Иерусалим I века до Рождества Христова. Город живет ожиданием. Пророки умолкли, но их слова о грядущем Мессии помнят все. В этом напряженном молчании происходит событие, которое останется в тени светских хроник, но станет поворотным пунктом для всей человеческой истории. Это — рождение Девы Марии.
Если мы откроем канонические Евангелия, то не найдем прямого рассказа о рождении Марии. Евангелисты Матфей и Лука начинают свои повествования с подготовки к рождению Иисуса.
Откуда же мы знаем эту историю? Она сохранена в Священном Предании Церкви, а подробно изложена в тексте, который называется «Протоевангелие Иакова» (II век). Это не каноническая книга Библии, но именно оно детально описывает обстоятельства, которые Церковь приняла как истину и празднует из года в год.
Главные герои этой истории — супруги из Иерусалима, Иоаким и Анна. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна — из священнического рода Аарона. Это было неслучайно: от Помазанника-Мессии из рода Давидова и Первосвященника из рода Ааронова должен был произойти Христос, соединивший в Себе царское и священническое достоинство. Но была одна трагедия, омрачавшая их жизнь: у них не было детей.
В ветхозаветном обществе бесплодие считалось не просто несчастьем, а знаком Божьего неблаговоления. Однажды, когда праведный Иоаким принес в Храме свою жертву, священник публично отверг ее, сказав: «Не надлежит принимать от тебя дары, потому что ты не создал потомства Израилю».
Униженный Иоаким не пошел домой, а удалился в пустыню, где сорок дней постился и молился. Его жена, узнав о случившемся, предалась горю в своем саду. В этот момент глубочайшего отчаяния и произошло чудо.
И Анне, и Иоакиму является Ангел Господень с одной и той же радостной вестью: их молитва услышана, и у них родится Дочь, о которой «будут говорить во всем мире». Ангел повелел супругам встретиться в Иерусалиме у Золотых ворот, где они обняли друг друга, исполненные веры и радости. Анна же дает обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Богу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
Церковное предание называет это зачатие не «непорочным» (как у Иисуса), но «бесплодным разрешением». Чудо состояло не в природе зачатия, а в его свершении у престарелых родителей, подобно тому, как когда-то ребенок был дарован Аврааму и Сарре. Это было знаком, что спасительная история Бога продолжается.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. Ей дали имя Мария (евр. Мирьям), что толкуется как «госпожа», «возвышенная» или «любимая Богом». В этом имени — пророчество о ее великом достоинстве.
Церковные песнопения описывают рождение Марии как «начало нашего спасения». Хотя в Библии нет прямых описаний ее детства, в Евангелии от Луки мы находим слова, которыми Ангел обращается к уже взрослой Марии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лука 1:28). Это благословение проистекает из всей ее жизни, освященной Богом от самого рождения.
Исторически рождение Марии — это событие в жизни маленькой, но верной Богу общины иудеев. Богословски — это прорыв. С него начинается исполнение древних пророчеств. Пророк Исаия говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14).
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю) — один из первых Богородичных праздников, установленных Церковью. Его отмечают уже с V века. Это говорит о том, как глубоко христиане осознавали роль Марии в вопросе спасения.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: