Найти в Дзене

Первые в своём роде

Оглавление

Специальные ПМЗ-27 московского пожарного гарнизона.

Москва. Вторая половина 1960-х. Раняя ПМЗ-27 дооборудованная лафетным стволом и креплениями для защитных сеток. Машина из ВПЧ-3.
Москва. Вторая половина 1960-х. Раняя ПМЗ-27 дооборудованная лафетным стволом и креплениями для защитных сеток. Машина из ВПЧ-3.

Рассказ об отличительных особенностях пожарных автоцистерн модели ПМЗ-27 служивших в Москве. Хотя по действующей с 1959 года системе обозначений их правильнее называть АЦП-30(157) модель 27. Но Прилукский завод противопожарного оборудования практически до конца выпуска этой модели указывал на заводской табличке каждой машины исключительно «ПМЗ-27», добавляя лишь буквы модификаций. Поэтому и я в своём рассказе буду придерживаться заводского обозначения.

1960 год. Одна из первых ПМЗ-27 поступивших в Москву в оригинальном заводском виде.
1960 год. Одна из первых ПМЗ-27 поступивших в Москву в оригинальном заводском виде.

Сплошные загадки

Занимаясь историей Московского пожарного гарнизона я особое внимание уделяю пожарной технике. Ведь пожарные машины это моя любимая тема на протяжении уже боле 20 лет. Так вот просматривая фотографии московской пожарной техники 1960-х годов я обратил внимание на то, что в столице очень редко встречается машины самой первой модификации ПМЗ-27, той самой, у которой ещё отсутствовал лафетный ствол на крыше кабины.

Казалось бы, в начале 1960-х, после постройки МКАД, которая стала границей новых присоединённых к Москве территорий, где во многих местах ещё сохранялась деревенская застройка, были колхозные поля и фермы, а дороги далеко не везде имели твёрдое покрытие, потребность в пожарных АЦ на шасси высокой проходимости должна была возрасти. И как раз в конце 1959 года на Прилукском заводе запустили в серию новую автоцистерну ПМЗ-27 на базе полноприводного ЗИЛ-157. Но фотографий с машинами этой модели в Москве известно очень мало, буквально считанные единицы...

1967 год. Москва. Редкий кадр на котором запечатлена московская ПМЗ-27 в оригинальном заводском виде посреди капустного поля. Местечко именовавшееся в народе "Сукино болото". На речке Нищенка горят слитые отходы ГСМ и мусор, зацепившийся за деревянные мостки. Ныне на этом месте расположен ТЦ "Метро" на Шоссейной улице. (Фото Ивана Ольчева).
1967 год. Москва. Редкий кадр на котором запечатлена московская ПМЗ-27 в оригинальном заводском виде посреди капустного поля. Местечко именовавшееся в народе "Сукино болото". На речке Нищенка горят слитые отходы ГСМ и мусор, зацепившийся за деревянные мостки. Ныне на этом месте расположен ТЦ "Метро" на Шоссейной улице. (Фото Ивана Ольчева).

А вот фото машин с лафетным стволом попадается намного больше. Такая модификация имела обозначение ПМЗ-27А и выпускалась серийно с 1965 года (правда на несколько месяцев раньше небольшой партией была выпущена специальная модификация ПМЗ-27С также оснащённая лафетным стволом. И о ней мы ещё вспомним).

Одна из московских ранних ПМЗ-27 дооборудованная лафетным стволом и креплениями для защитных сеток . Чёрные госномера серии "мом" выдавались в 1961-1963 годах. Машина принадлежит ВПЧ-63 при учебном отряде располагавшимся на Звёздном бульваре.
Одна из московских ранних ПМЗ-27 дооборудованная лафетным стволом и креплениями для защитных сеток . Чёрные госномера серии "мом" выдавались в 1961-1963 годах. Машина принадлежит ВПЧ-63 при учебном отряде располагавшимся на Звёздном бульваре.

Однако при внимательном взгляде на фотографии московских ПМЗ-27 с лафетным стволом в глаза сразу бросается необычная деталь – металлические треугольные косынки по краям башенки с ЛС. На серийных ПМЗ-27А их не было! А при ещё более детальном изучении фото этих машин можно заметить отличительные признаки именно ранних ПМЗ-27. В частности на задней стенке кузова у них по три ступеньки с каждой стороны (на ПМЗ-27А их было по две) и четыре поперечные трубки между пеналами для всасывающих рукавов (на ПМЗ-27А их было две). А главное, это серии госномеров на этих машинах, которые выдавались в 1961-1963 годах. Напомню, что ПМЗ-27А начали серийно выпускать в 1965 году! Получается, что ранние ПМЗ-27 всё же имелись Москве не в единичных экземплярах. Но некоторые из них имели свои отличительные особенности. Кроме лафетного ствола на этих машинах видны крепления для защитных сеток на окнах кабины, а на некоторых экземплярах они заметны и на окне насосного отсека. То есть эти машины, помимо своих прямых пожарных обязанностей, предназначались ещё и для использования в качестве водомёта при пресечении массовых беспорядков. Но никаких документальных подтверждений о выпуске подобных модификаций в самом начале 1960-х найдено не было. Кто, где и когда их сделал оставалось загадкой...

1967 год. Московский ПТЦ на улице Милашенкова. Техобслуживание дооборудованной ПМЗ-27. Красным цветом выделены металлические косынки у основания башенки ЛС. Жёлтым цветом крепления для защитных сеток. Синим цветом четыре поперечные трубки между пеналами - это отличительный признак машин, выпущенных до середины 1964 года. (Фото Юрия Долягина).
1967 год. Московский ПТЦ на улице Милашенкова. Техобслуживание дооборудованной ПМЗ-27. Красным цветом выделены металлические косынки у основания башенки ЛС. Жёлтым цветом крепления для защитных сеток. Синим цветом четыре поперечные трубки между пеналами - это отличительный признак машин, выпущенных до середины 1964 года. (Фото Юрия Долягина).

Анализируя всю доступную информацию я вспомнил, что к одной из таких «загадочных» машин мне удалось прикоснуться лично. Дело было в 2006 году в Ивановской области. Тогда мы с коллегой заехали в одну деревенскую ДПД, где служила ПМЗ-27. Старый пожарный, по совместительству начальник ДПД и он же водитель этой машины, поведал её историю. Выпущена она была в 1963 году, и заводская табличка это подтвердила. Первые десять лет машина прослужила в Москве. Потом, в середине 1970-х, была передана в город Тейково Ивановской области, где проработав ещё более десяти лет была списана во второй половине 1980-х. Но не утилизирована, а несколько лет простояла на заднем дворе пожарной части где тогда работал будущий начальник ДПД. Когда в 1988 году он сам вышел на пенсию, то решил возродить у себя в деревне добровольную пожарную дружину и попросил отдать ему списанную ПМЗ-27. Сам восстановил её из руин и поставил в расчёт...

Осматривая эту машину мы сразу обратили внимание на крепление для защитных сеток на окнах кабины. А за окном насосного отсека виднелись защитные прутья. Но лафетный ствол на машине отсутствовал, что, в принципе, соответствовало модели ПМЗ-27 1963 года выпуска. Но зачем тогда крепления для сеток, если нет ЛС и машину нельзя использовать как водомёт? Этот вопрос я и задал хозяину машины. Ответ шокировал! Лафетный ствол есть, но он просто снят и лежит в гараже! Мне тогда подумалось, что возможно, он имеет ввиду переносной ПЛС-20, который иногда вывозят на крыше кузова, и попросил показать его. Но нет! В углу гаража лежала башенка с ЛС, с виду очень похожая на те, что устанавливали на ПМЗ-27А выпускавшиеся с 1965 года. Но перед нами то была просто ПМЗ-27 1963 года выпуска! Тогда это выглядело совсем необъяснимо... Жаль не догадались сфотографировать этот ЛС. То ли темно в гараже было, то ли и так переполняли эмоции от увиденного раритета. Думаю, что на нём тоже были такие же металлические треугольные косынки...

Конец 1960-х. Московская раняя ПМЗ-27 дооборудованная лафетным стволом и креплениями для защитных сеток. Машина из ВПЧ-4.
Конец 1960-х. Московская раняя ПМЗ-27 дооборудованная лафетным стволом и креплениями для защитных сеток. Машина из ВПЧ-4.

Прояснилась эта многолетняя загадочная история с московскими ПМЗ-27 буквально на днях. Наш коллега, изучавший историю ОКБ-8 и Прилукского завода противопожарного оборудования, обнаружил у себя старый блокнот с сделанными много лет назад записями воспоминаний одного из старожилов завода работавшего там конструктором. В своём рассказе он поведал, что ещё в конце 1962 года к ним в конструкторское бюро была передана техническая документация на лафетный ствол и трубопровод с коммуникациями к нему для установки на автоцистерну ПМЗ-27. Согласно документации управление лафетным стволом осуществлялось из кабины машины. Откуда передали документацию ветеран точно не помнил...
Рассказы ветеранов дело хорошее. Но, к большому сожалению, очень часто бывает, что за давностью лет события вспоминаются не в том порядке, путаются даты, что-то стирается из памяти, что-то трактуется по другому, не так как было на смом деле. Это я заметил из собственного опыта общения с ветеранами, и это же подтверждают мои коллеги, занимающиеся пожарной историей и общающиеся с ветеранами. Поэтому для установления истины, если есть возможность, желательно выслушать воспоминания нескольких человек, и сравнить их с архивными документами и фотографиями. Вот и в этой истории появления первых ПМЗ-27 с лафетным стволом пришлось подсобрать дополнительную информацию и поговорить с другими ветеранами. И внести небольшие корректировки в эту статью в связи с появившейся новой уточняющей информацией. Хорошо, что формат "Дзена" это позволяет, в отличии печатных книг и статей...

В декабре 1962 года по заказу МООП (Министерства охраны общественного порядка – так тогда называлось МВД) в Прилуках стали разрабатывать новую машину оснащённую лафетным стволом и защитными приспособлениями для предотвращения массовых беспорядков. Среди прочего у заказчика были требования, что она должна быть тяжёлой, чтобы толпа не смогла перевернуть её. Также машина должна иметь полный привод, чтобы могла объехать митингующих по бездорожью. В Прилуках определили, что под эти параметры подходит уже выпускающаяся ПМЗ-27, и на её основе можно сделать новую модификацию. Она получила индекс ПМЗ-27С ( «С» – специальная).
Поводом к выдаче заказа на создание такой машины послужили события лета 1962 года, когда в некоторых городах СССР прошли стихийные акции протеста против объявленного повышения цен. А в Новочеркасске такая акция переросла в бунт который был подавлен войсками с помощью оружия. Были жертвы. Специальной техники для пресечения массовых беспорядков без летального исхода в СССР тогда ещё не существовало...
В те годы Пожарная охрана тоже относилась к МООП. Поэтому подобную технику решили делать на базе пожарных машин и ставить на службу в пожарные части. Она и пожары может тушить, и при необходимости, прикрепив на окна защитные сетки, пресекать массовые беспорядки. Кстати, здесь не было придумано ничего нового, просто позаимствовали опыт капиталистических стран, где привлекали пожарных с брандспойтами для разгона толпы ещё с начала ХХ века.

