Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Тяжелый танк ИС-3, что опоздал на войну, 1944

Тяжелый танк ИС-3 стал одним из самых ярких символов конца войны и начала новой эпохи. Созданный весной 1945 года, он не попал на фронт, но сразу заявил о себе необычным силуэтом, "щучьим носом" и мощным вооружением. Эта машина не только подвела черту под опытом Великой Отечественной, но и задала направление всему послевоенному танкостроению. Появление тяжелого танка ИС-3 напрямую связано с последними “писками” агонизирующей немецкой промышленности - тяжелым танком Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, вооруженный 88-мм пушкой KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр, был реальной угрозой для любого танка антигитлеровской коалиции. Броня новейших к тому моменту тяжелых танков ИС-2 не могла обеспечить должной защиты от попаданий немецких снарядов на любых дистанциях реального боя - разумеется, такое положение дел военное руководство СССР не устраивало. В армии потребовался танк, способный не только противостоять немецким машинам в обороне, но и успешно проводить взлом обороны противника, а также бороться с л
Оглавление

Тяжелый танк ИС-3 стал одним из самых ярких символов конца войны и начала новой эпохи. Созданный весной 1945 года, он не попал на фронт, но сразу заявил о себе необычным силуэтом, "щучьим носом" и мощным вооружением. Эта машина не только подвела черту под опытом Великой Отечественной, но и задала направление всему послевоенному танкостроению.

Тяжелый танк ИС-3 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-3 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Появление тяжелого танка ИС-3 напрямую связано с последними “писками” агонизирующей немецкой промышленности - тяжелым танком Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, вооруженный 88-мм пушкой KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр, был реальной угрозой для любого танка антигитлеровской коалиции. Броня новейших к тому моменту тяжелых танков ИС-2 не могла обеспечить должной защиты от попаданий немецких снарядов на любых дистанциях реального боя - разумеется, такое положение дел военное руководство СССР не устраивало. В армии потребовался танк, способный не только противостоять немецким машинам в обороне, но и успешно проводить взлом обороны противника, а также бороться с любыми его танками. Но также в военном руководстве понимали - бесконечные модернизации есть путь неверный.

Тяжелый танк ИС-2 был неплох, но имел массу недостатков, вскрывшихся в ходе эксплуатации. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-2 был неплох, но имел массу недостатков, вскрывшихся в ходе эксплуатации. Фотография в свободном доступе.

Тяжелый танк ИС-2, грозная сила поздних этапов Великой Отечественной войны, несмотря на все свои преимущества, также имел ряд существенных недостатков, ставших стимулом для разработки новой машины. Его броневая защита была уязвима для мощных немецких орудий, а внутренний откол брони представлял угрозу для экипажа. Кроме того, большая масса создавала много проблем с ходовой частью, а его максимальная скорость не превышала 37 км/ч. Ключевым его недостатком, который напрямую повлиял на эффективность ИС-2, была крайне низкая боевая скорострельность его 122-мм пушки Д-25Т. Этот показатель составлял всего 2-3 выстрела в минуту, в то время как немецкие тяжелые танки могли достигать 5-8 выстрелов в минуту. Разница объясняется использованием раздельно-гильзового заряжания, а также большой массой снаряда и заряда, что делало процесс заряжания долгим и трудоемким. Заряжающий должен был последовательно выполнить несколько операций: открыть затвор, опустить лоток, уложить 25-килограммовый снаряд, дослать его, подготовить гильзу, вложить ее в казенник и, наконец, закрыть затвор. Большинство этих шагов выполнялось левой рукой, что дополнительно снижало скорость работы.

Необходимость создания нового танка была продиктована не только выявленными в ходе эксплуатации недостатками, но и глубоким анализом боевого опыта. Разработка ИС-3 стала прямым ответом на выводы комиссии, которая тщательно исследовала повреждения бронетехники после масштабных танковых сражений на Курской дуге. Руководитель этой группы, инженер-полковник А. Завьялов, установил, что наиболее уязвимыми и наиболее часто поражаемыми элементами танков были лобовые части корпуса и башни, причем в башню приходилось наибольшее количество попаданий. Этот вывод стал предлогом для разработки танка с кардинально переработанной броневой защитой. В результате было принято постановление ГКО №5583 от 8 апреля 1944 года о создании нового тяжелого танка с акцентом на улучшенную защищенность. Это решение ознаменовало собой переход от тактики простого наращивания толщины брони к созданию более рациональных, обтекаемых форм, что в итоге и привело к появлению революционной конструкции ИС-3.

Разработка нового тяжелого танка, получившего первоначальное условное наименование "Кировец-1", началась в конце лета 1944 года и протекала сразу в двух ведущих конструкторских бюро. Две конкурирующие команды работали в Челябинске. Первой из них было СКБ-701 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), возглавляемое главным конструктором Николаем Леонидовичем Духовым. Руководителем проекта танка "Кировец-1" (также известного как "Объект 240" или "ИС-3" образец №1) был Михаил Федорович Балжи. Прототип этого танка, построенный в сентябре-октябре 1944 года , имел спрямленную лобовую часть корпуса, аналогичную танку Т-34 . Параллельно на Опытном заводе №100, возглавляемом Жозефом Яковлевичем Котиным, шел собственный проект - "Объект 703". Важно отметить, что Опытный завод №100 был создан в 1942 году на базе экспериментального цеха ЧКЗ. Финальный танк ИС-3, который впоследствии стал серийным, оказался не победой одного проекта над другим, а прагматичным синтезом их лучших наработок. В итоговой конструкции был использован корпус от "Объекта 703", отличавшийся уникальной формой, а также приплюснутая литая башня, ставшая результатом работ конструкторского бюро ЧКЗ. Третий образец "Объекта 703" прошел заводские испытания, по итогам которых танк приняли на вооружение.

Одной из наиболее выдающихся и узнаваемых черт танка ИС-3 стала конструкция его корпуса, получившая в войсках прозвище "щучий нос". Эта новаторская форма лобовой брони была прямым следствием выводов о наиболее уязвимых местах танков, сделанных после Курской битвы. Вместо традиционного прямого листа брони, лобовая часть корпуса ИС-3 была сформирована из трех сваренных листов, расположенных под рационально большими углами наклона. Эта конструкция, разработанная конструктором Малининым, позволила добиться выдающейся снарядостойкости без избыточного увеличения толщины брони и боевой массы. Интересно, что "щучий нос" был впервые предложен на проекте ИС-2У в 1944 году, но в серийном производстве его применили только на ИС-3 . Люк механика-водителя, традиционно располагавшийся в лобовом листе, был перенесен на крышу корпуса, что исключило его как уязвимое место. В то же время, сквозная смотровая щель была заменена на перископические приборы, что еще больше повысило защищенность экипажа.

Второй ключевой инновацией стала его уникальная приплюснутая литая башня сферической формы. Эта конструкция, разработанная инженером Г. В. Крученых, обеспечивала исключительную снарядостойкость и стала еще одним примером рационального бронирования. За счет своей формы башня ИС-3 обладала высокой противоснарядной защитой, превосходящей предыдущие варианты. Революционная конструкция башни ИС-3 легла в основу дизайна последующих поколений советских тяжелых танков, таких как ИС-7 и Т-10.

Объект 703, предсерийный образец танка ИС-3. Фотография в свободном доступе.
Объект 703, предсерийный образец танка ИС-3. Фотография в свободном доступе.

Разработка и испытания танка ИС-3 велись в ускоренном темпе. Проект "Кировец-1" прошел испытания на НИБТ полигоне в Кубинке в декабре 1944 года. Официально танк ИС-3 (Объект 703) был принят на вооружение 29 марта 1945 года. Первая опытная партия машин покинула цеха Челябинского Кировского завода в мае 1945 года. Следует отметить, что в исторических источниках существуют некоторые расхождения. В то время как большинство документов указывает на май 1945 года как дату начала серийного производства , один из источников называет октябрь 1945 года. Также существуют разночтения по общему количеству выпущенных танков: одни источники указывают 1170 единиц , другие - 2311 единиц. Подобные расхождения могут быть объяснены различными подходами к подсчетам, например, включением в статистику прототипов и предсерийных машин, или учетом производства в разные периоды. Серийное производство продолжалось до середины 1946 года, а какое-то время танк выпускался параллельно с ИС-2. Несмотря на то, что танк ИС-3 был запущен в серийное производство в последние дни Великой Отечественной войны, он так и не успел принять в ней участия. Таким образом, его дебют состоялся не на поле боя, а на параде. Первый публичный показ новой боевой машины произошел 7 сентября 1945 года в Берлине, на Параде Победы союзных войск, когда парадное шествие войск Красной армии завершилось проходом 52 новейших танков ИС-3 перед руководством армий союзников. Этот выход имел огромное символическое значение, став мощной демонстрацией советской военной мощи и намечающегося технологического превосходства перед союзниками.

