О Нобелевской премии 2025 по химии рассказали Мария Шарапова и Пётр Волцит.
В этом году по сложившей в XXI веке традиции (исключением стал только 2011 год) Нобелевскую премию разделили несколько химиков из разных стран. Что лишний раз подтверждает: учёные во всём мире часто одновременно работают над одними темами (как мы над «Химией»).
Премию получили японец Сусуму Китагава, австралиец Ричард Робсон и американец иорданского происхождения Омар М. Яги (Ягхи) за исследования металл-органических кристаллов («каркасов»).
Но придумали эти красивые ажурные конструкции, которые журналисты уже окрестили «сумками Гермионы», вовсе не в этом году. Омар М. Яги, занимаясь ими с конца 1980-х годов, даже целую новую отрасль изобрел – «ретикулярную химию», как раз для создания новых веществ с заданными свойствами.
Металл-органические кристаллы, МОК (такое название больше распространено в нашей стране) или металл-органические каркасы, MOF – это новые материалы, соединяющие в себе органическую часть с ионами металла. Благодаря «ажурной», но очень прочной структуре (кристаллической решётке) они способны улавливать молекулы определённого вещества, и при этом за счёт высокой пористости обладают огромной поверхностью. То есть уловить могут много – как сумочка, служившая Гермионе «передвижной библиотекой» и складом магических предметов.
Область применения МОК огромна. Это не только химическая промышленность, где с помощью МОК разделяют смеси газов, либо используют кристаллы для катализа – ускорения реакций. «Сумки Гермионы» применяются в медицине и даже для улавливания воды в пустыне (Омар М. Ягхи успешно провел такой эксперимент в 2018 г.).
История создания этих веществ интересна, как и история многих других открытий в химии (о которых можно прочитать в нашей книге).
Впервые сама идея создания такого рода молекулярных конструкций пришла в голову Ричарду Робсону ещё в 1970-е годы, но осуществить это на практике удалось остальным двум лауреатам, Китагаве и Ягхи, только в конце 1990-х.
Но что ещё забавнее, сами эти соединения впервые были получены в качестве побочного продукта одной из реакций ещё в 60-е годы прошлого века. Но тогда никто не мог придумать, зачем они нужны, и их сочли бесполезными отходами.
Химия вокруг нас: история, природа, техника и опыты.