Найти в Дзене
Navygaming Channel

"... какой мир хотим мы получить, возвратившись с войны?..."/03-05-02/ Люди

Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "..это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой." И кто мы такие, чтобы не
согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков? Продолжение, предыдущая глава - ВОТ ГДЕ, и ВОТ ТУТ, и ЗДЕСЬ. А еще ВОТ ГДЕ, и конечно ТУТ ВОТ. И вот ГДЕ, а еще - ВОТ ГДЕ Окончание. ...Если я выбрал для своих заметок старшину, матроса пер­вого класса и сигнальщика, это вовсе не значит, что они единственные, избранные, а остальные не достойны и упо­минания. Я вовсе не стремился написать некий каталог или переписать целиком весь список личного состава. Несом­ненно, на корабле не мало и других людей, к
Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "..это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой." И кто мы такие, чтобы не
согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков?

Продолжение, предыдущая глава - ВОТ ГДЕ, и ВОТ ТУТ, и ЗДЕСЬ. А еще ВОТ ГДЕ, и конечно ТУТ ВОТ. И вот ГДЕ, а еще - ВОТ ГДЕ

Окончание.

...Если я выбрал для своих заметок старшину, матроса пер­вого класса и сигнальщика, это вовсе не значит, что они единственные, избранные, а остальные не достойны и упо­минания. Я вовсе не стремился написать некий каталог или переписать целиком весь список личного состава. Несом­ненно, на корабле не мало и других людей, которые с успе­хом работают и без которых он не может существовать. Ничуть не меньше роль матросов машинного отделения и кочегаров, которые не бросаются в глаза, но по значимости не уступают никому из команды. Я опустил телеграфистов и отдел кодирования, которые тоже не на виду и выпол­няют труд невыносимо однообразный, но жизненно-важ­ный для эффективной работы корабля в боевых условиях и в любых других ситуациях. И когда я говорю об этих скромных «невидимках», я не хочу приуменьшить их вклад в жизнь корабля.

Канадский корвет «Кеногами» на верфи после спуска на воду на этапе достройки
Канадский корвет «Кеногами» на верфи после спуска на воду на этапе достройки

Так нельзя оставить в стороне заботу стюардов кают-компании. Хороший стюард обеспечивает занятым на из­матывающих вахтах офицерам необходимый минимум ком­форта, что позволяет им полностью сосредоточиться на сво­их задачах и не заниматься мелочами, так много значащими в повседневной жизни. Я встречал людей, которые готовы спорить с подобной точкой зрения, относя офицеров к «привилегированному классу», ведущему «роскошную жизнь», но я утверждаю, что офицер, который несет огромную ответственность за корабль, достоин того, чтобы освободиться от остальных забот и беспокойств.

Рассматривая жизнь в море со своей колокольни, я, на­хожу все сказанное весьма важным и подчеркиваю, что в этом состоит в известной мере счастье морской службы. Мой вестовой делал очень много для создания комфорта и тем самым моего хорошего самочувствия в море; он был всегда под рукой, в нужный момент наливая чашку чая или мгновенно отыскивая шарф или галстук, когда в них была срочная нужда, причем всегда все было выглаженным и аккуратным. Он окружил меня поистине домашней забо­той, и я чувствовал себя в каюте по-домашнему непринуж­деннее Меня особенно трогала его забота в гавани, когда он доставал для меня что-то особенно вкусное, заботясь, слов­но о принцессе, и тем в какой-то мере возмещая отсутствие семьи. Отмечу, что он был холостяком, а это обычно доволь­но застенчивый сорт людей, отличающихся большой при­вязанностью и усердием.

Корвет «Ориллиа» после спуска на воду на этапе достройки на верфи Коллингвуда
Корвет «Ориллиа» после спуска на воду на этапе достройки на верфи Коллингвуда

Если кто-то думает, что быть стюардом на флоте - не мужская работа, советую ему поразмышлять поглубже. А еще лучше - наняться на корабль и попытаться подать горячий обед для шести офицеров в разгар шторма, пере­барывая собственную морскую болезнь и страшную качку, задыхаясь в жаре буфетной, и в таких невыносимых ус­ловиях создавая комфорт для других. Воистину для подоб­ного дела необходим именно мужчина, который может одолеть все трудности.

Таковы некоторые из людей, которые служат и выходят в море на корветах. Они настоящие моряки, наряду с моря­ками торгового флота. В ходе войны они совершили рабо­ту, которую невозможно измерить ни деньгами, ни медаля­ми - они отдали флоту все лучшее, на что были способны.