Описание конструкции

ИС-3 имел традиционную для того времени схему: в передней части корпуса размещалось отделение управления, в центре находилось боевое отделение, а сзади - моторно-трансмиссионное. Экипаж насчитывал четырех человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Броня корпуса и башни

К 1945 году ИС-3 обладал одной из самых мощных систем защиты среди танков. Лобовая броня была рассчитана на отражение выстрелов самых сильных противотанковых орудий, в том числе немецких 88-мм и 75-мм пушек. От буксируемых 75-мм Pak 40 защита была практически абсолютной. Корпус собирался сваркой из катаных броневых листов толщиной от 20 до 110 мм. Лоб имел характерную форму "щучьего носа", где две верхние плиты толщиной 110 мм сходились клином под большими углами. Борта состояли из двух броневых листов по 90 мм, дополнительно прикрытых 30-мм экранами. Корма собиралась из плит толщиной 60 мм, крыша и днище - по 20 мм.

Схема бронирования танка ИС-3. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования танка ИС-3. Изображение в свободном доступе.

Башня была выполнена цельнолитой, имела обтекаемую полусферическую форму. Существует легенда, что форму башни конструктор Михаил Федорович Балжи придумал, увидев металлическую мыльницу - кто знает, насколько это правдиво? Толщина брони в лобовой части достигала 255 мм, в бортах и корме варьировалась от 220 до 110 мм. Маска пушки была усилена до 250 мм. Конструкция башни обеспечивала минимальную уязвимость с любых направлений.

Вооружение

Основным вооружением танка ИС-3 была 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года, которая оснащалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Несмотря на разрушительную мощь орудия, его скорострельность оставалась низкой (2-3 выстр/мин), что было обусловлено его конструкцией и трудоемким процессом заряжания. Это решение представляет собой классический технологический компромисс. Хотя для других проектов, таких как "Объект 701", разрабатывались более совершенные орудия, обладающие более высокой скорострельностью , для ИС-3 в условиях завершающегося военного времени было выбрано уже отработанное и надежное орудие. Она оснащалась полуавтоматическим клиновым затвором, гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Наведение осуществлялось через телескопический прицел ТШ-17 с 4-кратным увеличением.

122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект составлял 28 раздельно-гильзовых выстрелов, размещенных в корпусе и башне в разных укладках. В спаренной установке находился 7,62-мм пулемет ДТМ с боезапасом 2000 патронов. На крыше башни устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК/ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. Для экипажа дополнительно предусматривались гранаты Ф-1 или РГ-42 и два пистолета-пулемета ППС-43.

Наблюдение и связь

Механик-водитель пользовался прибором МК-4, обеспечивавшим круговой обзор. У командира, наводчика и заряжающего также имелись аналогичные приборы. В модернизированном варианте ИС-3М использовались приборы ночного видения и усовершенствованные командирские прицелы. Для внешней связи применялась радиостанция 10РК-26 с дальностью до 40 км на стоянке и до 25 км в движении. Внутри танка стояло переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф.

Двигатель и трансмиссия

ИС-3 оснащался 12-цилиндровым V-образным дизельным мотором В-11-ИС-3 мощностью 520 л. с. Топливная система включала внутренние баки общей емкостью 425 литров и четыре наружных по 90 литров. Система охлаждения имела два радиатора и вентиляторы, а для зимы был предусмотрен подогрев.

В трансмиссию входили главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач с понижающей, механизмы поворота с планетарными рядами и планетарные бортовые передачи.