По воспоминаниям ветеранов ОКБ-8 и Прилукского завода работа над ПМЗ-27С шла медленно, так как хватало других срочных проектов. Во второй половине 1963 года стало ясно, что машину быстро не сделают. Для организации серийного производства на заводе надо разработать много техдокументации и технологической оснастки. Но желание заказчика по быстрому заполучить подобную технику хотя бы в Москву было велико. Поэтому был найден компромисс - изготовить на заводе, что называется "на коленке", 10 спецкомплектов для самостоятельной установки на старые машины непосредственно в гарнизонах. Спецкомплект состоял из лафетного ствола с коммуникациями к нему и защитных металлических сеток с креплениями для защиты окон. Выпущены они были в начале 1964 года, и сразу отправлены в Москву, где в том же 1964 году техотряд московского управления пожарной охраны установил их на ранние ПМЗ-27 уже служившие в столице.
(По некоторой информации подобные комплекты были направлены и в Ленинград. Но это требует уточнения).

Кстати, та самая "башенка" в основании лафетного ствола тоже была своеобразной защитой, закрывавшей механизм его привода. На первых порах она изготавливалась из 1,5мм листа железа с помощью сварки. А те самые металлические треугольные косынки служили для её жёсткости на случай попадания камней и других тяжёлых предметов при пресечении массовых беспорядков.

1967 год. Боевое развёртование от московской ПМЗ-27 в спецкомплектации. На дверце насосного отсека заметны крепления для защитной сетки. Также машина дооборудована двумя нестандартными отсеками между средними и нижними ступеньками с каждой стороны. (Фото Юрия Долягина).
1967 год. Боевое развёртование от московской ПМЗ-27 в спецкомплектации. На дверце насосного отсека заметны крепления для защитной сетки. Также машина дооборудована двумя нестандартными отсеками между средними и нижними ступеньками с каждой стороны. (Фото Юрия Долягина).

Что касается московских переделок, то отличительные особенности у них были не только в районе кабины. Есть несколько фотографий московских дооборудованных ПМЗ-27 с заднего ракурса, позволяющих разглядеть некоторые детали. На снимке 1967 года известный фотограф Юрий Долягин запечатлел боевое развёртывание от такой спецмашины принадлежавшей ВПЧ-54. У машины на дверце насосного отсека тоже есть крепление для защитной сетки, а между средней и нижней ступеньками на задней стенке сделаны какие-то дополнительные отсеки. Известна ещё одна фотография такой спецмашин с заднего ракурса виднеющейся среди техники учебного отряда и ВПЧ-63 при нём. Хотя на общем плане разглядеть детали, в частности косынки у башенки ЛС и поперечные трубки между пеналами не так-то просто, явный признак ранней ПМЗ-27 в виде трёх ступенек на задней стенке кузова с каждой стороны видно отчётливо.

Москва, 1967 год. Фрагмент фотографии Бориса Трепетова на которой видно ПМЗ-27 в спецкомплектации из ВПЧ-63 при учебном отряде на Звёздном бульваре. Вид спереди этой машины смотри выше на цветной фотографии. Госномер "10-58 мом".
Москва, 1967 год. Фрагмент фотографии Бориса Трепетова на которой видно ПМЗ-27 в спецкомплектации из ВПЧ-63 при учебном отряде на Звёздном бульваре. Вид спереди этой машины смотри выше на цветной фотографии. Госномер "10-58 мом".

А на машине снятой мной в ДПД в Ивановской области дополнительных отсеков нет, как нет и креплений для сетки на насосном отсеке. Возможно, «родная» дверца, где могли находиться крепления, была заменена в ходе долгой службы или последующего восстановления после списания и передачи в ДПД. Но при этом, у машины есть какие-то защитные прутья виднеющиеся за стеклом дверцы насосного отсека.

Заводские ПМЗ-27С и новые спецкомплекты

1964 год, Прилуки. Опытный экземпляр ПМЗ-27С. Хорошо заметны крепления для защитных сеток на окнах. На крыше ещё сварная башенка с металлическими косынками. Для защиты фар вместо штатных решёток ЗИЛ-157 установлены защитные решётки с мелкими ячейками. Между пеналами для всасывающих рукавов всего две поперечные трубки. Сигнальная фара закреплена на крыше. Фото из книги Александра Карпова "Пожарный типаж. Том 3. Постскриптум".
1964 год, Прилуки. Опытный экземпляр ПМЗ-27С. Хорошо заметны крепления для защитных сеток на окнах. На крыше ещё сварная башенка с металлическими косынками. Для защиты фар вместо штатных решёток ЗИЛ-157 установлены защитные решётки с мелкими ячейками. Между пеналами для всасывающих рукавов всего две поперечные трубки. Сигнальная фара закреплена на крыше. Фото из книги Александра Карпова "Пожарный типаж. Том 3. Постскриптум".

В 1964 году Прилукский завод по документации разработанной ОКБ-8 выпускает опытный экземпляр ПМЗ-27С. Лафетный ствол у этой машины был ещё на сварной башенке с косынками, точно такой же, как и в комплектах для самостоятельной установки. Но конструкции в самой ПМЗ-27С заметны внешние отличия от ранних ПМЗ-27. В частности, было только две поперечные трубки между пеналами для всасывающих рукавов. И ещё одно заметное отличие - на фарах вместо штатных решёток ЗИЛ-157 установлены защитные решётки с мелкими ячейками. Правда заводские ветераны утверждают, что такие решётки на фары уже входили в самые первые спецкомплекты отправленные в Москву для самостоятельной установки, но якобы их не устанавливали из-за того, что мелкая ячейка ухудшала освещенность дороги фарами в ночное время.

1965 год. Прилуки. Серийный экземпляр ПМЗ-27С. Хорошо заметны крепления для защитных сеток на окнах. Литая башенка лафетного ствола без металлических косынок. Для защиты фар вместо штатных решёток ЗИЛ-157 установлены защитные решётки с мелкими ячейками. Между пеналами для всасывающих рукавов всего две поперечные трубки. Сигнальная фара закреплена на башне лафетного ствола.
1965 год. Прилуки. Серийный экземпляр ПМЗ-27С. Хорошо заметны крепления для защитных сеток на окнах. Литая башенка лафетного ствола без металлических косынок. Для защиты фар вместо штатных решёток ЗИЛ-157 установлены защитные решётки с мелкими ячейками. Между пеналами для всасывающих рукавов всего две поперечные трубки. Сигнальная фара закреплена на башне лафетного ствола.

В начале 1965 года заводом была выпущена небольшая серия этих машин в количестве 12 штук. Но в отличии от опытной ПМЗ-27С образца 1964 года у них уже была литая башенка лафетного ствола, у которой были более толстые стенки и соответственно масса, и ей уже не требовались косынки для жёсткости. Сигнальная фара, которая на опытной ПМЗ-27С была закреплена на крыше кабины, на серийных машинах крепилась к башенке лафетного ствола.

Москва, вторая половина 1960-х. Ранняя ПМЗ-27 дооборудованная до уровня серийной ПМЗ-27С. Чёрные госномера серии "мое" выдавались в 1961-1962 годах. Машина принадлежит СВПЧ-17, которая в те времена уже не имела своего района выезда, а использовалась как "спецнарядовская" для дежурства на массовых мероприятиях и для создания временных отдельных постов в районах выезда других ВПЧ.
Москва, вторая половина 1960-х. Ранняя ПМЗ-27 дооборудованная до уровня серийной ПМЗ-27С. Чёрные госномера серии "мое" выдавались в 1961-1962 годах. Машина принадлежит СВПЧ-17, которая в те времена уже не имела своего района выезда, а использовалась как "спецнарядовская" для дежурства на массовых мероприятиях и для создания временных отдельных постов в районах выезда других ВПЧ.

