Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Как Лиля Брик пленила Владимира Маяковского?

«Муза русского авангарда», «черная Лили» и даже «тифозная вошь советской поэзии» — так современники называли женщину, ставшую главной в жизни знаменитого поэта. Расставания и романы на стороне, роскошные подарки, совместное творчество - чего только не было в этой авангардной истории любви...

История отношений Владимира Маяковского и Лили Брик - это не просто связь поэта и музы. Это был стратегический союз, перевернувший жизнь обоих и определивший вектор развития целой эпохи. Как же хрупкая, но невероятно волевая женщина сумела покорить самого «громаду»-Маяковского, сделав его своей самой главной и трагической ценностью?..

-2

Осенью 1913 года Маяковский познакомился с младшей сестрой Лили — Эльзой. Позже Владимир Владимирович был представлен её родителям.

Летом 1915 года Лиля приехала в Москву из Петрограда, чтобы навестить заболевшего отца. Тогда же состоялось её знакомство с Маяковским, прибывшим в дом, чтобы пригласить Эльзу на прогулку. Месяц спустя поэт и Эльза появились в петроградской квартире Бриков. Лиля Юрьевна Брик, замужняя дама, жена литературного критика Осипа Брика, была женщиной образованной, остроумной, вращавшейся в богемной среде.

Лиля Брик с сетрой Эльзой.
Лиля Брик с сетрой Эльзой.

Знакомство началось с конфуза. Маяковский, желая блеснуть, стал читать свою новую, еще не опубликованную поэму «Облако в штанах». Но делал это громко, театрально, размахивая руками и расхаживая по комнате. Лилю его напор скорее раздражал. Позже она вспоминала: «Мы с мужем сидели на диване, тесно прижавшись друг к другу... Нам было не по себе».

Но всё изменилось, когда он дочитал до отрывка, обращенного к Марии (его прежней возлюбленной): «Вы думаете, это бредит малярия? Это было, было в Одессе». Лиля внезапно замерла. Она почувствовала не просто талант, а громогласную боль, созвучную ее собственному мироощущению. «Мы опешили. Мы оба поняли, что это не стихи, а переживание, которое никогда не кончится», — писала она.

-4

В этот момент произошел необъяснимый разряд. Маяковский стал читать иначе — тихо, проникновенно. И когда он дочитал, Лиля сказала ему: «Вы должны быть гением». Эти слова стали ключом к его сердцу.

Лиля Брик не была классической красавицей. Ее чары заключались в ином. Она обладала гипнотическим обаянием, острым умом, железной волей и безошибочным чутьем на талант. Она не стала для Маяковского просто любовницей. Она предложила ему то, в чем он отчаянно нуждался: тотальное признание и осмысление его собственного «я».

-5

Осип Брик, муж Лили, был одним из первых, кто всерьез занялся анализом поэтики Маяковского. Вместе они создали для поэта уникальную среду, где его гений не просто принимали, но и лелеяли, изучали и продвигали. Лиля стала его первым и самым строгим редактором. «Она сделала меня поэтом», — без преувеличения заявлял сам Маяковский.

Лиля не стала выбирать между мужем и любовником. Она создала новую формулу — «семья втроем». Осип Максимович не просто смирился с ролью мужа при «гении», он стал его другом и соратником. Эта ménage à trois была вызовом всему буржуазному обществу, и Маяковский, бунтарь по своей сути, был пленен этой смелостью. Он посвятил Лиле все свои произведения, написанные после их встречи, с легендарной надписью: «Лиле Юрьевне Брик».

-6

Лиля то приближала поэта, то отдаляла, создавая постоянное напряжение. Ее измены доводили Маяковского до исступления, ревности и отчаяния, что выливалось в шедевры вроде поэмы «Про это». Она была его солнцем, его «Лиличкой», без которой он был «беспомощен, как перед истиной». Как пишет британский историк и славист Дональд Рейфилд, их связь была «симбиозом садизма и мазохизма», где Лиля играла доминирующую роль.

-7

Маяковский безумно ревновал Лилю, а она лишь говорила: «Володе полезно страдать, вот он помучается и напишет хорошие стихи». Однажды поэт подарил Лиле кольцо с гравировкой «Л Ю Б». Читая буквы по кругу, получалось бесконечное слово «любовь». Это был не просто подарок, а символ их вечной связи:

«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь» — это строки из письма Маяковского 1922 года.
-8

14 апреля 1930 года, перед самоубийством, Маяковский написал: «Лиля, люби меня». Эта фраза стала окончательным и трагическим подтверждением ее абсолютной власти над ним.

Шведский исследователь Бенгт Янгфельдт, автор фундаментального труда «Ставка — жизнь. Владимир Маяковский и его круг», рассматривает Лилю Брик не только как музу, но и как менеджера и продюсера. Он подчеркивает, что именно она систематизировала архив поэта, вела его финансовые дела, хлопотала о квартирах и издательствах. Она была «директором» его таланта, что делало его зависимость от нее не только эмоциональной, но и практической. Без ее организационных способностей и деловой хватки его гигантская творческая энергия могла бы растрачиваться впустую.

-9

Лиля Брик покорила Маяковского не женскими уловками, а силой своего характера, харизмы и безграничной верой в него. Она создала для поэта вселенную, где он был центром, но где правили законы, установленные ею. Она стала его главным жизненным и творческим проектом, а он — ее величайшим достижением.

Их история — это не сказка о счастливой любви. Это трагедия колоссальной зависимости, где гений был пленен своей музой, а муза, пережив поэта на полвека, до конца дней хранила миф о их великой и ужасной любви, ставшей главным произведением в жизни обоих.

-10

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: