Молодые люди во всем мире переживают беспрецедентный кризис отчаяния, пишет цифровой журнал идей, философии и культуры Aeon. Этот кризис характеризуется низким уровнем счастья и плохим психическим здоровьем среди молодежи.
Звучит не очень, но автор статьи — Кэрол Грэм, одна из основоположников науки об измерении благополучия, — предлагает способ разрешения этого кризиса.
Обычно в молодежном кризисе винят цифровизацию и пандемию, но причины лежат глубже, считает Грэм: это, в первую очередь, неопределенность будущего, с которой сталкивается молодежь из-за быстро меняющегося рынка труда, требующего более сложных навыков, из-за крайней политической поляризацией и обилия дезинформации, из-за стремительного изменения климата и упадка некоторых социальных институтов.
Кризис несчастья среди молодежи, уже настолько ощутим, что его можно измерить. Во-первых U-образная кривая счастья больше не актуальна: раньше низшая точка — самый низкий уровень счастья — приходилась на средний возраст, а молодые и пожилые люди были более счастливыми. Теперь же кривая превратилась в восходящую прямую линию: самый низкий уровень счастья теперь наблюдается в группе 18–34-летних, самый высокий — у людей старше 55 лет.
Во-вторых, уже наглядно видно, что среди молодежи растет число самоубийств, а также смертей от наркотиков и алкоголя. Также, если раньше это была в основном проблема людей среднего возраста, то теперь, скорее, людей 18–25 лет.
Этот кризис отражает «отсутствие надежды на будущее у целого поколения во многих странах, что указывает на масштабный системный сбой», пишет Грэм. При этом ее исследования показывают, что надежда — ключевой фактор, влияющий на здоровье и продолжительность жизни, продуктивность, уровень образования и стабильность социальных отношений. В этом плане надежда даже важнее, чем текущий уровень благополучия, потому что она предполагает наличие путей для улучшения жизни в будущем. Люди, у которых есть надежда, с большей вероятностью будут инвестировать в свое будущее, а также избегать рискованного поведения, которое может ему навредить.
Грэм считает, что вернуть надежду молодежи можно путем решения ключевой проблемы — помочь молодым людям справиться с неуверенностью в том, что они смогут найти работу, которая позволит им содержать себя, семью и вести достойную жизнь. И ключевую роль в этом имеет доступность образования, инновационные подходы к нему, различные курсы, позволяющие молодежи осваивать новые навыки на непростом рынке труда. Особенно важными сейчас становятся финансовая грамотность и коммуникативные навыки — при этом ни то, ни другое не изучается и не практикуется ни в школах, ни в вузах. Например, Грэм призывает к возрождению дискуссионных клубов в школах.
И второй важный момент в преодолении кризиса — это наставничество, считает Грэм. Молодые люди, по ее мнению, в условиях неопределенности нуждаются в наставниках, которые могли бы поддержать в непростых ситуациях, направить, помочь справиться с потрясениями. Она призывает взрослых помочь молодежи «поверить в то, что будущее будет лучше».
Молодые люди охвачены отчаянием и тревогой и отстраняются от общества, заключает Грэм. Возвращение надежды — не решение всех проблем, но важный шаг на пути к преодолению кризиса, считает она.
#хэппиномика #самочувствие @forbes_young