной броней, страдал от низкой надежности и чрезмерной массы, что ограничивало его тактическую и стратегическую мобильность, в том числе по железнодорожным перевозкам. Даже перспективный ИС-7, несмотря на выдающиеся характеристики, оказался слишком тяжелым и дорогим для массового производства. Стало очевидно, что армии требуется новая машина, которая бы объединила лучшие качества предыдущих моделей, но была бы лишена их недостатков.

ИС-5, опытный образец, так и не пошедший в серию. Фотография в свободном доступе.
ИС-5, опытный образец, так и не пошедший в серию. Фотография в свободном доступе.

18 февраля 1949 года постановлением Совета Министров СССР работы над тяжелым танком ИС-7 были прекращены, и было принято решение начать разработку нового тяжелого танка. При этом, ещё в конце 1948 года Главное бронетанковое управление (ГБТУ) сформулировало техническое задание на новый танк, ключевым требованием которого стало ограничение боевой массы в пределах 50 тонн, что было прямой реакцией на проблемы с перетяжеленным ИС-4. Конструкторам предстояло создать машину, сочетающую защищенность на уровне ИС-4 с прогрессивной формой бронекорпуса, впервые примененной на ИС-3. Разработку нового тяжелого танка поручили конструкторскому бюро Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и ВНИИ-100 под общим руководством выдающегося конструктора Жозефа Яковлевича Котина, который в то время совмещал посты главного конструктора ЛКЗ и директора ВНИИ-100. Проект получил заводское обозначение «Объект 730» и первоначальное наименование ИС-5 (не путать с другим проектом, который тоже не вышел в серию). Технический проект был готов уже к марту-апрелю 1949 года, а к сентябрю года выпущена установочная партия из десяти машин для всесторонних испытаний. Первые же заводские испытания выявили низкую надежность коробки передач и системы охлаждения, которые не выдерживали гарантийный пробег в 2000 км. Также недостатки выявили и в вооружении танка — 130-мм пушка от ИС-7 в него попросту не влезла.

Тяжелый танк ИС-8 (пока еще опытный) собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-8 (пока еще опытный) собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

В марте 1950 года на полигоне в Кубинке прошли государственные испытания улучшенных машин, по результатам которых комиссия рекомендовала танк к серийному производству после устранения выявленных недостатков. Процесс доводки, дополнительных полигонных и войсковых испытаний занял несколько лет, а из-за многочисленных нововведений, в 1952 году танк переименовали в ИС-8. Однако после смерти Отца народов в марте 1953 года и начавшегося процесса десталинизации, название, связанное с именем вождя, внезапно стало политически некорректным, что заставило военных сменить название на Т-10.

Серийный тяжелый танк Т-10. Фотография в свободном доступе.
Серийный тяжелый танк Т-10. Фотография в свободном доступе.

Танк был принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 года под обозначением Т-10. Т-10, неоднократно подвергаясь модернизации, производился серийно с 1953 по 1965 год в Челябинске. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1962 году в Ленинграде прекратили производство Т-10. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. По данным НАТО, было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций, что сильно завышено (на самом деле около полутора тысяч). Данные о выпуске разнятся, в разных источниках приводятся цифры от 1466 и 1539 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из предполагаемых 1539) имели модификацию Т-10М, а в 1960-е годы все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.

Описание конструкции

Тяжелый танк Т-10 был выполнен по классической компоновочной схеме, ставшей стандартом для мирового танкостроения. Отделение управления располагалось в передней части корпуса, боевое отделение — в средней части корпуса и в башне, а моторно-трансмиссионное отделение — в корме. Экипаж танка состоял из четырех человек: механик-водитель сидел по продольной оси машины в отделении управления, а командир, наводчик и заряжающий сидели в башне. Такая компоновка обеспечивала рациональное использование внутреннего забронированного объема и оптимальное распределение массы.

Бронированный корпус

Броневая защита Т-10 была разработана с учетом максимальной эффективности против всех существовавших на тот момент противотанковых средств. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов разлной толщины и представлял собой жесткую коробчатую конструкцию. Главной его особенностью стал нос, выполненный по схеме «щучий нос», унаследованной от танка ИС-3. Верхняя лобовая деталь состояла из двух сходящихся под углом бронеплит толщиной 120 мм, установленных со сложным наклоном до 57 градусов к вертикали. Такое решение, в сочетании с толщиной брони, обеспечивало защиту, эквивалентную по некоторым оценкам, 320 мм пластине, что делало лоб корпуса практически неуязвимым для большинства танковых орудий НАТО того времени. Нижняя лобовая деталь имела толщину 120 мм, расположенную под рациональным углом наклона около 50 градусов.

