Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Чем дольше пребывали в Мессине правители Англии и Франции, томясь от безделья и вынужденного простоя, тем более прохладными становились их взаимоотношения. Вскоре «прохлада» сменилась недоверием и подозрениями, а они в свою очередь уступили место недовольству, раздражительности и начала конфронтации, сначала завуалированной, а затем – открытой.
Прологом к предстоящему противостоянию характеров, амбиций и тщеславия Ричарда I и Филиппа II послужил пустяковый эпизод, который при другом раскладе и иных участниках событий мог показаться забавным, да и только. В начале февраля 1191 года Львиное Сердце и французский монарх с небольшими свитами совершали загородную прогулку. Неожиданно им навстречу попался местный крестьянин, который на телеге вёз вязанки тростника.
Сухой сицилийский тростник, произраставший близ Мессины, отличался высокой прочностью, гибкостью и легковесностью. Кому-то из подданных Филиппа пришла ребяческая мысль в голову – устроить турнир по фехтованию, используя в качестве оружия тростник. Ричарду эта идея пришлась по вкусу, и он с азартом принялся сражаться с французским рыцарем Гийомом де Барром.
К величайшему неудовольствию правителя «Туманного Альбиона», он так и не сумел одолеть своего визави. Более того, выражаясь языком спортивного фехтования, де Барр явно выигрывал дуэль по очкам. Однако французский рыцарь в пылу поединка умудрился нечаянно своим тростниковым импровизированным мечом порвать парадную королевскую накидку Ричарда.
Тут Львиное Сердце не стерпел и дал выход своему раздражению, негодованию и возмущению, которое быстро переросло в плохо контролируемую ярость. Английский государь едва не набросился на рыцаря с кулаками. Еле-еле сдержав себя, Ричард приказал Гийому де Барру немедленно убираться и больше впредь никогда не попадаться на глаза. Король Англии объявил обескураженного рыцаря своим личным врагом. Также врагами своими Ричард объявил заранее всех, кто водит дружбу с де Барром или оказывает ему какую-либо помощь.
Рыцарь обратился за защитой к своему сюзерену. Филипп попытался от имени провинившегося вассала своего принести глубочайшие извинения Львиному Сердцу, но самодержец английский не унимался. За дарование прощения Гийому де Барру ходатайствовали самые знатные аристократы из Франции, Бургундии и Фландрии, но раздраженный Ричард отказывался принимать извинения.
Только вмешательство высших церковных иерархов, напомнивших английскому монарху истинную цель его пребывания на Сицилии и о таком важном для каждого христианина добродетельных понятиях, как всепрощение и милосердие, позволило уладить этот затянувшийся конфликт, возникший на пустом месте – в прямом смысле этого выражения.
Вскоре стала известна истинная причина столь необъяснимой – бурной и неадекватной реакции Ричарда на случайную и столь незначительную провинность французского рыцаря. На протяжении нескольких предыдущих недель короля Англии «активно обрабатывал» и всячески настраивал против французского государя Танкред. Сицилийский правитель оказался весьма искусным и дальновидным интриганом.
Он неоднократно «по большому секрету» сообщал Львиному Сердцу, что двуличный Филипп злоумышляет против него, предлагая Танкреду тайный союз. Король сицилийский даже показывал подложные письма, которые якобы написал сам правитель Франции. В текстах представленных посланий короля Франции при помощи пространных и витиеватых фраз Филипп подбивал Танкреда объединиться, чтобы единым фронтом выступить против английского самодержца.
Не исключено, что подобные подложные письма, якобы продиктованные Ричардом, ушлый и изворотливый Танкред показывал королю Франции. В конце концов, Филипп и Львиное Сердце разобрались в этой запутанной и неприятной ситуации, не рассорившись и оставшись союзниками. Однако отныне постоянная тень недоверия и подозрительности разделяла королей-соратников.
