Эмоциональный интеллект — это способность распознавать собственные и чужие эмоции. Он необходим для поддержания психологического благополучия, эффективного взаимодействия с другими людьми, успеха в карьере и жизни в целом. Подробнее о методах формирования эмоциональной компетентности у детей расскажут наши эксперты.
Развитие эмоционального интеллекта у детей: почему это важно
Специалисты в один голос твердят о важности ЭИ. Но родители по-прежнему не понимают и спрашивают, как развивать и использовать навык, можно ли направить эту способность на достижение конкретных целей.
Разобраться, что такое ЭИ и для чего он нужен, позволит знание исторического аспекта. В 70–80-х гг. модель оценки когнитивного потенциала личности, основанная на IQ, не выдержала проверку временем. Стало понятно, что люди с хорошо развитой формальной логикой, памятью, абстрактным мышлением не всегда достигают успеха в жизни. Нужны дополнительные параметры.
В поисках решения была предложена теория множественных интеллектов. Рассматривались вербальный, музыкальный и другие таланты. Оказалось, что в основе мудрости лежит понимание чувств людей. Не только очевидных мотивов, но и не полностью осознаваемых.
И тогда стало ясно, что чувства — это важный ресурс личности. Их нужно уметь понимать, правильно использовать, управлять ими. Саморегуляция — это не о терпении, когда нужно «наступить на горло своей песне». А об умении контролировать собственную силу. Направлять энергию на созидательную деятельность вместо саморазрушительных переживаний.
Таким образом, ЭИ возник как ответ на ограниченность IQ-парадигмы, а нашел свое место в более широком контексте интереса к «мягким навыкам» (soft skills). В результате в бизнесе и HR он довольно быстро стал применяться как «ключевой фактор успеха» наряду с IQ.
Проще говоря, навыки самоконтроля, мотивации, эмпатии, социального взаимодействия — это важные компетенции в любой профессии. И в отличие от узкоспециализированных умений, их можно осваивать уже в ранние годы.
Практические упражнения для развития ЭИ у детей
Важно различать научный подход (Сэловей и Майер), в котором ЭИ рассматривается как когнитивная способность работать с переживаниями, и популярный, который также называют практическим, (Гоулман). Последний ориентирован на набор компетенций, влияющих на успех в жизни и работе.
Базовые, для малышей
Теоретически ЭИ — это просто умение отслеживать, различать и применять эмоции в мышлении и действии. Оно включает восприятие, использование для осмысления, понимание и управление. В этих направлениях ведутся научные работы, когнитивные исследования.
Но этим же навыкам обучают совсем маленьких детей. Например, нарисуй радость, гнев, грусть, удовольствие. Расскажи, какие события вызывают у тебя такие переживания. Когда твоя игрушка сломалась, что ты почувствовал? А когда ел арбуз? Или: опиши, что ощущает герой комикса с картинки.
Для идентификации выражения лиц, к которым нужно подобрать слова-описания переживаний, желательно иметь специально созданные изображения. По мере подрастания можно практиковаться на героях фильмов или семейных ситуациях.
Пониманию чужих чувств способствует сопоставление их со своими, а не просто распознание. Например, если ругаешься с друзьями, что ощущаешь сам, а что они, как думаешь?
Чувства можно рисовать или описывать в дневнике, чтобы потом вместе анализировать. В сложных случаях, если не получается разобраться и непонятно, как реагировать, поможет психолог.
Компетенции для подрастающих
Практический подход предполагает осваивание набора скиллов, связанных с самопознанием, самоконтролем, мотивацией, эмпатией и отношениями. Это уже область популярной прикладной психологии, поэтому выбирать нужные можно произвольно.
По Гоулману эти базовые навыки включают около 20 компетенций. Для их проработки найдется место как в школьном возрасте, так и на любом этапе профессиональной деятельности. Их можно изучать всю жизнь, все более углубляясь в практические аспекты.