Австралийский эсминец «Низам» идет в море
Австралийский эсминец «Низам» идет в море

Когда война закончилась, подавляющее большинство из них возвратилось к мирной жизни. В регулярных частях Королевского флота тоже неизбежны были сокращения. Эти люди отличались в войне столь высокими заслугами, что по ее окончании, несомненно, получили право предъ­явить свой счет. Получат ли они справедливую оплату или им уготовано место где-то на задворках? Давайте отбросим пока справедливость и честность и сузим вопрос до уровня чисто национального эгоизма. Ведь эти люди однажды снова могут стать совершенно необходимыми. Поэтому, возникнет в них снова нужда или нет, надо всегда помнить, что уже доказанная ими верность, преданность и любовь к Отечеству есть национальное достояние, которое должно быть награждено и отмечено выше всего остального. Мож­но смело сказать, что преданность и честность будут приносить ДОХОД, который мы однажды подсчитаем, и убе­димся, что обладаем сокровищем.

Если же мы окажемся неплатежеспособними обманщи­ками, если повернемся к ним спиной, мы сами же попадем в западню, едва изменит ход колесо истории.

Эсминец «Низам» входит в Александрию с войсками, эвакуированными с Крита
Эсминец «Низам» входит в Александрию с войсками, эвакуированными с Крита

Мы уже теперь должны это осознать по собственному горькому опыту. Забастовки шахтеров и докеров - часть этого горького опыта, прогулы и расхлябанность - его дру­гая часть. Я ненавижу забастовки военного времени; счи­таю нелепостью, что это оружие изъято у военнослужащих поставлено в руках всех остальных. Но ей-богу не трудно понять, чем обернутся эти забастовки. Суть этого лучше всего выражает пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Многие из тех, кто теперь бастует, испытали перед войной невыносимые муки - с ними обращались как с отбросами - это были безработные, которых попросту сгребли и убрали с дороги. Вот причина, почему они не научились любить свою страну.

Теперь в годы войны, они обрели силу и опираются на нее, чтобы свести счеты с обществом. Разумеется, это вовсе никакой не патриотизм (система, которая довела их до нищеты, не могла воспитать патриотизма), это даже не здра­вый смысл, но это особенность человеческой натуры. Их довод кажется им кристально-ясным: почему они должны прислушиваться к обращениям, взывающим к их лучшим чувствам теперь, и почему они не видели такого внимания к себе в худшие годы между войнами, когда на них никто не обращал внимания? И самом деле, почему они должны обратиться сейчас к лучшим чувствам? Ведь они работают там же, где работа­ли и в мирное время, где от них никогда не требовалось ни храбрости, ни самоотверженности; поэтому они и прибе­гают к тактике мирного времени, едва на пути попадает возможность «улучшить» собственное положение.

Команда британского корабля празднует победу над Германией во время стоянки в Бирме
Команда британского корабля празднует победу над Германией во время стоянки в Бирме

Здесь следует особо отметить моряков торгового флота, которые сумели возвыситься над несправедливостями, преследовавшими их и мирное время, и показали своей истинное великодушие. Их доблесть и возвышенный дух можно уподобить углям в костре, разгоревшимся под злобным ветром. Ни с одним классом в Британии не обращались более жестоко и пренебрежительно, чем с торговыми мо­ряками в тридцатые годы, и ни один класс не забыл такой несправедливости быстрее них, когда раздался призыв к боевым действиям.

Собираемся ли мы в этот раз поступить разумнее и лучше? Собираемся ли мы усовершенствовать общество, где конкурирующие индивидуальные и национальные силы сцепились друг с другом подобно стае гиен, устраивая жес­токие битвы, в которых проигравшим всегда выходит про­стой человек, где презираются человеческие ценности и где слабейший приперт к стенке. И даже там, у стенки, не де­рут ли с него самую высокую плату за то место, где он сто­ит? Здесь есть признаки надежды, но я знаю, здесь есть и другие показатели, которые свидетельствуют, что мы не собираемся улучшать положение, что хотим усилить кон­куренцию до самых свирепых пределов, не заботясь о судьбе проигравших.