И хотя сицилийский правитель явно стремился оклеветать Филиппа, английский монарх и без «подставы» Танкреда был весьма недоволен поведением и претензиями своего союзника. Ссылаясь на договоренность, достигнутую в начале прошлого лета в Везле, король Франции потребовал от Ричарда половину контрибуции, которую Танкред выплатил Львиному Сердцу в качестве возмещения материального ущерба и моральных издержек за события, произошедшие в первую декаду минувшего октября 1190 года.
Король Англии понимал, что негоже ему нарушать своё монаршие слово чести. Он также отдавал себе отчёт в том, что если Филиппу не отсыпать золотых монет, тот, вне всяких сомнений сильно оскорбится и запросто может прервать поход, возвратившись в Париж. Однако отдавать 20 000 унций золота – половину откупа, полученного от Танкреда, прижимистый Ричард тоже не собирался.
В конечном итоге казначеи Львиного Сердца передали Филиппу 15 000 серебряных марок. Король Франции был возмущён и практически взбешён жадностью, алчностью и беспринципными действиями своего визави. Но внешне он ничуть не изменился, оставаясь любезным и благодушным. Капетинг сердечно поблагодарил «своего дражайшего августейшего брата» за щедрость и неукоснительное соблюдение их договоренности.
В отместку за столь откровенный и циничный «финансовый кидок», Филипп вновь начал практически во время каждой их личной встречи с Ричардом заводить разговор о грядущем бракосочетании короля Англии и принцессы Адель (Алисы). Однако подобные откровенные намёки и постоянные напоминания об обещании Львиного Сердца не позднее 15 дней после возвращения из Святой Земли сочетаться узами брака с Адель Французской вышли боком для самого Филиппа.
Ричард уже давно намеревался раз и навсегда разрубить этот свадебный узел, который на протяжении многих последних лет, словно удавка, душил личную свободу короля Англии. В тайне от Филиппа и его приближенных Львиное Сердце послал гонцов к своей матери, чтобы та до отплытия английского флота на Кипр привезла в Мессину его новоявленную невесту и будущую жену – наваррскую принцессу Беренгарию (Беренгьеру).
Сам Ричард, собравшись духом, в начале марта 1191 года честно и откровенно сообщил королю Франции о том, что не может Адель взять в жёны, а в ближайшее время намерен обвенчаться с Беренгарией. Для Филиппа эта новость, выражаясь боксёрской терминологией, стала не просто зубодробильным нокдауном, а сногсшибательным нокаутом.
Тем не менее, государь французский всегда отличался своей феноменальной способностью выдерживать и стойко переносить самые тяжёлые и сокрушительные удары судьбы. Сохраняя внешнее спокойствие, невозмутимость и необходимую куртуазность, Филипп напомнил правителю «Туманного Альбиона» о его клятвенном обещании жениться на Адель после завершения крестового похода.
В ответ Ричард откровенно заявил, что не может повести под венец сестру короля Франции, поскольку та несколько лет сожительствовала с Генрихом II Плантагенетом, родив ему ребёнка. Львиное Сердце был готов предоставить несколько уважаемых и высокородных свидетелей из числа крестоносцев и священников, находившихся в Мессине, и готовых официально подтвердить правоту слов Ричарда.
Английский государь также был готов предоставить письменные свидетельства не менее уважаемых, благородных и честных людей, не отправившихся в поход, но готовых в любую минуту принести самую сильную клятву в том, что Адель Французская и Генрих II были любовниками, разделявшими ложе и имевшими общих детей.
Филипп II наверняка и сам был прекрасно и в полном объёме осведомлён о том, какие именно отношения связывали его сестру и отца Ричарда. Устраивать скандал и судебные разбирательства с привлечением множества третьих лиц, а также римского папу и его легатов, было бессмысленно. Львиное Сердце имел десятки свидетелей (в том числе и прелатов католической церкви), чья репутация не вызывала сомнений и подозрений.
Разборки непременно завершились бы ненужной и всеобщей оглаской особенностей частной и интимной жизни монархических особ, а также унизительным общественным осуждением и позором, который несмываемым пятном лёг бы на репутацию всех представительниц династии Капетингов. Кроме того, если Ричард публично докажет свою правоту, то на голову Адель со стороны иерархов римской католической церкви падут тяжкие обвинения в греховном и порочном прелюбодеянии.
