Наверное, каждый гражданин совершал поездки на общественном транспорте — будь то в автобусе, троллейбусе или маршрутке. В подавляющем большинстве случаев мы не обращаем внимания на мелкие неудобства, связанные, например, с духотой в салоне или с хамством кондуктора. А зря, ведь за нарушения при оказании услуг перевозчик должен нести ответственность!
Могут ли высадить пассажира, не оплатившего проезд, если он сел не в нужный ему автобус? Можно ли пожаловаться на трещину на лобовом стекле водителя? На эти и другие вопросы penza.aif.ru ответил юрист Ассоциации потребителей Пензенской области Станислав Яшин.
«Бить» надо рублём!
Игорь Польских, penza.aif.ru: Станислав Алексеевич, как часто к вам обращаются граждане из-за нарушений в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров?
Станислав Яшин: За мою многолетнюю практику я не припомню ни одного подобного случая. Но я бы не сказал, что в сфере пассажирских перевозок всё хорошо, недостатки мы видим ежедневно собственными глазами. Думаю, здесь можно говорить о том, что наши граждане просто не знают своих прав и не понимают, куда именно можно жаловаться на перевозчика. Да, в салонах общественного транспорта есть информация, что в случае каких-либо нарушений надо бы позвонить в диспетчерскую службу или куда-то ещё. Однако звонок туда, возможно исправив возникшую проблему, не позволит рассчитывать на компенсацию в случае явного нарушения ваших прав как потребителя. Думаю, что сдвинуть общественный транспорт с устоявшейся точки не поможет ни обновление парка, ни новые маршруты, ни разговоры о существующих проблемах. Почему? Потому что люди, работающие на этих новых автобусах и троллейбусах, не обновляются вместе с техникой! Зачастую именно от персонала зависит качество предоставляемой услуги. Водитель снялся с маршрута раньше положенного или не попадает в график интервалов движения? Получи иск от всех ожидающих его на остановке. Кондуктор нагрубила? Тоже иск. И так далее. Мера здесь может быть только одна — наказание рублём в суде через иск о защите своих потребительских прав.
— Давайте уточним: перевозки общественным транспортом регулируются законом «О защите прав потребителей»?
— Разумеется. Все отношения между гражданами, являющимися потребителями, и перевозчиками подпадают под действие закона «О защите прав потребителей», а также Гражданского кодекса. В главе 40 ГК РФ есть нормы, разъясняющие определение самого договора перевозки, виды этого договора, обязанности сторон и возможную ответственность за нарушения.
Клиент всегда прав?
— Какие ещё нарушения в этой сфере наиболее «популярны»?
— Я бы выделил такие, как наличие трещин на ветровом стекле водителя, отсутствие огнетушителя или его неисправное состояние, плохо работающие фары и внутреннее освещение салона. Всё перечисленное является грубейшим нарушением положений статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
— То есть, если пассажир заметил одно из этих нарушений, ему надо жаловаться?
— Обязательно! Если пассажиру повезло и он доехал на неисправном транспортном средстве до своей остановки, то это совсем не значит, что также повезёт и следующим пассажирам. Любая жалоба дисциплинирует перевозчика и способствует более качественному уровню оказания услуг.
— Насколько велики шансы, по вашему мнению, решить вопрос прямо в автобусе, обратившись, например, к кондуктору?
— А вы сами пробовали хотя бы раз это сделать? Я сам лично как-то высказал замечание кондуктору, что все окна в салоне автобуса закрыты, а кондиционер не работает. Вопрос решён не был, но настроение было испорчено на весь оставшийся день.
Можно и бесплатно. Но не всем...
— Например, можно ли не оплачивать проезд, если сел не в тот автобус?
— По закону проезд в общественном транспорте пассажир должен оплачивать сразу же при входе. Если вы перепутали маршрут и сели не в тот автобус или троллейбус — это не вина перевозчика, а исключительно ваша неосмотрительность. Следовательно, свой проезд даже в одну остановку вы будете обязаны оплатить.
— Могут ли оштрафовать пассажира, если он сидит на местах для инвалидов или детей?
— И не только оштрафовать, но и наказать, в том числе исправительными работами! Но это в случае, когда пассажир отказался уступить специальное место.
— Правда ли, что школьника нельзя высаживать из общественного транспорта?
— Да, за это водителю грозит весьма существенный штраф. Не так давно статья 11.33 Кодекса об административных нарушениях была дополнена частью 2.1, которая гласит, что «принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей».
Но это касается только тех ситуаций, когда подросток едет без сопровождения взрослого.
— Зачастую в городском транспорте едут и подвыпившие граждане, которые, вместо того чтобы молчать, вступают в диалоги с другими пассажирами. Разрешено ли их высаживать?
— Появление нетрезвого гражданина в любом общественном месте, включая и общественный транспорт, подпадает под действие статьи 20.21
КоАП РФ и является наказуемым деянием. Правда, для привлечения к ответственности быть просто пьяным — мало. Нужно, чтобы этот гражданин ещё и непристойно и грубо выражался, назойливо приставал к окружающим и имел неопрятный внешний вид.
Комментарий
Руководитель единой диспетчерской службы пассажирского транспорта Пензенской области Василий Холоднов:
«Я бы не сказал, что мы получаем большое количество обращений от наших жителей по работе общественного транспорта, — в день их поступает в среднем около двух десятков. И существует тенденция к их уменьшению. Причина — в обновлении транспортного парка перевозчиками. Очевидно, что новые автобусы и троллейбусы меньше ломаются и, следовательно, соблюдают интервалы движения, а кондиционеры в них работают и зимой, и летом. Большинство жалоб касается интервальности (автобусы и маршрутки не выдерживают заявленного графика движения. — Кор.). На втором месте по количеству обращений — замечания по температуре в салонах общественного транспорта. Есть небольшой процент жалоб на деятельность кондукторов и водителей. Все обращения фиксируются, анализируются и для принятия соответствующих решений передаются в Министерство строительства Пензенской области и в ГКУ "Организатор перевозок Пензенской области".
Телефон единой диспетчерской службы пассажирского транспорта Пензенской области: 8-800-222-95-18 (звонок бесплатный). Звонки принимаются ежедневно с 7:00 до 19:00».