Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Перемирие, заключенное 23 июля 1194 года в городке Тийер-сюр-Авр между монархами Англии и Франции, соблюдалось обеими сторонами. Ричард и Филипп Август не возобновляли масштабных боевых действий, предпочитая стратегию непрямых действий, а также сосредоточив свои главные усилия на дипломатическом фронте.
Летом 1195 года английскому королю удалось при помощи демонстрации силы взять под свой контроль замок Ле-Водрёй, расположенный в 28 км к юго-востоку от Руана. Однако главной ареной дипломатической и внешнеполитической борьбы между Львиным Сердцем и французским государем на длительное время стали северо-восточные нормандские провинции – два небольших по площади графства Э и Омаль, занимавших важное стратегическое положение.
Обеими территориями формально управляли женщины – вдовствующие графини. Владелицу графства Э английский государь выдал замуж за Рауля де Лузиньяна – младшего брата Ги де Лузиньяна, бывшего Иерусалимского короля, ставшего под занавес Третьего крестового похода правителем Кипра. Новым супругом вдовствующей графини Хависы д’Омаль правитель «Туманного Альбиона» сделал знатного рыцаря из своего ближайшего окружения – Болдуина (Бодуэна) де Бетюна.
Однако Филипп II отказывался признать факт перехода графств Э и Омаль под власть герцога Нормандии и английской короны. Упрямый Капетинг назначил наместниками спорных территорий своих ставленников. Так, владельцем графства Омаль король Франции утвердил своего вассала – барона Гуго де Гурне.
20 августа 1195 года Филипп Август, наконец-то, выдал замуж свою 35-летнюю единокровную сестру – принцессу Адель (Алису), бывшую любовницу Генриха II Плантагенета и отвергнутую невесту Ричарда I Львиное Сердце. Супругом Адель стал 17-летний Гийом II де Талвас (Тальва), граф де Понтьё. В качестве приданого он получил 5000 марок серебром, а подарком для новобрачных стало их новое земельное владение – графство Э. Следует сразу же оговориться, что и Гуго де Гурне, и принцесса Адель Французская с Гийомом II де Талвасом стали полноценными и полноправными владельцами своих графств только после смерти Ричарда.
В ноябре 1195 года важного политического и финансового успеха добился Гийом де Лоншан. После серии личных встреч между английским лордом-канцлером и правителем Священной Римской империи неожиданно для всех прижимистый, жадный и алчный Генрих VI простил Ричарду оставшуюся часть долга за выкуп, отпустив домой всех заложников, находившихся в Германии.
Главным условием этого жеста доброй воли и выкупной амнистии была настойчивая просьба императора, чтобы Ричард в будущем году продолжал войну против короля Франции и ни в коем случае не заключал с ним мир. В общей сложности за своё освобождение Львиное Сердце заплатил 113 000 серебряных кёльнских марок[1], что эквивалентно почти 26 426 кг серебра. По одним сведениям из общей суммы выкупа личная доля Леопольда V Бабенберга составила около 17 000 марок[2], согласно другим источникам, герцог австрийский получил 30 000 кёльнских марок[3].
Как только истёк срок англо-французского перемирия, Филипп II со своей армией вторгся в аквитанские владения Ричарда, осадив город Исудён. Осада для короля Франции успехом не увенчалась. Львиное Сердце совершил скоростной 300-километровый марш, за день покрывая расстояние равное трём обычным армейским дневным переходам, неожиданно для врага оказавшись не в южной части Нормандии, а в северо-восточных окраинах Аквитании. Филипп Август не стал испытывать судьбу и повторять ошибки прошлогодней кампании, отступив от Исудёна.
Застать английского монарха врасплох не удалось, а продолжать в условиях наступившей зимы военные действия у Филиппа II не имелось ни желания, ни возможности. По инициативе Капетинга в январе 1196 года в нормандском замке Лувье полномочные представители противоборствующих королей заключили новое перемирие.
Его условия выгодно отличались в пользу Ричарда от положений прошлогоднего договора. Львиное Сердце возвратил под свой контроль ¾ нормандских территорий, завоеванных Филиппом Августом во время пребывания короля Англии в плену. Государь французский удержал за собой графство Вексен, а также замки Вернон, Гайон, Паси, Нёф-марш, Иври и Нонанкур.
