Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Что скрывает библейская притча о добром самаритянине?

Дорога из Иерусалима в Иерихон, проходившая по скалистым ущельям, в древности была известна как "кровавая" из-за частых нападений разбойников. Именно на этом опасном пути разворачивается одна из самых пронзительных евангельских притч, рассказанная Иисусом Христом в ответ на каверзный вопрос.

Эта история, известная как притча о добром самаритянине, уже два тысячелетия продолжает волновать умы и сердца людей. Но за её кажущейся простотой скрывается многогранный смысл...

«Добрый самаритянин», Рембрандт.
«Добрый самаритянин», Рембрандт.

Диалог, предшествующий притче, начинается с испытания. Законник (образованный толкователь Моисеева закона) задаёт Иисусу вопрос: "Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?". В Евангелии уточняется, что он задавал этот вопрос, "искушая Его", то есть проверяя знания молодого Учителя.

Иисус, используя сократовский метод, отвечает вопросом на вопрос: "А что сказано в Законе? Что ты там читаешь?". Законник прекрасно знает ответ и цитирует две важнейшие заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим..." и "ближнего твоего, как самого себя". Иисус подтверждает правильность ответа, но затем произносит ключевые слова: "Так поступай, и будешь жить".

Притча о добром самаря́нине, миниатюра из Россанского Евангелия.
Притча о добром самаря́нине, миниатюра из Россанского Евангелия.

В этот момент законник, "желая оправдать себя", задаёт второй вопрос, который и приводит к рождению притчи: "А кто мой ближний?". В ветхозаветной традиции "ближним" обычно считались единоверцы и единоплеменники. Законник надеялся ограничить круг своих обязанностей, но ответ Иисуса разрушил все привычные представления. Суть притчи Иисуса заключается в том, что «ближний» — это не родственник или единоверец, а человек, «оказавший милость», то есть тот, кто совершает добрые поступки.

"Добрый самаритянин", Винсент Ван Гог.
"Добрый самаритянин", Винсент Ван Гог.

Чтобы понять революционность притчи, нужно знать, кем были самаритяне для иудеев времен Иисуса. Это народ, произошедший от этнического смешения евреев и языческих племен. Они отошли от истинного богопочитания, и в ветхозаветном представлении были "нечестивым, корыстным и гордым народом". Таким образом, выбор самаритянина в качестве положительного героя притчи был намеренной провокацией со стороны Иисуса. Он бросал вызов предрассудкам своих слушателей, показывая, что истинное милосердие может прийти из самого неожиданного источника.

Иудеи презирали самаритян, считали их нечистыми в религиозном понимании и старались не общаться с ними. Многие иудеи ежедневно молились: "Господь, благодарю Тебя за то, что не создал меня женщиной, рабом и язычником". Для законника и слушателей Иисуса самаритянин априори не мог быть положительным героем.

"Добрый самаритянин", Гюстав Моро.
"Добрый самаритянин", Гюстав Моро.

Иисус рассказывает историю, которая с первых же слов была понятна каждому слушателю того времени: "Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым". Уже в этом кратком описании содержится намёк на все человечество, идущее по опасному пути жизни.

Первыми мимо пострадавшего проходят священник и левит — люди, которые по своему положению должны были быть самыми милосердными. Почему же они прошли мимо? Священник шёл в Иерусалим для служения в храме. По закону, прикосновение к мертвому телу делало его нечистым на семь дней (Чис. 19:11). Если бы путник был мёртв, священник лишился бы возможности служить в храме. Цена милосердия показалась ему слишком высокой.

"Добрый самаритянин"., Джеймс Кристенсен.
"Добрый самаритянин"., Джеймс Кристенсен.

Левит, помощник священника, вероятно, опасался ловушки. На этой дороге разбойники часто подстраивали подобные сцены: один притворялся раненым, а другие нападали на того, кто останавливался помочь.

И вот появляется герой, которого слушатели Иисуса меньше всего ожидали увидеть в этой роли: "Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился". В греческом оригинале используется слово, означающее "глубокое, внутреннее сострадание".

"Добрый самаритянин", Степан Владиславович (Стефан) Бакалович.
"Добрый самаритянин", Степан Владиславович (Стефан) Бакалович.

Самаритянин не просто оказывает минимальную помощь — его милосердие выходит за рамки обычного долга. Он перевязывает раны, используя масло (елей) и вино — дорогостоящие вещества, которые, вероятно, были предназначены для других целей. Затем сажает пострадавшего на своего осла, что означало необходимость идти пешком по опасной дороге. Самаритянин привозит пострадавшего в гостиницу и оплачивает его содержание, оставляя два динария — сумму, достаточную для проживания в течение нескольких недель. Он обещает вернуться и оплатить дополнительные расходы.

"Добрый самаритянин", Уильям Генри Маргетсон.
"Добрый самаритянин", Уильям Генри Маргетсон.

Помимо прямого смысла притча о добром самаритянине содержит глубокие аллегорические толкования, которые были особенно популярны среди ранних христиан. Уже во II веке такие отцы Церкви, как Ириней и Климент Александрийский, видели в притче символ всего плана спасения человечества. Ориген, следуя более ранней традиции, предлагал развернутую аллегорию (это толкование стало настолько популярным, что его изображения можно найти в витражах знаменитых средневековых соборов в Шартре, Бурже и Сане):

  • Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон — Адам (и все человечество)
  • Иерусалим — рай, небесный град
  • Иерихон — мир, место греха и страданий
  • Разбойники — бесовские силы, дьявол и его служители
  • Священник и левит — Ветхий Завет и закон, которые не могут спасти человека
  • Добрый самарянин — Иисус Христос
  • Масло и вино — благодать и таинства Церкви
  • Гостиница — Церковь
  • Два динария — Священное Писание и Священное Предание
  • Обещание вернуться — Второе пришествие Христа
Витраж "Добрый самаритянин" в Шартре.
Витраж "Добрый самаритянин" в Шартре.

Важный смысловой поворот происходит в финале притчи. Иисус задаёт законнику ключевой вопрос: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?". Законник отвечает: "Оказавший ему милость".

Таким образом, суть притчи Иисуса заключается в том, что «ближний» — это не родственник или единоверец, а тот, кто совершает добрые поступки. Тогда Иисус говорит ему: "Иди, и ты поступай так же". Так выражение "добрый самаритянин" стало нарицательным для обозначения человека, бескорыстно помогающего незнакомцам в беде.

Франческо Бассано, "Добрый самаритянин".
Франческо Бассано, "Добрый самаритянин".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: