Найти в Дзене
МОЁ! Online. Воронеж

Психиатр Вера Рыкова объяснила, почему здоровый человек считает себя тяжело больным

Оглавление
   Фото: сгенерировано ии
Фото: сгенерировано ии

Разбираемся, почему развиваются панические атаки

Продолжаем публиковать беседу с психиатром Верой Рыковой. Что такое весеннее и осеннее обострение, читайте здесь. А какими расстройствами чаще всего страдают воронежцы, можно узнать по ссылке.

«Виноваты родители» — самый примитивный постулат

— Вера Леонидовна, а какую роль в формировании психических отклонений играют родители и воспитание?

— Как шутят психиатры, «какими бы замечательными родителями вы ни были, вашему ребёнку всё равно найдётся что сказать своему психотерапевту». Большинство наших проблем и правда из детства.

И в то же время постулат о том, что во всём виноваты родители, можно назвать самым примитивным в психологии.

Смотрите — теперь-то вы взрослый. Подумайте о том, что родители могли вложить только то, что могли, насколько хватало их умственных способностей, их ресурсов. Они вкладывали в вас то, что в своё время вложили в них. Если теперь у вас есть информация, если у вас есть специальное образование, если у вас есть возможность почитать специальную литературу и обратиться к специалисту, тогда и возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Никогда не поздно начать её исправлять.

Почему здоровый человек считает себя тяжело больным

— Мы часто слышим термин «психосоматика». Что это? Чем вызваны подобные состояния?

— Как говорил один мой коллега, «психиатр — это предпоследний доктор, к которому попадает человек». Последний, сами понимаете, патологоанатом. С психосоматическими состояниями к нам попадают те, кто обошёл уже всех специалистов. Они жалуются на боли в сердце, головокружение, затруднённое дыхание… Но выясняется, что эти люди физически здоровы. Это и есть психосоматика.

— А чем здесь может помочь психиатр?

— Да, человек приходит с жалобой именно на физическое самочувствие. Но когда с ним начинаешь разговаривать, то, возможно, не на первой и даже не на второй встрече, но многое выясняется. Что, к примеру, проблемы с сердцем вызваны неблагоприятными жизненными событиями. Наша задача — изменить отношение человека к этим событиям, направить реку в нужное русло.

— Расскажите, по каким причинам развиваются панические атаки?

— Довольно часто мои пациенты с порога ставят себе сами диагноз «паническое расстройство». Честно говоря, порой после этого хочется застрелиться. Ведь зачастую за паническую атаку принимают вегетативные реакции, возникшие в ответ на неблагоприятный фактор.

Если у вас состоялся очень неприятный разговор, совершенно естественно, что у вас будет учащённое сердцебиение, подскочит давление, вам будет не хватать воздуха. Но это не паническая атака. Произошёл выброс гормонов стресса — адреналина и кортизола. И как следствие — вегетативная реакция. Панические атаки — более длительные, более тяжёлые. И как правило, возникают внезапно, среди полного благополучия.

И у них более серьёзные причины. Расскажу о реальном клиническом случае. После напряжённой работы человек ушёл в отпуск. Отдыхает, всё хорошо. И вдруг в подземном переходе у него возникает паническая атака. Выяснилось, что два года назад имела место неприятная ситуация, возможно, даже с угрозой жизни — в переходе напали и отняли сумку. И вроде бы всё это успело забыться. Однако вот так неожиданно вернулось. Затем ещё раз, также в переходе. А дальше уже при виде перехода ноги туда не шли. Вот такая повторяемость триггеров приводит к избегающему поведению.

— Когда общаетесь с пациентом, вы перед собой видите личность или в первую очередь всё же диагноз?

— Конечно же, личность. В противном случае я никак не помогу человеку. Однако через себя ничего не пропускаю. Так можно только угробить себя, а помочь не получится. Многим кажется, что можно как-то переложить свою проблему на психотерапевта, и тот понесёт её дальше. Но на самом деле очень важно, чтобы пациент стал союзником врача в борьбе с болезнью. Поэтому всегда настраиваю пациентов: «Теперь нас двое против вашего недуга».

«Чужая жизнь — как герань на подоконнике»

— Вера Леонидовна, сейчас часто можно встретить культ эго: «Ты самый лучший, у тебя всё должно быть хорошо, тебя должны постоянно видеть в социальных сетях — на большом празднике, в путешествии». А есть ещё блогеры, которые раздают советы. И чувствуют себя абсолютно всемогущими, абсолютно успешными, абсолютно непогрешимыми. И совсем не приемлют критику. Не является ли это какой-то обратной стороной таких же расстройств?

— Знаете, чужая жизнь, она же всегда как герань на подоконнике. Идём по улице, видим — умиляемся. Но мы же не знаем, что на самом деле происходит за шторами. И что происходит за картинками в соцсетях.

Красивые картинки могут вызвать некое расстройство у обычного человека, который видит в соцсетях, как всё «успешно» у других. Он думает: «Там всё так здорово, а я не в порядке». Пожалуйста, перенесите фокус на себя. Займитесь собой и своей жизнью. Настоящая любовь к себе ничего не имеет общего с эгоизмом, того хуже — с эгоцентризмом. Человек, любящий себя, живёт так, как он хочет.

А эгоист хочет, чтобы все другие жили так, как хочется ему. То, что вы сейчас и сказали: «Я вас буду учить жить и ещё на этом и заработаю». Вот это и называется эгоцентризм.