"Тело с двумя головами" - такой метафорой современники описывали христианскую церковь первого тысячелетия: двумя равными центрами власти были Рим на Западе и Константинополь на Востоке. Но в 1054 году произошло событие, которое навсегда разделило это единое «тело». Почему восточное и западное христианство пошли разными путями? Давайте отправимся в глубь веков, чтобы найти ответ.
Ошибочно считать, что церковь раскололась из-за одного спора или действия. Раскол (или Великая схизма) был результатом медленного накопления культурных, политических, богословских и лингвистических различий.
После падения Западной Римской империи в V веке папа Римский остался единственным крупным авторитетом на Западе. Он был не только религиозным лидером, но и политическим игроком. На Востоке же продолжала существовать мощная Византийская империя. Константинопольский патриарх был важной фигурой, но всегда находился в тени и под контролем императора. Это породило два разных понимания власти: на Западе — верховенство Папы, на Востоке — сотрудничество императора и патриарха.
Запад говорил на латыни, Восток — на греческом. К XI веку образованные люди на Западе уже почти не знали греческий, а на Востоке — латынь. Богословские тонкости, решения Соборов переводились и понимались по-разному. Как писал известный византинист Стивен Рансимен, «раскол был во многом трагедией непонимания». Церковные традиции развивались в своих лингвистических и культурных мирах, отдаляясь друг от друга.
Самым острым камнем преткновения стало учение об исхождении Святого Духа. Западная церковь добавила в Никео-Константинопольский символ веры (главную молитву христианства) всего одно латинское слово — «Filioque» («и от Сына»).
Для Запада, с его развитой юридической мыслью, это уточняло равенство Отца и Сына. Но для Востока это было грубым нарушением авторитета Вселенских соборов, которые запрещали менять Символ веры, и искажением таинственной природы Троицы. Восточные богословы, такие как Фотий Константинопольский (IX век), видели в этом умаление роли Отца как единственного источника Божества.
К середине XI века отношения достигли точки кипения. Поводом стал спор о юрисдикции над церквями в Южной Италии. В 1054 году папа Лев IX отправил в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом, человеком резким и неуступчивым.
Диалог с константинопольским патриархом Михаилом Керуларием зашёл в тупик. 16 июля 1054 года кардинал Гумберт, действуя сверх своих полномочий (папа к тому моменту уже умер), вошёл в главный храм всего христианского Востока — Собор Святой Софии — и возложил на алтарь грамоту о отлучении (анафеме) патриарха Михаила и его сторонников.
Ответ Востока не заставил себя ждать. Через несколько дней патриарх Михаил Керуларий созвал собор, который предал анафеме легатов (но не папу Римского как такового). Знаменитой стала история о том, как грамоту Гумберта публично сожгли.
Но современники не восприняли это как окончательный разрыв. Для них это был очередной эпизод в длинной череде конфликтов. Окончательно раскол осознали лишь спустя десятилетия, когда прекратилось церковное общение и взаимное признание таинств.
К старым спорам добавились новые: использование на Западе пресного хлеба для причастия (у восточных — квасной), обязательный целибат (безбрачие) для западных священников (у восточных — белое духовенство может жениться), различие в постах.
Разграбление Константинополя в 1204 году стало точкой невозврата. Во время Четвёртого крестового похода западные рыцари вместо войны с неверными вероломно захватили и варварски разграбили столицу Византии. В глазах восточных христиан это подтвердило, что «латиняне» — не братья по вере, а жестокие варвары и еретики. Как пишет историк Джонатан Харрис, это событие «нанесло рану, которая так никогда и не зажила».
В результате раскола образовались две христианские традиции:
1. Католичество (от греч. katholikos — «вселенский») на Западе с центром в Риме, с доктриной о верховной власти Папы и его непогрешимости в вопросах веры.
2. Православие (от греч. orthodoxia — «правильное славление») на Востоке, сохранившее принцип соборности и древние традиции семи Вселенских соборов.
Две основные ветви христианства так и не воссоединились, но спустя более тысячи лет после раскола пришли к более мирным отношениям. В 1965 году Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I отменили давние указы о взаимном отлучении, принятые своими церквями. Сегодня эти христианские конфессии остаются отдельными выражениями схожей веры.
Римский католицизм — крупнейшая христианская конфессия, имеющая более 1 миллиарда последователей по всему миру. Православие — вторая по величине христианская конфессия, насчитывающая более 260 миллионов последователей.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: