Найти в Дзене
Generalissimus

Пролог Третьего крестового похода. Часть 1-я. Призыв отчаяния и скорби из Святой Земли

В конце августа 1187 года Иосия (Иосиф, иначе – Жозе), архиепископ Тирский, покинув свой родной город, осажденный отрядами Салах ад-Дина, отправился по водам Средиземного моря в Европу с важнейшей миссией. Высокопоставленному иерарху Латинского Востока церкви надлежало поведать католическому миру о катастрофе, постигшей державы Утремера[1], прежде всего, об уничтожении крестоносного воинства у Рогов Хаттина, а также о пленении иерусалимского короля Ги де Лузиньяна и других доблестных рыцарей, которым посчастливилось уцелеть в схватке с полчищами Саладина. Архиепископу Тирскому также предстояло сообщить о том, что всего за неполные семь недель, миновавших со дня трагического исхода роковой битвы при Хаттине, «нечестивые и безбожные магометане», ведомые своим предводителем Саладином, захватили полсотни городов, замков, крепостей и портов, принадлежавших Иерусалимскому королевству. Европейцам предстояло узнать шокирующую и ужасающую правду о том, что от владений иерусалимской короны тепер
Оглавление

В конце августа 1187 года Иосия (Иосиф, иначе – Жозе), архиепископ Тирский, покинув свой родной город, осажденный отрядами Салах ад-Дина, отправился по водам Средиземного моря в Европу с важнейшей миссией. Высокопоставленному иерарху Латинского Востока церкви надлежало поведать католическому миру о катастрофе, постигшей державы Утремера[1], прежде всего, об уничтожении крестоносного воинства у Рогов Хаттина, а также о пленении иерусалимского короля Ги де Лузиньяна и других доблестных рыцарей, которым посчастливилось уцелеть в схватке с полчищами Саладина.

Архиепископу Тирскому также предстояло сообщить о том, что всего за неполные семь недель, миновавших со дня трагического исхода роковой битвы при Хаттине, «нечестивые и безбожные магометане», ведомые своим предводителем Саладином, захватили полсотни городов, замков, крепостей и портов, принадлежавших Иерусалимскому королевству.

Европейцам предстояло узнать шокирующую и ужасающую правду о том, что от владений иерусалимской короны теперь остались одни жалкие лоскуты – десяток приморских крепостей, до которых ещё не дотянулись загребущие руки всесильного и непобедимого султана Саладина. Однако самая страшная правда заключалась в том, что «Святой город» находится практически в полном окружении мусульманских бесчинствующих орд, и некому защищать Иерусалим от посягательств сарацин, а также нет у священного града обреченного полководца и предводителя, способного возглавить оборону святынь христианских.

Первым о феноменальных успехах летней кампании 1187 года, стремительно и почти безупречно осуществленной Салах ад-Дином, узнал Вильгельм II Добрый – король Сицилии. Будучи человеком набожным и религиозным, сицилийский монарх, потрясенный известиями о несчастиях, постигших Утремер, тотчас сам наложил на себя строжайший пост, облачившись во власяницу[2], а также уединившись ото всех на четыре дня, которые он провёл в постоянном бдении и молитвах.

Вновь представ пред своими подданными, Вильгельм II объявил, что отныне все помыслы его будут направлены на оказание посильной помощи Иерусалимскому королевству. Безотлагательно он отправил письма государям Европы с призывом скорее объединиться для общего участия в новом масштабном крестовом походе.

Иисус Христос коронует Вильгельма II Доброго. Мозаика, выложенная над королевским троном, в архиепископском кафедральном Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреаль (пригород Палермо). Источник: https://yandex.ru/images/
Иисус Христос коронует Вильгельма II Доброго. Мозаика, выложенная над королевским троном, в архиепископском кафедральном Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреаль (пригород Палермо). Источник: https://yandex.ru/images/

Сицилийский король обещал всяческое содействие участникам будущего похода. Он вознамерился свою островную державу превратить в место общего сбора крестоносного воинства, выразив искреннюю готовность на самых выгодных условиях для защитников «Святого города» переправить их в Палестину по морю кратчайшим путём.

Подавая пример прочим европейским монархам, Вильгельм II отправил в Константинополь своё посольство с предложением немедленного заключения мира с византийским императором Исааком II Ангелом. Между Восточной Римской империей и Сицилийским королевством на тот момент третий год шла война, основные события которой разворачивались на морских просторах.

Для того чтобы европейское объединённое крестоносное воинство (если оно двинется по суше) могло максимально быстро и беспрепятственно миновать византийские владения, или спокойно переправиться на Святую Землю по водам Средиземного моря мимо Кипра и южного побережья Малой Азии, правитель Сицилии был готов немедленно заключить мир с Исааком II Ангелом, не выторговывая для себя наиболее выгодных условий.

Кроме того, Вильгельм II без промедления направил к побережью Леванта флот из 60 кораблей под командованием опытного флотоводца Маргарита из Бриндизи. Сицилийский флот оказал существенную поддержку местным христианам во время обороны осажденных войсками Саладина стратегически важных портов – Латакии, Триполи и Тира.

Если бы все западноевропейские государи, или хотя бы часть их действовала столь же решительно, целенаправленно, безотлагательно, настойчиво и, не преследуя только лишь сугубо личные интересы, как это продемонстрировал король Сицилии, то Третий крестовый поход начался бы гораздо раньше, а итоги его были бы куда более существенными и значимыми.

Однако наиболее могущественные и влиятельные европейские монархи, как всегда, были слишком заняты делами внутригосударственными и внешнеполитическими, а потому не имели возможности или желания надолго покидать свои владения, да и сама организация масштабного похода требовала существенных экономических затрат.

Тем временем, архиепископ Тирский в сопровождении представительного сицилийского посольства прибыл в «Вечный город». Папа Урбан III отложил все свои насущные дела, узнав от Иосии и его спутников многочисленные устрашающие подробности, а также гнетущие душу детали текущего безрадостного и почти бесперспективного положения дел, сложившегося в де-факто уже бывших владениях Иерусалимского королевства и прочих землях Утремера.

Папа римский Урбан III (в миру – Уберто Кривелли)
Папа римский Урбан III (в миру – Уберто Кривелли)

Пока понтифик, наиболее доверенные кардиналы из состава папской курии, а также Иосия и посланники Вильгельма II обсуждали комплекс неотложных мер, направленных на спасение Иерусалима, капитан одной из быстроходных генуэзских флотилий привёз в Рим очередное катастрофическое известие. На этот раз речь шла не просто об очередных полководческих и захватнических успехах Саладина, не захвате им новых городов и крепостей.

Католический мир и латинский наместник Бога на земле – римский папа узнали новость, которая одновременно повергла их в трепет, оторопь, неимоверный и неподдельный ужас, негодование и вселенскую скорбь. Урбан III, а следом за ним все приближенные к нему кардиналы и прелаты были извещены о том, что 2 октября 1187 года мусульмане полностью овладели Иерусалимом.

Как утверждают многочисленные источники – средневековые и более поздние, здоровье 67-летнего понтифика и без того было изрядно расстроено. Известие о захвате магометанами «Святого города» столь сильно и основательно потрясла папу, что его хватил удар, и спустя несколько дней – 20 октября он скоропостижно скончался.

Однако ряд современных медиевистов, а также историков понтификата и латинской церкви общепринятую версию смерти Урбана III не разделяют и ставят под большое сомнение. Главным их аргументом служат два факта. Во-первых, даже с учётом быстроходности генуэзских кораблей и превосходных их мореходных качеств, известие о падении Иерусалима не могло всего за 18 дней достичь Италии.

Христиане осажденного Тира, а также городов графства Триполи и княжества Антиохийского узнали о падении Иерусалима только спустя неделю после захвата Саладином «Святого города». Таким образом, первые гонцы из Утремера могли отправиться по морю в Италию не ранее 9 октября, а, скорее всего, на день-два позже, ведь к дальнему плаванию требовалось тщательно подготовиться.

Поскольку Урбан III умер 20 октября, то от берегов Леванта до самого Рима посланникам, чьи трагические вести якобы свели в могилу понтифика, требовалось добраться за 10-11 дней. Даже в благоприятное и относительно мирное время, когда на водах Восточного Средиземноморья не господствовал египетский флот и кипрские пираты, на преодоление данного маршрута требовалось не менее 15-16 дней.

Во-вторых, Урбан III скончался в городе Феррара, расположенном на северо-востоке современной Италии. Расстояние по прямой между Римом и Феррарой составляет 333 км, а по петляющей между промежуточными городами и поселениями дороге – порядка 400 км. Этот путь опытные гонцы могли преодолеть минимум за три с половиной дня. Как видно из представленных расчётов, возможности существовавшей в то время почтово-оповестительной службы, связывавшей Святую Землю с Италией, папа Урбан III никак не мог узнать о падении Иерусалима даже в самый последний день своей земной жизни.

Так или иначе, но «крестоносную эстафету» от почившего главы римской католической церкви подхватил новый понтифик – Григорий VIII. 25 октября он стал во главе Святого престола, а спустя всего четыре дня – 29 октября он опубликовал буллу[3], которая традиционно получила своё название по первым словам текста – «Audita tremendi», что в переводе с латинского языка означает «Услышав о страшном»[4].