Чтобы избежать многочисленных негативных последствий публичного скандала, король Франции освободил Ричарда от данного им слова. Отныне правитель Англии мог свободно жениться на любой приглянувшейся ему особе. Львиное Сердце передал Филиппу 10 000 марок серебра в качестве компенсации за приданое Адель – графство Вексен, которое ещё несколько лет назад де-факто стало частью Английского королевства.
Ричард становился наследным владельцем Вексена, но если он умрёт или погибнет, не имея официального и законного наследника мужского пола, то графство вновь возвращалось французской короне. Герцогство Бретань окончательно становилось сферой интересов герцога Нормандии (то есть Ричарда I Плантагенета), который обязался самым строгим и неукоснительным образом исполнять свои вассальные обязанности перед сюзереном – королём Франции. Текст договора монархи скрепили священными клятвами, принесенными на Евангелие, а также личными печатями.
30 марта 1191 года Филипп II и французские крестоносцы на генуэзских судах покинули гавань Мессины, отплыв к побережью Леванта. На следующий день английский король впервые увидел свою будущую жену, которая совместно со вдовствующей королевой Алиенорой Аквитанской предыдущие дни находилась в Неаполе, ожидая официального приглашения.
Хронист Гийом де Нефбург подробно и несколько неожиданно комментирует прибытие в Мессину матери Ричарда и принцессы Беренгарии: «Королева Алиенора, несмотря на свой возраст, продолжительность и трудность путешествия, и суровость зимы, руководствуясь, или даже подталкиваемая материнской любовью, приехала к сыну в Сицилию. Она привезла ему, чтобы он женился, дочь короля Наварры, молодую девушку, известную своей красотой и мудростью.
Может показаться необычным, даже глупым, что он думает о наслаждении, в то время как собирается на войну, и что он намерен забрать жену с собой. Однако это решение было не только полезным, но и спасительным для молодого короля. Полезным, потому что у него не было сына, чтобы сменить его, и ему нужен наследник. Спасительным, потому что в его возрасте количество удовольствий доведено до похотливости, и он сам себя спасает этим благоприятным решением, обеспечивая себе лекарство от очень большой угрозы блуда в то время, когда он шел противостоять угрозам Христу»[1].
Что касается принцессы Адель, окончательно отвергнутой Ричардом I, то её дальнейшая судьба сложилась в целом неплохо и даже отчасти благополучно, учитывая негативно-скандальный, а также однозначно отягчающий и предосудительный характер её взаимоотношений с Генрихом II Плантагенетом.
В январе 1193 года уже после своего возвращения из Святой Земли предприимчивый Филипп II предпринял попытку выдать Адель замуж за принца Джона – младшего брата Львиного Сердца. Однако на тот момент Джон Плантагенет был уже официально женат на графине Изабелле Глостерской – одной из самых богатых наследниц Англии. Принц Джон не пожелал разводиться со своей законной супругой ради женитьбы на принцессе с основательно подмоченной репутацией.
В августе 1195 года король Франции выдал Адель замуж за Гийома II Талваса – влиятельного и состоятельного графа Понтьё. Брак этот оказался вполне успешным и долгим. Супруги прожили вместе 18 лет вплоть до самой смерти Адель. У Гийома II и французской принцессы было трое совместных детей – сын и две дочери. Умерла Адель весной 1213 года в возрасте 53 лет.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 139.
Полностью цикл публикаций «Хроники Ричарда I. Путь к Святой Земле» можно прочесть, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. От Бургундии до Сицилии
Часть 2-я. Сицилийские «разборки» или крутой нрав Львиного Сердца
Часть 3-я. Долгая зима в Мессине: конфликты, скандалы и немного мистики (+18)
Часть 4-я. Противоречия и разногласия между королями
Часть 5-я. Навстречу штормам, битвам и ратным подвигам
Часть 6-я. Новый хозяин Кипра
Часть 7-я. Последний отрезок маршрута или морские приключения продолжаются
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)