Самоосознание
Идентификация своих эмоций, выявление их причин, влияние на мысли и поступки. Осознанное реагирование на эти переживания. Поведенческие индикаторы:
● Ребенок четко описывает свое состояние: «Расстроен, потому что».
● Умеет объяснить его. Посвящает время рефлексии, понимает триггеры своих реакций.
● Осознает, как переживания влияют на выбор. Например, избегание из страха.
Проработка начинается с психообучения. Освоение смыслов слов, нюансов, различий между лексемами. Для развития рекомендуется ведение «эмоционального словаря», в котором описывается 3 события, реакция на них, сила проявления по десятибальной шкале, мысли в тот момент. Показаны упражнения на сканирование тела, которые повышают чувствительность к телесным отклику на переживания.
На базе самосознания можно развивать такие параметры как:
● Психоэмоциональная осведомленность — умение «называть» то, что чувствуешь.
● Точная самооценка. Реалистичное понимание своего потенциала и ограничений.
● Уверенность в себе. Внутреннее ощущение собственной ценности и адекватная самооценка.
Саморегуляция
Умение контролировать импульсивные реакции, сохранять спокойствие под давлением, быть гибким. Как это выглядит в реальности: врач, сталкиваясь с паникой маленького пациента, сохраняет ясность ума и уверенность, тем самым снижая тревогу родителей.
Важные индикаторы:
● пауза, прежде чем отреагировать;
● уход от сильных аффектов к конструктивным действиям;
● последовательность в поступках.
На основе саморегуляции развиваются самоконтроль, надежность, адаптивность, инициативность. Ключевое умение — управление стрессом в трудных ситуациях.
Упражнения:
● Техника 3 глубоких вдоха или счет до 10 перед откликом. Практиковать в безопасном контексте, закреплять.
● Когнитивная перестройка: в момент возбуждения останавливать автоматическую интерпретацию и искать альтернативное объяснение.
● Экспозиция и десенсибилизация: при работе со страхами — постепенное приближение к триггеру под контролем.
● Планирование «если-то»: заранее проговаривать стратегию «если почувствую гнев — выйду на 5 минут и дышу».
Мотивация
Внутренний драйв, устойчивость к неудачам, стремление к росту. Желание действовать, которое не исчерпывается внешними наградами.
Люди с развитой мотивацией ориентированы на результат, способны преодолевать препятствия и стремятся к личному росту. Так, предприниматель, потерпевший неудачу в проекте, анализирует причины и использует опыт, чтобы попробовать снова (если выбор был правильный) или начать новое дело — не бросает идею собственного бизнеса.
Важные составляющие: инициативность, проактивность, оптимистичность, внутренняя мотивация, ориентация на результат.
Поведенческие индикаторы:
● Ребенок устанавливает и придерживается личных/профессиональных целей.
● Проявляет настойчивость, если что-то не получается.
● Способен к самоподдержке и переосмыслению ошибок как опыта.
Как развивать:
● Ясное формулирование ценностей и целей: упражнение «пять лет спустя» + составление SMART-целей.
● Разбиение задач: большие цели на маленькие этапы + система микро-вознаграждений.
● Работа с объяснениями: формулирование неудач как временных и контролируемых факторов.
● Планирование успеха: визуализация этапов, предварительное проигрывание достижений.
● Техники повышения самоэффективности: фиксация прошлых успехов, социальная поддержка.
Пример: дочь хочет написать книгу — разбиваем на ежедневный ритуал 300 слов, фиксируем прогресс, отмечаем мелкие победы, обсуждаем внутреннюю мотивацию.
Эмпатия
Понимание чувств других, умение «читать» невербальные сигналы. Но это не только «сострадание», а способность увидеть ситуацию глазами другого. Требуется корректировать собственное поведение в коммуникации, учитывать чувства близких, партнера, клиента. Так, если родитель замечает признаки выгорания у сына, то меняет задачи, помогая сохранить ресурс.