После выпуска небольшой партии ПМЗ-27С завод продолжил выпуск и комплектов для самостоятельной установки в гарнизонах. Как минимум один такой "новый" комплект попал в Москву и был установлен на раннюю ПМЗ-27. Сохранилось и несколько её фотографий. Один раз она попала в объектив известного фотографа Александра Новикова, а другая её фотография есть в учебном диафильме и в книге по пожарной технике. Внешне она похожа на серийную прилукскую ПМЗ-27С – литая башенка лафетного ствола без металлических косынок, крепления для металлических сеток на окнах кабины и насосного отсека, решётка фар с мелкими ячейками. Но вот другие отличительные признаки, такие как четыре поперечные трубки между пеналами и крепление поручней на кузове указывают на то, что выпущена она была не позже 1961 года. Да и серия её госномера выдавалась в 1961-1962 годах, когда ПМЗ-27С не было даже в проекте.

Москва, вторая половина 1960-х. Ранняя ПМЗ-27 дооборудованная до уровня серийной ПМЗ-27С. Чёрные госномера серии "мое" выдавались в 1961-1962 годах. Машина принадлежит СВПЧ-17, которая в те времена уже не имела своего района выезда, а использовалась как "спецнарядовская" для дежурства на массовых мероприятиях и для создания временных отдельных постов в районах выезда других ВПЧ.
Москва, вторая половина 1960-х. Ранняя ПМЗ-27 дооборудованная до уровня серийной ПМЗ-27С. Чёрные госномера серии "мое" выдавались в 1961-1962 годах. Машина принадлежит СВПЧ-17, которая в те времена уже не имела своего района выезда, а использовалась как "спецнарядовская" для дежурства на массовых мероприятиях и для создания временных отдельных постов в районах выезда других ВПЧ.

А в апреле 1965 года была запущена в массовое производства автоцистерна ПМЗ-27А оснащённая лафетным стволом, но не имевшая защитных приспособлений. Правда и у этой модели была своя спецмодификация ПМЗ-27А/С. И мне попадались машины, где на заводской табличке был указан такой индекс. Но никаких внешних отличий от обычных ПМЗ-27А в виде креплений для защитных сеток на них не было. Но и этой "загадке" нашлось объяснение в воспоминаниях ветеранов Прилукского завода. Оказывается для модификации ПМЗ-27А/С защитные металлические сетки с креплениями шли в комплекте для самостоятельной установки. А уж ставить их или нет решали на местах...


Вместо постскриптума

С конца 1960-х новые серийные модели отечественных АЦ с лафетным стволом по спецзаказу будут сразу на заводах оснащаться креплениями для защитных сеток, а сами сетки идти в комплекте. При этом никаких специальных индексов машинам в такой комплектации присваиваться не будет. Но не всегда заводских защитных комплектов будет достаточно. Например некоторые пожарные машины поставлявшиеся для охраны исправительных учреждений оснащались дополнительной защитой. Также дополнительной защитой оснащались пожарные машины внутренних войск, в частности ОМСДОН им.Дзержинского.

Но и здесь опять особняком стоит московский гарнизон пожарной охраны, в котором на рубеже е 1960-х/1970-х годов появились как минимум две АЦ-40(375) мод.Ц1 оснащённых дополнительной усиленной защитой, в том числе и бензобака. Судя по усиленным креплениям на окнах машин там могли использоваться не защитные сетки, а металлические щиты или даже бронеплиты. Кроме того эти машины оснащались специальной установкой с лафетным стволом и башней со смотровыми щелями. Конкретной информации, кроме нескольких фото, по этим машинам пока не найдено. Зато одна из них мелькает в качестве обычной «пожарки» в самом начале детского фильма "Точка, точка запятая" (1972 г.).
Но, как говорится, это уже совсем другая история...

Москва, начало 1970-х. АЦ-40(375)мод.Ц1 в спецкомплектации. Скрин экрана с фрагментом кадра из х/ф "Точка, точка, запятая" (реж. Александр Митта, киностудия "Мосфильм", 1972 год).
Москва, начало 1970-х. АЦ-40(375)мод.Ц1 в спецкомплектации. Скрин экрана с фрагментом кадра из х/ф "Точка, точка, запятая" (реж. Александр Митта, киностудия "Мосфильм", 1972 год).

---

Выражаю благодарность Александру Говорухе за предоставленную информацию для данной статьи.