Postimees | Эстония
Отключение Эстонии от российской электросети вызвало в стране серьезные проблемы, пишет публицист Валерий Сайковский в Postimees. Теперь прибалтийское государство вынуждено платить высокую цену за поддержание нужной частоты и терпеть политиков, с помпой разыгрывающих "энергетическую карту".
Валерий Сайковский
После праздника новой синхронизации 9 февраля 2025 года наступили будни. В ходе подготовки эстонской энергосистемы к этому этапу я писал, что мы будем подключены к системе с более высокими требованиями к качеству энергии и иными принципами функционирования.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Эксперты никогда не скрывали: реальная стоимость поддержания частоты может оказаться выше ожидаемой. Одной из унаследованных советских привычек остается стремление "сдать проект к конкретной дате", после которой наступает расслабление и следующий этап часто получает недостаточно внимания.
Мне неоднократно приходилось объяснять важность наличия резерва мощности для поддержания стабильной частоты в электросистеме при новой синхронизации. Часть потребностей должна покрывать станция регулирования частоты в Аувере, подготовленная к такому режиму и сертифицированная перед переключением.
Если этого окажется мало, то по правилам биржи Nordpool необходимо быстро принять решение — у кого и по какой цене купить. Для более серьезных проблем требуется наличие "горячего резерва" — оборудования на холостом ходу, полностью готового к работе, но не производящего энергию в данный момент. Такой режим стоит дорого и требует специального оборудования, компенсирующего переходные процессы при смене режимов работы.
Стоимость использования такого оборудования заранее спрогнозировать невозможно. Она зависит от множества факторов: от средней температуры зимой до наличия проблем с перетоками электроэнергии между Финляндией и Швецией, влияющих на Estlink 2.
Свежий пример: 1 сентября утром поступило сообщение о проблемах на станции конвертации в Финляндии, где переменный ток преобразуется в постоянный и обратно. Даже снежная зима в Скандинавии или ее отсутствие отражаются на нас — через объемы гидрогенерации у северных соседей.
Со временем, по мере работы в измененной системе, накопится опыт и главное — статистика по необходимым резервам, взаимодействию с партнерами и управлению более сложной конфигурацией региональных сетей. Но на старте прогнозировать приходится почти "пальцем в небо". Ошибки в этой ситуации неизбежны.
Среднесрочные проблемы и их решения
Возобновляемая энергия неоднозначно вписывается в требования по резервам: она обычно слишком медленно включается в случае проблем. Enefit Green недавно объявила о запуске солнечной станции в Сопи с возможностью регулирования, но ее мощность 74 МВт на фоне пиковых нагрузок в Эстонии 1300-1700 МВт — лишь ограниченный вклад.
Перспективным выглядит проект гидроаккумулирующей станции в районе Пакри, которая сможет регулировать мощность до 500 МВт и обеспечивать стабильность работы, включая оборонные объекты в Палдиски. По оценке местных властей, проект принесет до 2 млрд евро инвестиций за 10 лет.
Также начато строительство морского кабеля Estlink 3, и после его завершения ситуация с получением энергии "с севера" улучшится.
У политиков всегда виноваты оппоненты
В 2019 году поспешили отказаться от сланцевой генерации, и страна раньше времени стала импортером энергии, что усилило зависимость от транзита. Позже часть мощностей вернули. Многие критикуемые сегодня проблемы берут начало именно тогда: в тот период у власти была нынешняя оппозиция (министром энергетики был Таави Аас, представлявший в то время центристов).
О проблемах со стоимостью резерва для соблюдения частоты я впервые услышал почему-то из политических новостей. Оппозиция сразу же подняла шум, будто коалиция украла у них почти 50 миллионов евро и тратит в личных целях. На деле речь шла о том, что первый год работы в новых условиях дал прогноз с большим отклонением от ожиданий.
Причем прогноз составляется для нескольких стран региона и требует распределения расходов между ними, а также между категориями потребителей. Но в предвыборный период все хотят предстать "защитниками народа".
Важно понимать: многие решения и расчеты исходят не от наших энергетиков и зависят от внешних факторов. Переводить стрелки на оппонентов в такой ситуации — показатель политической незрелости и непонимания процесса принятия решений в энергетике. Даже будь оппозиция сейчас у власти, прогнозы остались бы прежними.
Кстати, часть проблем этого года могла быть связана и с аномально жарким летом — в Южной Европе оно даже привело к блэкаутам.
Создание искусственного напряжения
Наша экономика вступила в период сложных решений в области энергетики. Ситуацию необходимо честно и доступно объяснять потребителям. Качество прогнозов и принимаемых на их основе решений повышается, если это происходит в спокойной обстановке, без политических манипуляций и нагнетания.
Когда же политики создают искусственное напряжение, они сами становятся причиной непрофессиональных решений. Специалистам тогда проще прогнозировать "с запасом" и перекладывать ответственность в будущее. Но избыточные резервы означают лишние расходы, которые заранее закладываются в цену энергии.