Папа римский Григорий VIII (в миру – Альберто Сартори ди Морра)
Папа римский Григорий VIII (в миру – Альберто Сартори ди Морра)

Как и предписывало церковное делопроизводство той эпохи, булла состояла из трёх основных частей. В первой новоявленный папа подробно изложил полную трагизма и драматизма историю о фактической потери большей части недавних христианских владений Святой земли, а также о невосполнимой утрате Святого Креста.

Григорий VIII провёл параллель между событиями сорокалетней давности, напомнив, что утрата Эдессы в 1146 году послужила первым грозным предостережением праведным католикам Латинского Востока. Однако грешные жители Утремера не вняли ниспосланному предупреждению Всевышнего, и вот печально-закономерный итог – крестоносное воинство истреблено или пленено поголовно в битве при Хаттине, а города христианские – один за другим переходят под власть Саладина.

Понтифик на этот раз не просто призывал всех благочестивых и праведных католиков выступить с оружием в руках ради изгнания из пределов Иерусалимского королевства богомерзких магометан и их предводителя – султана Саладина, злодеяния которого равносильны проискам сатаны, а имя – тождественно Антихристу. Римский папа настойчиво требовал, чтобы все способные держать оружие католики – от простолюдина до монарха собирались в дальний путь, предварительно покаявшись в грехах, а также выдержав строгий пост.

Всем участникам предстоящего похода, принявшим крест и полностью исполнившим обет крестоносца-пилигрима, Григорий VIII обещал не только полное отпущение земных грехов, но и даже вечное блаженство в раю. Участники Третьего крестового похода освобождались на время своей священной миссии от уплаты долгов (проценты за просрочку не начислялись), а их семьи от сбора налогов и податей. Земельные наделы и недвижимость пилигримов на всё время похода находились под защитой римской католической церкви.

«Audita tremendi» очень просто и логично объяснила, почему Господь допустил завоевание нечестивыми сарацинами владений Иерусалимского королевства и уничтожения 20-тысячного христианского воинства близ Хаттина. Всё дело в том, что жители Утремера практически поголовно погрязли в многочисленных грехах и праздной жизни. Вот именно за это морально-плотское разложение «рука Всевышнего ударила грешную паству», покарав её страшным нашествием безбожных агарян-магометан.

Активно побуждая/принуждая благочестивых католиков исполнить свой религиозный долг, строгий понтифик назидательным и повелевающим тоном предписывал представителям высшей знати отправляться в поход во всеоружии, но без дорогих нарядов, пышных свит, охотничьих собак и соколов. Каждый добропорядочный крестоносец должен отправиться в Палестину, повинуясь воле Бога, а не ради денег или славы.

Помимо своей знаменитой буллы (энциклики) Григорий VIII отправил несколько личных посланий наиболее влиятельным монархам Западной Европы, убедительно призывая их немедленно заключить мир или перемирие сроком на семь лет, чтобы все свои усилия сосредоточить на подготовке в грядущем крестовом походе и последующем обязательном личном участии в нём.

Чтобы крестоносцев Третьего похода не постигли текущие попутные неудачи и итоговый полный провал, как это произошло с участниками Второго похода, римский папа настойчиво побуждал будущих пилигримов (в том числе и высокородных аристократов) строго соблюдать пост каждую среду, пятницу и субботу. Чтобы подать пример надлежащего строжайшего пищевого воздержания, понтифик заявил, что он лично, а также кардиналы и все члены папской курии всю текущую «пятилетку» будут строго поститься четыре дня в неделю – в понедельник, среду, пятницу и субботу.

Примечательно, что в своей многостраничной булле (энциклике) папа ни словом не упоминает о захвате Иерусалима мусульманами. Этот факт лишний раз подтверждает версию о том, что даже в самом конце октября 1187 года Священный престол и европейские государи ещё не знали о том, что «Святой город» целиком находится во власти Салах ад-Дина. Таким образом, Урбана III разбил паралич вовсе не от того, что он узнал о падении столицы Иерусалимского королевства.

Вполне вероятно, что столь серьёзный, решительный, строжайший, тотальный и бескомпромиссный подход к перевоспитанию всеобщей инертной европейской паствы, а также настойчивое побуждение монархов к решительным действиям, более похожее на смесь диктата и принуждения, возымели бы быстрые и положительные результаты.

Однако неожиданно для всех Григорий VIII, но вполне естественно для своего почтенного возраста, римский папа, разменявший девятый десяток, скоропостижно скончался 17 декабря 1187 года. Понтификат Григория VIII длился менее двух месяцев, став самым коротким сроком пребывания папы на Святом престоле в истории Ватикана.

Новым главой римской католической церкви стал Климент III. Он отлично понимал, что только непосредственное участие в предстоящем походе нескольких всесильных европейских государей может служить гарантией успеха столь сложного, ответственного и масштабного мероприятия.