По каждому борту размещались шесть опорных катков, три поддерживающих, ленивец и ведущее колесо. Подвеска - торсионная, без амортизаторов. Гусеницы шириной 650 мм состояли из 86 траков. Первоначально использовалась комбинация из гребневых и плоских, но после 1947 года перешли на полностью гребневые.

Боевое применение

Вопреки распространенному заблуждению, которое встречается в старых публикациях, танки ИС-3 не успели принять участие во Второй мировой войне. Первые 207 машин вышли с завода лишь в июне 1945 года. Однако уже 7 сентября того же года 52 танка прошли по улицам Берлина на параде союзных войск, посвященном победе, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР. Есть версия, что отдельные ИС-3 могли быть использованы против Японии в августе 1945 года в порядке боевых испытаний. Достоверно известно, что танки применялись во время подавления Венгерского восстания 1956 года, где понесли минимальные потери. Это событие стало единственным реальным боевым эпизодом применения ИС-3 в составе Советской армии. В 1980-е годы модернизированные ИС-3М еще находились на вооружении запасных дивизий Забайкальского военного округа — так, 80-я запасная дивизия имела 270 таких машин.

Тот самый парад 1945 года, на котором впервые были продемонстрированы тяжелые танки ИС-3. Фотография в свободном доступе.
Тот самый парад 1945 года, на котором впервые были продемонстрированы тяжелые танки ИС-3. Фотография в свободном доступе.

Союзникам СССР по Варшавскому договору ИС-3 практически не передавались. В 1946 году два танка поступили в Польшу для обучения инструкторов и использовались на парадах до 1970-х годов. В 1950 году один танк был передан Чехословакии. Крупнейшим иностранным получателем стал Египет, куда поставили около 100 машин, включая модернизированные ИС-3М. В бою эти танки впервые использовались в Шестидневной войне 1967 года. Однако из-за слабой подготовки экипажей и устаревания конструкции они не добились серьезных успехов. Израильские войска, вооруженные более подвижными и скорострельными танками "Центурион" и M48, нанесли египтянам тяжелые потери. По разным данным, Египет потерял от 16 до 72 ИС-3, причем немалая часть была просто брошена экипажами в исправном состоянии.

ИС-3М идут в атаку. Фотография времен арабо-израильской войны 1967 года. Фотография в свободном доступе.
ИС-3М идут в атаку. Фотография времен арабо-израильской войны 1967 года. Фотография в свободном доступе.

К 1973 году в Египте еще сохранялся один полк ИС-3, но сведений об их участии в Войне Судного дня нет. Несколько брошенных машин были захвачены Израилем и использовались как тягачи или неподвижные огневые точки. В ряде случаев на них устанавливали двигатели от Т-54/55. Кроме того, ИС-3 в значительных количествах были поставлены в КНДР, где в 1960-е годы ими вооружались как минимум два танковых полка.

Тот самый танк-памятник был захвачен ВСУ и перевезен в Киев. Фотография в свободном доступе.
Тот самый танк-памятник был захвачен ВСУ и перевезен в Киев. Фотография в свободном доступе.

Необычный эпизод применения ИС-3 произошел уже в XXI веке. В 2014 году в Константиновке (Донецкая область) один из памятников-танков был приведен в рабочее состояние и использован вооруженными формированиями ДНР в бою под Ульяновкой. Позднее эта машина досталась украинской стороне и сейчас выставлена возле Национального военно-исторического музея в Киеве.

Заключение

Тяжелый танк ИС-3 стал символом вершины советской школы танкостроения времен Великой Отечественной войны. Он не успел проявить себя в боях, но его появление произвело сильный эффект — и на союзников, и на потенциальных противников. Уникальная форма корпуса и башни, мощное вооружение и высокая защищенность сделали его в некотором роде “танком будущего”, который предвосхитил целое поколение бронетехники. Таким образом, ИС-3 показал, что Советский Союз готов к новым вызовам и способен создавать машины, которые не имеют аналогов в мире. И хотя его реальная боевая история ограничена, значение этой машины в истории танков невозможно переоценить: он стал воплощением силы, инженерной мысли и военного авторитета страны-победительницы.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.