Команда австралийского корвета «Беналла» празднует рождество 1944 года
Команда австралийского корвета «Беналла» празднует рождество 1944 года

Короче говоря, есть весьма влиятельные люди (по край­ней мере, в сфере финансов), которых война не задела во­все, напротив, она послужила их чудовищному обогащению. Они отнюдь не собираются делать вклад в национальные интересы и продолжают разыгрывать одни и те же извест­ные карты. И морякам приходится переносить невзгоды за этих мерзавцев так же, как и за своих истинных соотечест­венников. Эти люди ожидают, что после войны Британия продолжит путь, прерванный войной, а это означает воз­вращение к депрессии тридцатых годов с ее бесполезными жертвами и массовой нищетой, где раздается лишь один громкий призыв - грабить.

Кто-нибудь знающий подробности и обладающий хоро­шей памятью, мог бы дать вам названия полудюжины фирм, ничего не сделавших во время войны, кроме скупки подер­жанных легковых автомобилей, которые в первые нищен­ские дни мира надеются продать с огромной прибылью. Эта гнусная операция зачастую прикрывается вызывающей отвращение фразой, от которой несет грязными помоями и мерзким очковтирательством: «Продайте ваш автомобиль и помогите фронту».

Корвет «Беналла» стоит около другого корабля
Корвет «Беналла» стоит около другого корабля

Эти фирмы ни в коей мере не помогают нашим военным усилиям, они просто занимаются выгодной для них скупкой с расчетом на будущее, когда галантные солдаты (храни их Бог) расчистят для них поле деятельности.

Ныне эти дельцы составляют привилегированный класс грызунов, но, несмотря на все богатства, они не перестают быть крысами. Они не одиноки, есть не мало иных игроков в игру с самыми разнообразными товарами, которые понадобятся по окончании войны – с подержанной мебелью, например. Сюда же можно отнести дурно пахнущие сделки с земельными участками под застройку и с участками, разбитыми бомбежкой, которые со временем принесут огромные доходы, будучи не чем иным, как грабежом в самой циничной форме.

Такой мир хотим мы получить, возвратившись с войны? Неужели это и есть благодатное будущее? Тогда лучше было бы сразу же сдаться без борьбы.

Ведь все это значит, что наши мрачноватые шутки в кают-компании о занятиях после войны - насчет торгов­ли с лотка спичками, копировальной бумагой и ластиками, насчет покупки куриных ферм и торговли пылесосами - все эти невеселые выдумки не собираются оставаться в об­ласти шуток. Они вполне могут стать реальностью. Появят­ся миллионы безработных, которые отнесут в ломбард свои медали, уэльские минеры окажутся в сточных канавах Лон­дона, появятся шарманщики с людьми, исполняющими для публики роль затюканных обезьян. Если мы не улучшим этот вызывающий ужас прогресс, мы можем предсказать его развитие во всех деталях. Ведь существует печать нищеты, которую мы не раз ставили в разные годы на разные слои общества. Некоторые люди действуют так, чтобы вновь обратиться к этой печати, к этому штампу, словно нет иного выбора.

Вид на канадский корвет «Сноубэрри» с другого корабля
Вид на канадский корвет «Сноубэрри» с другого корабля

А другой выбор есть, вернее, должен быть, и мы не хотим сдаваться, потому что мы надеемся на лучшее и полны решимости получить его. Возможно, надеются только некоторые из нас, возможно, лишь несколько человек, но и их достаточно, чтобы вызвать вспышку идеи, рожденной во время войны, - идеи дружбы и взаимопомощи, силу которых показали военные годы. Мы собираемся добиться улучшения жизни, и у моло­дежи вооруженных сил есть такое коллективное желание.

Армия не имеет достаточно широкого опыта, а моряки приобрели решительность, которая пригодится в любой сфере жизни. «Несколько человек, которым многие обя­заны столь многим» могут с уверенностью выполнить свой долг.

Новый мир, по нашему мнению, не будет основываться на деньгах как главной силе движения, он гораздо больше будет нуждаться в великодушии, взаимопонимании и в не­прерывном служении, необходимом для человеческого блага.

Вид на канадский корвет «Вудсток» с другого корабля
Вид на канадский корвет «Вудсток» с другого корабля

Он будет нуждаться в социальной совести, охваты­вающей все слои общества. Несмотря на все отрицатель­ное, война дала доказательства того, что подобный подход возможен. И если мы сможем перенести достижения в об­ласти человеческих отношений, возникшие в годы войны, на мирное время, мы обретем высокие надежды на будущее....

Ссылка на ОКОНЧАНИЕ - ЗДЕСЬ.

PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).