Специалисты Хайнаньского университета совместно с коллегами из Университета Чарльза Дарвина изучили влияние так называемых «нелегитимных задач» (i-tasks) на мысли и поведение работников после окончания рабочего дня.
«Нелегитимные задачи — это обязанности, которые выходят за рамки должностных обязанностей человека или кажутся бессмысленными, например, когда медсестру просят заниматься заявками на техническое обслуживание аппаратуры или инженера-программиста — организовать вечеринку в офисе», — объясняет ведущий автор исследования, доцент Хайнаньского университета Чжао Лицзин. «Такие поручения могут заставить людей чувствовать себя недооцененными, разочаровывают и истощают психику».
Ученые трижды в день в течение рабочей недели анализировали работу более 200 китайских сотрудников, чтобы изучить, как нелегитимные задачи влияют на их мысли после окончания рабочего дня, а также на производительность на следующий день.
Выяснилось, что когда сотрудники после работы продолжали переживать чувство несправедливости и разочарования, на следующий день они с большей вероятностью занимались «киберлофингом» — бесцельно просматривали социальные сети, делали покупки или играли онлайн, чтобы мысленно отключиться от работы.
Однако когда сотрудники вместо этого размышляли о том, как решить проблему, они часто прибегали к «переформатированию задач», изменяя или перераспределяя приоритеты своей работы конструктивным образом.
Соавтор работы, старший преподаватель бизнеса в Университете Чарльза Дарвина доктор Тяньи Лонг отмечает, что, несмотря на результаты исследования не стоит считать, что нелегитимные задачи приносят работнику исключительно вред. «Разочарование действительно может привести к отстраненности от рабочих задач, но оно также может стать стимулом для нового, более креативного подхода к работе», — говорит доктор Лонг. «Разница заключается в устойчивости — сотрудники, которые могут быстро адаптироваться и восстанавливаться после стресса, лучше превращают ощущение разочарования в решение проблем, а не в избегание».
Исследование подчеркивает необходимость для организаций признать обе стороны нелегитимных задач. Работодателям действительно лучше избегать назначения персоналу необоснованной или бессмысленной работы, но если ее не избежать, им стоит позаботиться о том, чтобы помочь сотрудникам переосмыслить эти задачи и превратить их в возможности для собственного роста.
«Наличие четкой коммуникации и поддержки помогает сотрудникам более эффективно управлять сложными рабочими нагрузками», — отмечает доктор Лонг. «Инвестируя в программы развития устойчивости и гибкий дизайн работы, работодатели могут дополнительно снизить стресс у работников, повысить их вовлеченность и создать более здоровую и продуктивную атмосферу на рабочем месте».
В современных условиях, когда от сотрудников требуется «делать больше с меньшими ресурсами», устойчивость становится не просто отличительной чертой, но настоящей стратегией повышения производительности. Правильный подход к управлению задачами может превратить потенциально негативный опыт в возможность для развития.