Схема бронирования тяжелого танка Т-10. Фотография в свободном доступе.
Схема бронирования тяжелого танка Т-10. Фотография в свободном доступе.

Борта корпуса имели дифференцированное бронирование: верхняя часть была толщиной 80 мм и устанавливалась под значительным углом, а нижняя — 80 мм вертикально. Кормовая броня достигала 60 мм, а крыша и днище сваривались из плит толщиной от 16 до 30 мм. Эта схема бронирования была результатом тщательно продуманного компромисса. Конструкторы сознательно пошли на ослабление защиты бортов и кормы, чтобы сконцентрировать максимальную массу брони в лобовой проекции, где вероятность попадания снарядов выше, но при этом удержать общую массу танка в заданных 50 тоннах. Такой подход был отражением новой тактической доктрины применения тяжёлого танка — фронтальный прорыв укрепленной обороны противника, но с учётом скорости и мощности вооружения.

Башен для танка делали несколько. Изображение в свободном доступе.
Башен для танка делали несколько. Изображение в свободном доступе.

Башня Т-10 являлась цельной фасонной стальной отливкой обтекаемой формы с переменной толщиной стенок. Такая геометрия способствовала рикошету снарядов и обеспечивала превосходную снарядостойкость. Толщина лобовой части башни варьировалась от 201 мм до 250 мм в разных участках. Маска орудия была выполнена из литой брони толщиной 252 мм. Борта башни имели толщину от 129 мм до 190 мм, а корма — около 90-102 мм. Вращение башни осуществлялось двумя способами — при помощи мощного электродвигателя или вручную.

Посадка и высадка экипажа осуществлялась через отдельные люки — механик-водитель попадал на рабочее место через люк в верхнем лобовом листе корпуса, заряжающий и наводчик попадали на свои места через люк на крыше башни, командир имел свой отдельный люк для посадки и высадки. Аварийный люк в машине был один, и находился он под сиденьем механика-водителя. Все люки были оснащены приборами наблюдения, а также уплотнительными кольцами для предотвращения попадания в боевое отделение осадков и пыли, в том числе радиоактивных.

Вооружение

Огневая мощь Т-10 была предметом постоянного совершенствования на протяжении всего срока его службы, что отражало гонку вооружений эпохи Холодной войны. Базовая модификация танка оснащалась 122-мм нарезной танковой пушкой Д-25ТА, которая являлась дальнейшим развитием орудия, прекрасно зарекомендовавшего себя еще на танках ИС-2. Орудие имело ствол длиной 48 калибров, оснащалось двухкамерным дульным тормозом для снижения силы отката и эжектором для продувки канала ствола после выстрела. Главным недостатком, унаследованным от предшественников, была низкая скорость стрельбы, обусловленная раздельным заряжанием. Для частичного решения этой проблемы и облегчения работы заряжающего в конструкцию был введен электромеханический досылатель, который позволял поддерживать темп стрельбы на уровне 2-3 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 30 выстрелов.

Чертежи орудий тяжелого танка Т-10. Изображение в свободном доступе.
Чертежи орудий тяжелого танка Т-10. Изображение в свободном доступе.

Следующим шагом в повышении боевой эффективности стало оснащение танка стабилизатором вооружения. Модификация Т-10А получила пушку Д-25ТС со стабилизатором «Ураган», работавшим в вертикальной плоскости, а на Т-10Б установили двухплоскостной стабилизатор «Гром», что значительно повысило точность стрельбы с ходу. Наиболее радикальной модернизации подвергся танк Т-10М — он получил новую, более мощную 122-мм пушку М-62-Т2 (индекс ГРАУ 2А17) с улучшенной баллистикой. Начальная скорость ее бронебойного снаряда достигала 960 м/с, что повысило бронебойные качества снарядов. Также орудие оснащалось щелевым дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». С 1967 года в боекомплект танка были введены новые типы боеприпасов — бронебойные подкалиберные и кумулятивные, что позволило ему на равных бороться с любыми танками вероятного противника.

На фотографии явно видны 122-мм пушки М-62-Т2 с щелевыми дульными тормозами, а также зенитный КПВТ калибра 14,7 мм. Фотография в свободном доступе.
На фотографии явно видны 122-мм пушки М-62-Т2 с щелевыми дульными тормозами, а также зенитный КПВТ калибра 14,7 мм. Фотография в свободном доступе.

Противопехотное вооружение на базовом Т-10 состояло из двух 12,7-мм пулеметов ДШКМ: один из них был спарен с пушкой, а второй, зенитный, устанавливался на турели люка заряжающего. В модификации Т-10М их заменили на более мощные 14,5-мм крупнокалиберные пулеметы КПВТ. Общий боекомплект пулеметов составлял 1000 патронов калибра 12,7 мм или 744 патрона калибра 14,5 мм.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Подвижность 50-тонной машины обеспечивала мощная и передовая для своего времени силовая установка и ходовая часть. Сердцем танка Т-10 являлся V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-5 с рабочим объемом 38,88 литра и развивал мощность 700 лошадиных сил при 2100 об/мин. На поздней модификации Т-10М был установлен его форсированный вариант, В-12-6, мощность которого возросла до 750 “лошадок”. Двигатель работал в паре со сложной трансмиссией, которая была одним из ключевых новшеств танка. Она включала в себя планетарную коробку передач с гидравлическим управлением, объединенную в одном блоке с механизмом поворота. Трансмиссия обеспечивала восемь передач для движения вперед и две — для движения назад, что позволяло эффективно реализовывать мощность двигателя в широком диапазоне скоростей. Максимальная скорость танка по шоссе достигала 50 км/ч, что было отличным показателем для тяжелого танка.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Ходовая часть Т-10 была спроектирована для обеспечения высокой проходимости и плавности хода. В отличие от шестикаткового шасси ИС-3, на Т-10 применили ходовую часть с семью сдвоенными опорными катками малого диаметра с металлическими ободами на каждый борт. Подвеска всех катков была независимой, торсионной, что обеспечивало большой динамический ход катков и хорошую адаптацию к рельефу местности. Ведущие колеса заднего расположения имели цевочное зацепление с гусеницами. Гусеничная лента состояла из 88 стальных мелкозвенчатых траков шириной 720 мм. Такая конструкция ходовой части позволила равномерно распределить массу машины и добиться сравнительно низкого удельного давления на грунт — около 0,77 кг/см², что положительно сказалось на проходимости по слабым грунтам.

Приборы наблюдения и связи

Эффективность танка на полях сражений напрямую зависит от способности экипажа своевременно обнаруживать цели и поддерживать связь — поэтому Т-10 оснащался комплексом приборов, который постоянно совершенствовался. Для ведения огня из пушки и спаренного пулемета наводчик использовал телескопический шарнирный прицел ТШ-2-27. Для стрельбы с закрытых огневых позиций на большие дистанции, до 15000 метров, использовались боковой уровень и азимутальный указатель.

На фотографии виден люк механика-водителя. Фотография в свободном доступе.
На фотографии виден люк механика-водителя. Фотография в свободном доступе.

Мехвод для наблюдения за местностью в дневное время суток использовал перископические смотровые приборы ТПВ-51 и ТИП, установленные в крышке его люка и в корпусе. Командир танка также имел свои приборы наблюдения, позволявшие осуществлять круговой обзор и целеуказание. Ключевым технологическим прорывом стало оснащение поздних модификаций танка, в первую очередь Т-10М, комплектом активных приборов ночного видения, работающих в инфракрасном диапазоне. Мехвод получил прибор ТВН-1 (в новых модификациях ТВН-2Т) для вождения танка в ночных условиях, наводчику выдали ночной прицел ТПН-1 «Луна», а командиру — командирский прибор наблюдения ТКН-1Т. Эта комплексная система превращала Т-10М во всепогодную и круглосуточную боевую машину, что давало ему огромное преимущество на поле боя.

-11

Средства связи также эволюционировали вместе с танком. На первых машинах устанавливалась радиостанция 10РТ-26Э. В модифицированном варианте ее заменили на современную и надежную УКВ-радиостанцию Р-113. Внутренняя связь между четырьмя членами экипажа обеспечивалась через танковое переговорное устройство ТПУ-47-2, которое на поздних модификациях было заменено на Р-120.

Электрооборудование

Для питания многочисленных и сложных систем танка потребовалась усиленная схема электрической проводки — она также выполнялась по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В, но получила более мощный набор аккумуляторов. Источниками электроэнергии служили генератор Г-74, спроектированный для работы в самых суровых климатических условиях (при температурах от -50°C до +70°C) мощностью 3 кВт и четыре аккумуляторные батареи. Запуск двигателя осуществлялся при помощи электрического стартера СТ-721 мощностью 11 кВт (15 л.с.). Новая система питания была не роскошью, а насущной необходимостью, обеспечивая работу энергоемких систем, появившихся на новом танке, а также на его модернизированных версиях — приводов стабилизатора орудия, электромеханического досылателя, мощных радиостанций и, особенно, активных инфракрасных прожекторов системы ночного видения, без которых немыслимы были бы ночные операции.

Боевое применение

Несмотря на свои выдающиеся характеристики и долгий срок службы, Т-10 имеет на удивление скромную боевую биографию. Этот факт не является свидетельством недостатков танка, а скорее подтверждает его истинное предназначение — Т-10 создавался не для участия в локальных конфликтах, а как стратегический инструмент сдерживания на главном театре Холодной войны — в Европе. Его основной задачей было самим своим существованием предотвращать крупномасштабную войну.

Т-10М на вооружении ГСВГ. Фотография в свободном доступе.
Т-10М на вооружении ГСВГ. Фотография в свободном доступе.

Танки Т-10 поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков и батальонов, которые придавались армиям и дивизиям первого эшелона, дислоцированным на западных границах СССР. В отличие от массовых средних танков, Т-10 никогда не поставлялся на экспорт, оставаясь эксклюзивным оружием Советской Армии. Встречающиеся в западных источниках утверждения о применении тяжелых танков Т-10 Египтом или Сирией в Войне Судного дня 1973 года, скорее всего являются результатом ошибочной идентификации внешне схожих с ним танков ИС-3. Единственным документально подтвержденным случаем крупномасштабного оперативного использования Т-10 стала операция «Дунай» — ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. В ходе этой операции танки Т-10 действовали в составе советских частей, однако их участие не было связано с ведением боевых действий.

Тяжелый танк Т-10М на улицах Праги в 1968 году. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк Т-10М на улицах Праги в 1968 году. Фотография в свободном доступе.

Производство Т-10 было прекращено в 1966 году, так как к тому времени на вооружение начали поступать принципиально новые основные боевые танки, такие как Т-64, которые при меньшей массе обладали сопоставимой или даже превосходящей огневой мощью и защищенностью за счет применения композитной брони и гладкоствольных орудий. Тем не менее, Т-10 оставался на вооружении еще очень долго. Эти мощные машины постепенно выводились из частей первой линии, но продолжали нести службу в резерве. Официально тяжелый танк Т-10 был снят с вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации лишь указом Президента РФ от 23 сентября 1997 года, завершив свою более чем сорокалетнюю карьеру.

Заключение

Тяжелый танк Т-10 по праву считается венцом советской школы проектирования тяжелых танков. Он стал апогеем развития линии ИС, вобрав в себя все лучшие черты своих предшественников и избавившись от их главных недостатков. Конструкторам удалось создать уникальную для своего времени машину, в которой гармонично сочетались три фундаментальных компонента: высочайший уровень броневой защиты, особенно в лобовой проекции; сокрушительная огневая мощь 122-мм орудия, постоянно совершенствовавшаяся на протяжении всего жизненного цикла; и превосходная для 50-тонной машины подвижность.

Внедрение таких передовых систем, как двухплоскостной стабилизатор вооружения и полный комплект приборов ночного видения, превратило Т-10М в грозную всесуточную боевую систему, способную эффективно действовать в самых сложных условиях. Его долгая, хотя и мирная, служба в элитных частях на передовых рубежах Холодной войны свидетельствует о том, что он успешно выполнил свою главную миссию — миссию стратегического сдерживания. Однако история Т-10 — это не только история успеха, но и история завершения целой эпохи. Он довел до совершенства концепцию тяжелого танка прорыва в тот самый момент, когда сама эта концепция начала устаревать. На смену узкоспециализированным гигантам приходил новый класс боевых машин — универсальный основной боевой танк, способный решать весь спектр задач на поле боя. Т-10 стал последним и самым совершенным представителем своего вида, великолепным реликтом уходящей эры, который уступил дорогу новому поколению бронетехники, но навсегда остался в истории как один из самых мощных и знаковых танков XX века.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.