Филиппу II пришлось официально отказаться от поддержки мятежных аквитанских сеньоров, наиболее беспокойным и могущественным из которых был Эймар (Эмар) Тайлефер, граф д’Ангулемский. Кроме того, король Франции обещал разорвать союз с Раймундом VI Сен-Жилем – герцогом Наробнны, графом Тулузы и маркизом Прованса, если тот вступит в конфликт с Англией.
Несмотря на то, что французская корона понесла очередной существенный ущерб, как финансовый, так и территориальный. Филипп Август попытался сохранить своё изрядно пошатнувшееся реноме. Во время своего торжественного вступления в соборе Сен-Дени король долго и обстоятельно вещал на публике о триумфе французского оружия и многочисленных победах своей армии над англичанами.
В середине августа 1196 года, едва истёк срок перемирия, заключенного в Лувье, как французское войско осадило замок Омаль. Спустя неделю гарнизон цитадели капитулировал. Ричарду пришлось выплатить Филиппу II 3000 серебряных марок в качестве компенсации за жизнь и свободу защитников замка.
В качестве ответного хода Львиное Сердце взял в осаду замок Гайон. Его обороной руководил опытнейший капитан наёмников Ламберт Кадок – валлиец по происхождению. Во время отражения одного из приступов этот самый Кадок произвёл удачный выстрел из арбалета, серьёзно ранив короля Англии в ногу.
Лишь по счастливой случайности арбалетный болт не раздробил монарху коленный сустав. Пока Ричард вынуждено находился на госпитальной койке, воспользовавшийся его отсутствием Филипп Август осадил, а затем при помощи осадной техники и метательных машин захватил замок Нонанкур.
Как только английский король оправился от ранения, он сразу же постарался взять реванш за предыдущие неудачи. Успеха ему удалось добиться на международной арене. В октябре 1196 года Ричард удачно выдал замуж свою сестру – Джоанну (Иоанну; иначе – Жанну), вдовствующую королеву сицилийскую.
Новым мужем её стал уже упоминавшийся ранее Раймунд VI Сен-Жиль. В качестве свадебного подарка молодожёну Ричард официально отказался от каких-либо притязаний на владения графства Тулуза. Кроме того, Львиное Сердце возвратил своему новоявленному зятю графство Керси, из-за которого между герцогами Аквитании и графами Тулузы шло длительное противостояние.
В качестве приданого Джоанна Сицилийская получила графство Аженуа, которое в случае развода оставалось за сестрой Ричарда и её детьми. В свою очередь, Раймунд VI, становясь по праву мужа графом Анженуа, принимал на себя обязательство в случае необходимости предоставлять своему сюзерену – герцогу Аквитании 500 полностью экипированных и вооруженных конных рыцарей. Срок их службы составлял тридцать дней в году.
В то самое время, когда породнившиеся Ричард I Плантагенет и Раймунд VI Сен-Жиль пировали на свадьбе, в излучине реки Сены в непосредственной близости от нынешней коммуны Лез-Андели, расположенной в 36 км юго-восточнее Руана, по приказу короля Англии полным ходом шло строительство нового мощного замка.
По замыслу английского короля этой цитадели предстояло в ближайшем будущем стать главным форпостом приграничной оборонительной линии в Верхней Нормандии. Новому замку также предстояло играть роль основной базы снабжения англо-нормандских войск в случае возобновления войны между Ричардом и Филиппом Августом.
Наконец, от места строительства цитадели до Парижа было 85 км – три-четыре дневных перехода. Таким образом, новый замок в случае наступательного варианта боевых действий идеально подходил в качестве плацдарма для нанесения удара по столице Франции, используя кратчайшее расстояние.
Первым делом Ричард распорядился построить близ упомянутой ранее коммуны Лез-Андели небольшой форт на острове, который находился посередине русла Сены. Сегодня этот островок называется Иль-дю-Шато. Форт представлял собой каменную восьмиугольную крепость, усиленную сторожевыми башнями и обнесенную рвом.
Сену и Иль-дю-Шато пересекал мост. В том месте, где он выходил на правый берег реки, Ричард приказал приступить к строительству поселения, получившего название Пти-Андели[4]. Вскоре оно разрослось до размера средневекового городка, надёжно защищенного окружающим рельефом. С одной стороны Пти-Андели прикрывал берег Сены, с двух других поселение огибали небольшие речушки – Гамбон и Гран-Ран.
Эти речки впадали в Сену, образуя заболоченную запруду, на противоположной стороне которой в дальнейшем возникло ещё одно поселение – Гран-Андели[5]. Ричард приказал дополнительно обнести обе части города, который для краткости чаще всего именовали Андели, крепостной стеной со сторожевыми башнями.
Над Пти-Андели возвышалась 90-метровая известняковая скала, на вершине которой правитель «Туманного Альбиона» и задумал построить свой замок. Ричард взял на себя роль главного проектировщика, архитектора и фортификатора. Он же сам лично систематически приезжал контролировать качество стройки и темп строительных работ.
Главные новаторские фортификационные особенности возводимой цитадели подробно, обстоятельно, наглядно и доходчиво изложены в фундаментальном труде современного российского историка-медиевиста Александра Владимировича Грановского:
«Замок, с трех сторон окруженный водой, был построен по последнему слову техники того времени. Он состоял из пятибашенного передового укрепления, прикрывавшего единственный подход к нему со стороны равнины, и главной крепости с двумя рядами стен, семью башнями и мощным круглым трехэтажным донжоном во внутреннем дворе над Сеной. Два этажа донжона были жилыми.
Сохранился эскиз замка, нарисованный рукой Ричарда. Конструктивно замок учитывал весь накопленный опыт обороны, в нем не было "мертвых зон", не простреливаемых защитниками подходов к стенам и башням. С этой целью, например, наружная сторона овальной внутренней стены представляла собой ряд полуцилиндров. Контрфорсы, окружавшие донжон снаружи, образовывали сверху навесную защищенную галерею, с которой через бойницы в полу можно было поражать нападавших, приблизившихся к нему.
В скальной породе в наружном и среднем замковых дворах были высечены колодец, кладовые и помещения для стражи. Скала, на которой располагался замок, исключала возможность подкопов. Из замка был защищенный выход к Сене. Один мост соединял новый город с укрепленным дворцовым островом, другой – остров с левым берегом, в этом месте также укрепленным. Два укрепления выше по течению по обеим сторонам реки и палисад, перегораживающий Сену и не дававший возможности подойти к острову по реке, дополняли оборонительный комплекс»[6].
Практически все современные авторитетные специалисты в области изучения средневековых крепостей едины во мнении, что укрепления замка проектировались и создавались по последнему слову фортификационной науки конца ХII века. Именно Ричард первым из европейских монархов использовал для усиления защиты своего детища машикули – навесные бойницы, располагавшиеся в верхней части крепостных стен и башен. Главным их предназначением был полноценный обстрела вражеских воинов, приблизившихся вплотную к внешним стенам замка.
Изначально особенная планировка замка максимально усложняла потенциальным врагам Ричарда задачу штурма и захвата твердыни, если бы противники английского короля решились на приступ. Полноценный штурм замка был возможен только с одной стороны, поскольку с других направлений атакующим мешали крутые склоны известняковой скалы.
Идущим на приступ сначала предстояло форсировать глубокий ров и миновать барбакан[7], защищавший вход во внешний двор замка. Далее требовалось преодолеть второй ров, оснащенный подъемным мостом, и укрепленные ворота, ведущие в средний двор. Путь во внутренний двор замка преграждала дополнительная крепостная стена. Последним рубежом обороны замка, его сердцем и главным неприступным фортификационным сооружением являлась цитадель.
К сожалению, доподлинно неизвестно, какое именно название планировал дать своему детищу сам Ричард. Французы назвали чудо фортификации, выросшее на берегах Сены в рекордно короткие сроки Шато-Гайар (Château Gaillard), что можно перевести дословно «Дерзкий замок» или «Замок, бросающий вызов»[8].
Государю английскому название, данное местными жителями, а также часто повторяемое сторонниками Филиппа Августа, очень понравилось и пришлось по душе. Впрочем, довольно часто и в приватных беседах, и в письмах Львиное Сердце, называл свою цитадель «Мой прекрасный Замок на Скале» или «Замок на скале Андели»[9].
Шато-Гайар был полностью возведён и сдан «под ключ» в необыкновенно короткие для своей эпохи сроки. Строительство замка и основная его внутренняя отделки были завершены менее чем за два года. За столь скоротечное воплощение в реальность своей вожделенной мечты Ричарду пришлось из казны потратить почти 12 000 фунтов стерлингов. Следует отметить, что ежегодно на строительство всех новых замков в Англии тратилось 7000 фунтов стерлингов[10].
Английские и французские хронисты, а следом за ними прочие средневековые европейские авторы исторических трудов в самых различных интерпретациях излагали на страницах своих произведений предание о весьма показательном и красноречивом заочном диалоге противоборствующих монархов.
Якобы Филипп Август, разгневанный и обозленный тем, что не смог своевременно воспрепятствовать строительству Шато-Гайара, высокомерно и с оттенком пренебрежения заявил: «Даже если бы стены этого замка были железными, то всё равно я бы взял его!» В ответ Ричард только усмехнулся: «Даже если бы стены Шато-Гайара были сделаны из масла, я бы всё равно удержал его за собой!..»
Подборка фотографий современного состояния замка Шато-Гайара, сделанных с различных ракурсов и высоты птичьего полёта:
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 259.
[2] - Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце: Король. Крестоносец. Авантюрист / Пер. с нем. С. А. Прилипского. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 381-383.
[3] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 259.
[4] - Пти-Андели можно перевести с французского как «Малый (Малое) Андели». Сегодня Пти-Андели – это историческая часть коммуны Лез-Андели, расположенная на берегу Сены, в месте впадения в неё двух маленьких речушек – Гран-Ран и Гамбон.
[5] - Гран-Андели можно перевести с французского как «Большой (Большое) Андели». Сегодня Гран-Андели – это центральная часть коммуны Лез-Андели, в которой расположены административные учреждения.
[6] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 264-265.
[7] - Барбака́н (в переводе с французского «бойница») – так в западноевропейской средневековой фортификационной архитектуре называлось внешнее сооружение замка или городских укреплений, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость, а также отражения вражеских атак на подступах к главным воротам крепости. Чаще всего барбаканы имели круглую форму.
[8] - ещё одно буквальное значение французского слова «gaillard» означает прилагательное «весёлый». В ряде французских средневековых хроник Шато-Гайар именно так и называется авторами исторических трудов – «Весёлый замок».
[9] - Устинов В. Г. Ричард I Львиное Сердце. Повелитель Анжуйской империи / В. Г. Устинов – «ВЕБКНИГА»; Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2025. С. 243.
[10] - Gillingham John. Richard I. New Haven; London: Yale University Press, 2002. Р. 304.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
Вадим Георгиевич Устинов (род. 1965) – современный российский писатель-медиевист, специалист по истории Средневековой Англии. При создании своих произведений первостепенное внимание уделяет работе с архивными документами и первоисточниками. Наибольшую известность Вадиму Устинову принесли биографические фундаментальные работы – «Эдуард I», «Чёрный принц», «Ричард III», «Ричард Львиное Сердце», а также произведения, посвященные военной истории Средневековой Англии – «Война Роз: Йорки против Ланкастеров» и «Столетняя война».
Полностью прочесть цикл публикаций «Одиссея Ричарда I» можно, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. Обратный путь – он трудный самый
Часть 2-я. Венценосный пленник герцога Австрийского
Часть 3-я. Предательство брата, интриги врагов и испытание предвзятым правосудием
Часть 4-я. Время самых суровых невзгод и жестоких ударов судьбы
Часть 5-я. Лев покидает свою тесную клетку
Часть 6-я. Долгожданное возвращение на родину
Часть 7-я. Удачное начало войны против французского короля
Часть 8-я. Затянувшееся противостояние с Филиппом II Августом
Часть 9-я. И вечный бой, покой монархам только снится...
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)