В мире королевских драгоценностей нет, пожалуй, другого такого изделия, чья история была бы столь же насыщена драмой, любовью, бегством и политическими бурями, как у Владимирской тиары. Это не просто украшение, а молчаливый свидетель краха империи и символ невероятного спасения.
Как же шедевр русских ювелиров, созданный для великой княгини, оказался в сокровищнице английских королей?..
В 1874 году великий князь Владимир Александрович (сын императора Александра I, брат Александра III и дядя Николая II) за 48 200 рублей заказал у знаменитой ювелирной фирмы "Болин" корону для своей будущей жены Марии, немецкой принцессы, роскошную тиару. Это была одна из ведущих фирм России, поставщик Императорского двора, а Мария Павловна была одной из самых влиятельных и стильных женщин при дворе Романовых, а ее вкус и богатство не знали границ.
Тиара, выполненная в стиле неоклассицизма, была настоящим шедевром. Ее основу составляли 15 больших бриллиантовых овалов, заключенных в изящные золотые оправы, соединенные гирляндами из более мелких бриллиантов и жемчуга. Но ее главной изюминкой была невероятная гибкость: каждое звено было подвешено на шарнире, что позволяло тиаре идеально сидеть на голове, повторяя любую прическу.
Судьба тиары круто изменилась после революции 1917 года. К тому времени Мария Павловна овдовела. Осенью 1917 года, когда большевики уже взяли власть, она чудом сумела уехать из Петрограда на юг России, в Кисловодск, прихватив с собой лишь самые необходимые вещи. Драгоценности, включая знаменитую тиару, остались в её апартаментах в Владимирском дворце, который был захвачен революционерами.
Казалось, судьба сокровищ была предрешена. Однако здесь появляется фигура, без которой этой истории не было бы. Альберт Стопфорд — британский дипломат, антиквар и давний друг семьи. Рискуя собственной жизнью (его могли расстрелять на месте за кражу народного достояния), под видом посыльного он несколько раз проникал в опечатанный дворец.
Он знал, где великая княгиня хранила свои драгоценности, и смог похитить их, спрятав в чемоданах. Через дипломатические каналы ему удалось переправить сокровища в Лондон, в надежные руки.
Находясь в эмиграции, Мария Павловна смогла получить свои драгоценности. Так Владимирская тиара избежала участи быть распроданной Советами на западных аукционах (как, например, большая часть драгоценностей Алмазного фонда) и начала свою новую жизнь на Западе.
После смерти Марии Павловны в 1920 году её драгоценности унаследовали дети. Часть драгоценностей унаследовала ее единственная дочь, принцесса Елена Владимировна. К сожалению, несмотря на дворянское происхождение, новой обладательнице Владимирской тиары пришлось нелегко в Англии, и она, нуждаясь, среди прочего продала и любимое ювелирное изделие своей матери...
По желанию королевы Марии Текской в 1921 году семейная реликвия Дома Романовых становится собственностью дворцовой сокровищницы Соединенного Королевства за 28 000 фунтов стерлингов.
Королева Мария была знаменитой коллекционеркой драгоценностей и большой поклонницей русского ювелирного искусства. Она не просто купила тиару — она дала ей второе рождение. По её заказу у ювелиров из "Garrard" тиара была модифицирована.
Её главной особенностью стала многофункциональность. Изначально тиара носилась с большими природными жемчужинами грушевидной формы. Позже для неё изготовили съёмные изумрудные капли (вероятно, из коллекции самой королевы Марии).
Также её можно носить и просто как бриллиантовую тиару, без каких-либо подвесок. Эта трансформация сделала Владимирскую тиару одной из самых универсальных и любимых в британской королевской коллекции.
От королевы Марии украшение перешло к её невестке, а затем — к её внучке, королеве Елизавете II, для которой тиара стала одним из самых узнаваемых атрибутов. Королева надевала её бессчётное количество раз: на официальные портреты, государственные приемы и банкеты. Она часто выбирала то жемчужные, то изумрудные подвески, демонстрируя уникальность ювелирного наследия.
Владимирская тиара сегодня — это больше, чем драгоценность. Это мост между двумя империями, русским мастерством и английской королевской традицией, напоминание о трагической истории и удивительной удаче. Она прошла путь от блеска императорских балов в Петербурге через сумрак революции к свету Букингемского дворца, навсегда оставшись одним из самых великолепных и исторически значимых сокровищ в мире.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: