Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нейротипичных сверстников становится частью практики в детских садах, школах и развивающих центрах. Это рабочий формат, при котором важно грамотно выстроить среду и педагогический процесс.
Как адаптировать занятия и сохранить вовлеченность всех детей, рассказал дефектолог Сергей Баранов.
Что такое смешанная группа и зачем она нужна
Смешанная группа — образовательное пространство, в котором вместе находятся дети с ОВЗ и дети без особенностей развития. Цель: полноценно включить каждого ребенка в совместную деятельность, чтобы обучать и социализировать.
Такая группа позволяет каждому участнику строить отношения и чувствовать себя частью коллектива:
- Ребенок с особенностями получает в смешанной группе естественные стимулы для развития: слышит речь, наблюдает за сверстниками, учится реагировать, взаимодействовать, быть активным.
- Для нейротипичных детей это опыт принятия. Они с детства видят, что люди бывают разными, и учатся уважать чужой темп, способ выражения, реакцию. Разнообразие становится привычной частью среды.
Смешанные группы дают детям не абстрактное знание о различиях, а живой опыт. Они ежедневно сталкиваются с тем, что люди по-разному выражают себя, реагируют, взаимодействуют.
Но чтобы этот опыт был развивающим, необходим взрослый рядом — не как контролер, а как посредник и наблюдатель. Педагог помогает понять, почему кто-то говорит иначе или не сразу включается в игру, подсказывает, как быть внимательным к другому. Его тон задает атмосферу в группе: уважительное, спокойное общение считывают все дети.
Сергей Баранов
→→→ Читайте далее на сайте Педсовет - Какие дети с ОВЗ включаются в смешанные группы; Что нужно учесть при организации пространства и программы; Как адаптировать пространство под смешанные группы; Как адаптировать занятия под смешанные группы...