Найти в Дзене
ВЭБ.РФ

Встать на рельсы будущего: кто и как поддерживает развитие ж/д транспорта в России

Оглавление

Сегодня российская экономика делает ставку на надёжные и независимые транспортно-логистические решения. И железнодорожная отрасль отвечает этой задаче.

Но чтобы система в условиях современных вызовов работала бесперебойно, нужен подвижной состав, спроектированный и произведённый внутри страны.

В чём преимущества железнодорожного транспорта, кто и как помогает предприятиям запускать новые производства — рассказали в статье.

Почему железнодорожный транспорт так важен

Источник: https://rollingstockworld.ru/lokomotivy/10-let-s-frp-istoriya-podderzhki-razvitiya-zheleznodorozhnogo-mashinostroeniya-rossii/
Источник: https://rollingstockworld.ru/lokomotivy/10-let-s-frp-istoriya-podderzhki-razvitiya-zheleznodorozhnogo-mashinostroeniya-rossii/

Есть минимум три причины, по которым железнодорожный транспорт продолжает оставаться незаменимым — даже на фоне продолжающегося активного развития авто- и авиаперевозок.

  1. Грузоподъёмность. Один вагон способен перевозить до 100 тонн груза. Для сравнения: чтобы доставить такой объём, потребуется несколько больших грузовиков. Особенно важно это при перевозке металлов, стройматериалов и других объёмных грузов.
  2. Энергоэффективность. Движение поезда по рельсам требует меньше топлива на каждую тонну груза на километр по сравнению с другими видами транспорта — это не только снижает затраты, но и делает перевозки более экологичными.
  3. Безопасность. Железные дороги подчиняются строгим стандартам, а высокая степень автоматизации позволяет минимизировать аварии — всё это делает железнодорожный транспорт одним из самых надёжных как для перевозки пассажиров, так и для грузов.

До недавнего времени значительная часть компонентов для рельсовой техники закупалась за рубежом. Однако санкции 2022 года поставили точку в этой модели.

Возникла потребность — и одновременно возможность — развивать собственные производственные мощности.

Так началась новая глава: масштабное импортозамещение, углубление локализации и акцент на создание отечественного подвижного состава.

Кто поддерживает железнодорожную отрасль

Именно в этот момент свою ключевую роль начал играть Фонд развития промышленности (ФРП, входит в Группу ВЭБ).

Он предоставляет льготные займы предприятиям, готовым запускать или расширять производство — от компонентов до целых вагонов и систем управления.

Источник: https://rollingstockworld.ru/lokomotivy/10-let-s-frp-istoriya-podderzhki-razvitiya-zheleznodorozhnogo-mashinostroeniya-rossii/
Источник: https://rollingstockworld.ru/lokomotivy/10-let-s-frp-istoriya-podderzhki-razvitiya-zheleznodorozhnogo-mashinostroeniya-rossii/

И речь идёт не о единичных проектах: только с 2022 года ФРП поддержал 47 инициатив в сфере железнодорожного машиностроения. Всего с начала работы Фонда таких проектов было 76, а общий объём финансирования составил 45,4 млрд рублей.

Примеры производств, которые получили поддержку

Рославльский вагоноремонтный завод

В июне 2024 года здесь заработал новый цех по выпуску осей для грузовых вагонов. При поддержке ФРП — 398 млн рублей льготного займа — предприятие увеличит производственные мощности вдвое и сможет выпускать до 48 тысяч осей в год.

Это значит, что ежегодно можно будет производить до 7,5 тысяч грузовых вагонов, не завися от импорта.

Источник: https://rollingstockworld.ru/komponenty/roslavlskij-vrz-otkryl-novyj-czeh-po-vypusku-osej-dlya-gruzovyh-vagonov/
Источник: https://rollingstockworld.ru/komponenty/roslavlskij-vrz-otkryl-novyj-czeh-po-vypusku-osej-dlya-gruzovyh-vagonov/

«Транспневматика» из Нижегородской области

В апреле 2023 года предприятие начало серийный выпуск систем дисковых тормозов для новых электропоездов, включая «Иволгу» и «Финист».

От таких систем зависит безопасность пассажиров. Благодаря займу ФРП в 199 млн рублей производство вышло на промышленный уровень.

Источник: https://litkons.com/lica-otrasli/ivan-mukhomorov/
Источник: https://litkons.com/lica-otrasli/ivan-mukhomorov/

Чебоксарская «ЭЛАРА»

Компания сделала шаг в сторону цифрового управления: в 2022 году она удвоила выпуск автоматических систем для интеллектуального управления движением на железной дороге — это разработки отечественных инженеров, полностью адаптированные под российские условия.

Система АБТЦ-МШ теперь выпускается в количестве 840 шкафов в год, а финансирование проекта — 285 млн рублей — снова обеспечил ФРП.

Источник: https://rollingstockworld.ru/lokomotivy/10-let-s-frp-istoriya-podderzhki-razvitiya-zheleznodorozhnogo-mashinostroeniya-rossii/
Источник: https://rollingstockworld.ru/lokomotivy/10-let-s-frp-istoriya-podderzhki-razvitiya-zheleznodorozhnogo-mashinostroeniya-rossii/

«Завод точного литья» в Рязани

В январе 2025 года в городе открылся новый цех завода — в нём производятся компоненты для современных вагонов метро, электропоездов и тепловозов: от «Иволги 4.0» до «Москва-2024» и «Ермака».

Комплектующие включают корпуса редуктора колёсной пары, корпусов тележек и крышек цилиндров двигателя. Общие инвестиции составили 520 млн рублей, из них 362 млн — средства ФРП.

Источник: https://mediaryazan.ru/news/detail/504127.html
Источник: https://mediaryazan.ru/news/detail/504127.html

Все эти примеры — элементы единой системы, направленной на укрепление технологического суверенитета страны.

С 2022 года ФРП заметно увеличил поддержку производителей рельсового подвижного состава.

Только за два последних года было профинансировано более половины от всех реализованных в отрасли проектов, что говорит о системном подходе и понимании важности задачи.