Новоявленный понтифик лично занялся установлением контактов с императором Фридрихом I Барбароссой – правителем Священной Римской империи. Архиепископу Тирскому и кардиналу Генриху Альбано выпала более сложная миссия – им предстояло примирить двух длительно враждующих королей – английского Генриха II Плантагенета и французского – Филиппа II, которого позже нарекут Августом.

Папа римский Климент III (в миру – Паоло Сколари)
Папа римский Климент III (в миру – Паоло Сколари)

21 января 1188 года противоборствующие монархи в очередной раз встретились лично, чтобы обсудить условия будущего перемирия. Встреча эта состоялась в нормандском замке Жизор. Именно туда весьма своевременно прибыли эмиссары понтифика. Мало кто из окружения обоих государей верил, что посланцы папы римского добьются даже самого малого успешного или положительного результата.

Однако ораторское искусство архиепископа Иосии, его вдохновенная и проникновенная речь, опиравшаяся на удачно подобранные библейские стихи и цитаты, возымели своё побуждающее действие и на короля Англии, и на его более молодого французского визави. Высокопоставленный священнослужитель из далёкого Утремера нашёл ключ к душам и сердцам монархов.

Сначала он в самых мрачных литературных тонах поведал историю падения Иерусалима. Затем, постоянно называя Генриха II и Филиппа II единственными и главными защитниками «Святого города», за которыми обязательно пойдут другие европейские правители и аристократы, прекрасно сыграл на их честолюбии и стремлении стать спасителями Иерусалимского королевства и его святынь.

В своей проповеди архиепископ Иосия целенаправленно и в самый нужный момент затронул и религиозные чувства обоих правителей, однозначно заявив, что Господь ждёт того благословенного момента, когда короли Англии и Франции возглавят хоругви крестоносцев, идущие освобождать Латинский Восток от засилья и поругания магометан.

О том, какой была концовка пламенной речи прелата из Тира, и какой эффект произвело его выступление на присутствующую публику, подробно рассказал известный французский медиевист Жозеф Франсуа Мишо: «..."Какая радость будет для неверных в чаду их нечестивых триумфов, когда узнают они, что Запад уже не имеет воинов, преданных Иисусу Христу, и что европейские государи отнеслись с безразличием к горю и плену Иерусалима!.."

Эти слова глубоко тронули Генриха и Филиппа. На виду всего воинства, рыдая, бросились они в объятия друг друга и первыми потребовали крест. За ними последовали бароны и прелаты, в том числе Ричард, старший сын и наследник английского короля, герцог Бургундский, графы Фландрский, Шампанский, Блуасский, Вандомский и многие другие. Все собравшиеся без конца повторяли одно и то же слово: "Крест! Крест!", и этот клич отозвался в соседних областях страны»[5].

-6
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - термин Утремер (иначе – Отремер или Утреме) в дословном переводе с французского языка (Outre-mér) означает «Земля за морем». До эпохи Крестовых походов определение Утремер обозначало какую-либо далёкую заморскую территорию без указаний на конкретное море или страну. После завершения Первого крестового похода термин Утремер приобрёл конкретную географическую привязку. Именно этим определением – Утремер европейцы, говорившие на французском языке, называли в последней четверти XII века государства, созданные крестоносцами на территории Сирии, Леванта и Палестины – Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, а также графство Триполи.

[2] - власяница – длинная грубая рубаха, сотканная из грубых растительных волокон или козьей шерсти, которую христианские аскеты в период Раннего Средневековья одевали на голое тело для умерщвления своей греховной плоти. В более поздние времена – эпоху Высокого (Классического) Средневековья власяницу изготовляли из самых грубых сортов ткани. В Англии и странах Северной Европы существовал аналог власяницы – вретище. Этот вид смиреной одежды пряли из козьей шерсти тёмного цвета в виде мешковины, которая надевалась в знак скорби и печали.

[3] - в ряде источников послание папы характеризуется не как булла (важнейший официальный документ понтифика – указ, воззвание, церковный акт), а как энциклика (послание или обращение).

[4] - если быть более точным, то начало первого предложения упомянутой буллы дословно звучало следующим образом: «Audita tremendi severitate judicii, quod super terram Jerusalem divina manus exercuit...» («Услышав о страшном и суровом суде, которым Божественная рука поразила землю Иерусалима...»).

[5] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, научная редакция и составление А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 160-161.

-7

Полностью прочесть цикл публикаций «ПРОЛОГ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я. Призыв отчаяния и скорби из Святой Земли

Часть 2-я. Фридрих I Барбаросса вторично принимает крест

Часть 3-я. Стратегические просчёты Саладина и злоключения Ги де Лузиньяна

Часть 4-я. Финансы, логистика и нюансы закулисной политики

Часть 5-я. Последние приготовления английского короля

Часть 6-я. Морские экспедиции

Часть 7-я. Ричард I и Филипп II: единомышленники-соратники или тайные недруги-конкуренты?

-8

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)