Формирование эмоционально-волевой сферы – одна из ключевых задач развития ребёнка. Под этим понимается способность управлять своими эмоциями, регулировать поведение, принимать правила и доводить начатое до конца.
Интересно, что один из лучших инструментов для тренировки эмоционально-волевой сферы – игра. Причём не только подвижная, но и настольная.
Почему проигрыш так важен?
В жизни ребёнок неизбежно сталкивается с ситуациями, где не всё складывается так, как ему хочется. Способность справляться с фрустрацией, выдерживать разочарование и находить силы двигаться дальше – это важнейший навык устойчивости психики.
Настольная игра даёт ребёнку безопасную модель ситуации проигрыша: здесь можно испытать обиду или злость, но последствия минимальны. Это «репетиция жизни» в щадящей форме.
Чему ребёнок учится через проигрыш?
- Принимать правила
В игре нельзя менять условия под себя – это тренирует уважение к границам. - Справляться с эмоциями
Испытывать обиду или злость естественно. Но рядом взрослый, который помогает назвать чувство и прожить его. - Не сдаваться после неудачи
Даже проиграв один раз, ребёнок может попробовать снова. Так формируется стойкость. - Эмпатия
Ребёнок видит радость победителя и учится сопереживать, уважать чувства других.
Что происходит в мозге при победе и проигрыше?
Эмоциональные переживания в игре напрямую связаны с работой системы нейромедиаторов:
🔸Победа активирует систему вознаграждения: повышается уровень дофамина (связан с удовольствием, мотивацией и ожиданием награды). Также задействуется серотонин, который участвует в регуляции настроения и снижении тревожности. В результате ребёнок испытывает радость, удовлетворение и желание повторить успех.
🔸 Проигрыш вызывает снижение дофаминовой активности, а в некоторых случаях может сопровождаться повышением уровня кортизола (гормона стресса). Это проявляется в обиде, злости или слезах.
Именно поэтому так важно, чтобы взрослый помог ребёнку не застрять в неприятных эмоциях, а превратить их в опыт — обсудить ситуацию и предложить попробовать снова.
Как помочь ребёнку справиться с проигрышем?
🔹 Признайте эмоции. Вместо «не плачь» лучше сказать: «Я вижу, тебе обидно. Ты хотел победить». Это помогает ребёнку почувствовать поддержку.
🔹 Покажите личный пример. Если взрослый сам реагирует спокойно на проигрыш, ребёнок усваивает модель поведения.
🔹 Перенаправьте внимание. Обсудите, что в игре получилось хорошо: «Ты быстро нашёл правильный ход», «У тебя была отличная стратегия».
🔹 Предложите повторить. Дайте шанс попробовать ещё раз: «Хочешь сыграем снова?» Это формирует мотивацию и устойчивость.
🔹 Используйте кооперативные игры. В них проигрыш или победа переживаются всей командой и ребёнку проще переносить разочарование.
🔹 Разделите эмоции. Иногда полезно рассказать: «Я тоже расстраиваюсь, когда проигрываю. Но это даёт мне повод попробовать ещё».
Эмоционально-волевая сфера формируется в конкретных ситуациях взаимодействия. Настольные игры создают уникальную среду, где ребёнок учится принимать правила, справляться с разочарованием и уважать других.
Проигрыш становится не травмой, а опытом, который готовит к реальной жизни. А рядом взрослый помогает превратить бурю эмоций в шаг к развитию устойчивости, самоконтроля и зрелости.
Ирина Швырёва, нейропсихолог центра "Пластичность"