Позволяет развивать такие компетенции: понимание и развитие других, ориентация на потребителя, культурная чувствительность.
Как тренировать:
● Слушание: отражение, уточнение, переформулирование.
● Практика перспективы: упражнение «надень чужие туфли» — описать чувства другого в данной ситуации.
● Экзерсисы на невербальную чувствительность: смотреть короткие видеосегменты и описывать невербальные сигналы.
● Рефлексивные вопросы: «Что он(а) мог(ла) чувствовать в тот момент? Почему он(а) так отреагировал(а)?»
Пример: партнеры учатся слушать друг друга 10 минут без прерываний, отражая эмоции партнера и спрашивая: «Правильно ли я тебя понял?».
Критерии успешного освоения:
● Активное слушание, способность уместно задавать уточняющие вопросы.
● Учет чувств собеседника при принятии решений.
● Снижение конфликтов за счет понимания мотивов другой стороны.
Социальные навыки
Налаживание и поддержание продуктивных межличностных отношений. Способность эффективно взаимодействовать с людьми, выстраивать отношения, вести за собой, разрешать споры. Здесь важна не только коммуникабельность, но и умение вдохновлять и объединять. Пример: в споре внутри команды человек предлагает конструктивный подход, помогая найти оптимальное решение.
Можно развивать лидерство, влияние, управление изменениями, командную работу, ведение переговоров и урегулирование разногласий для сохранения профессиональных границ. А также способность поддерживать диалог, достигать договоренностей.
Упражнения:
● Ролевая игра: проигрывание конфликтных ситуаций с обратной связью.
● Тренинг коммуникаций: навыки «я-сообщений», ассертивность, структурированная обратная связь.
● Работа над лидерством: коучинг, постановка целей группы, делегирование.
● Развитие навыков сотрудничества: совместные проекты, кооперативные задания.
Например, тренинг для будущего менеджера: практические сценарии ведения сложных переговоров, фиксация стратегий влияния и техники честного убеждения.
Что еще важно при практическом применении
Есть еще 3 эмоциональных характеристики, без которых развитие не будет полным:
● Грамотность. Умение давать точные названия эмоциям.
● Устойчивость. Способность самовосстанавливаться после стрессов.
● Лидерство. Создание психоэмоционального климата в группе.
Родительские практики развития эмоционального интеллекта
Среди самых простых и доступных — игровые техники, такие как «Светофор». Она наилучшим образом подойдет дошкольникам. Как играть: даем стимул и ставим задачу реагировать в зависимости от цвета:
1. Красный — стоп. Сигнал тревоги, когда ощущается боль, страх, гнев. Эти сильные эмоции захватывают и подчиняют себе. В этот момент нужно остановиться, не торопиться реагировать. Порекомендуйте малышу сделать несколько глубоких вдохов, чтобы успокоиться.
2. Желтый — подумай. В это время нужно разобраться в своих ощущениях, отрефлексировать, критически осмыслить происходящее. Задайте ребенку вопросы: «Что я чувствую? Почему я это испытываю? Как мне справиться с этой эмоцией?».
3. Зеленый — пора действовать. Разобравшись в переживаниях, можно что-то предпринимать. Дайте сыну или дочери возможность отреагировать так, как хочет он/она сам(-ма). Но обучите конструктивным реакциям. Это не о стремлении к компромиссу любой ценой, игнорируя чувства. Это о необходимости достижения понимания. Если пока не получается, можно сделать паузу, подумать еще, исследовать противоречие и лежащую в ее основе проблему глубже.
Практика подготавливает ребенка к стрессовым, эмоционально насыщенным ситуациям.
Материал оказался полезен? Ставьте лайк, делитесь в комментариях своими историями по теме и подписывайтесь на наш Дзен, Дзен-видео, Youtube-канал.
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.