Найти в Дзене
Navygaming Channel

«...Я слышал, в вас едва не угодила бомба в восемь тысяч фунтов...» /03-04-07/ Как это заслужить

Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой." И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков? Продолжение, предыдущая глава - ВОТ ГДЕ, и ВОТ ТУТ, и ЗДЕСЬ. А еще ВОТ ГДЕ, и конечно ТУТ ВОТ. ...Запомнились и другие происшествия, несправедливые удары судьбы, события, наносившие ущерб нам или сосе­дям. Однажды вышел из строя гирокомпас, причем не вне­запно, а предательски незаметно, введя в заблуждение стар­шину-рулевого и вахтенного офицера. В результате корабль отклонился от курса не менее, чем на 60 градусов. Только неожиданно появившийся очен
Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой."
И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков?

Продолжение, предыдущая глава - ВОТ ГДЕ, и ВОТ ТУТ, и ЗДЕСЬ. А еще ВОТ ГДЕ, и конечно ТУТ ВОТ.

...Запомнились и другие происшествия, несправедливые удары судьбы, события, наносившие ущерб нам или сосе­дям. Однажды вышел из строя гирокомпас, причем не вне­запно, а предательски незаметно, введя в заблуждение стар­шину-рулевого и вахтенного офицера. В результате корабль отклонился от курса не менее, чем на 60 градусов. Только неожиданно появившийся очень редкий буй, которого я сам никогда прежде не видел, а лишь слышал о нем, дал нам понять, что корабль блуждает в неведомых прос­торах.

Канадский корвет «Мэйфлауэр» у причала
Канадский корвет «Мэйфлауэр» у причала

Вспоминал и ночь, когда сломалось рулевое устройство, и мы несколько часов шли, выполняя утомительную опе­рацию, известную под названием «управление с помощью основных двигателей», когда один винт держит определен­ное число оборотов, а второй регулируется так, чтобы мож­но было контролировать отклонение корабля. В начале это даже интересно - нечто вроде игры в «ручеек», когда вы протискиваетесь в узкий проход между стоящими парами вслед за тем, кто вам нравится. Но в конце, доложу я вам...

Помню так же вид страшных последствий столкновения корвета и миноносца. Я рассматривал все детали повреж­дения корвета - кубрик, срезанный наполовину, битые тарелки, провода, висящие подобно выпущенным внутрен­ностям... Корвет представлял собой ужасающее зрелище - нос миноносца вошел в него так глубоко, что едва не вы­глядывал с другой стороны. Только исключительное присут­ствие духа вахтенного офицера, который включил сигнал тревоги за полминуты до столкновения, предотвратило че­ловеческие жертвы. Когда раздался сигнал, кубрик был полон спящих людей. Вспоминается и удрученное лицо капитана корвета, когда он рассказывал мне о случившемся. Он был неповинен в произошедшем, но этот вопрос представлялся наименее важным из всего события. Я суеверно постучал по дереву, когда увидел этот корвет. Было такое чувство, будто я потерял свой собственный корабль, столь же уязвимый и столь же любимый.

Поврежденный британский эскортный миноносец «Эридж»
Поврежденный британский эскортный миноносец «Эридж»

Одно обстоятельство не оставляло наш участок войны, как впрочем и любой другой и, возможно, это стоит отме­тать. Выше и ниже вдоль побережья то и дело погибали корабли, и нужно было подбирать оставшихся в живых. Казалось, тут едва ли возможно нечто особенное, и детали­зировать что-то не представлялось нужным, однако по­стоянно встречались случаи или достойные восхищения, или вызывавшие чувство крайней жалости; то какое-то исключительное увечье, то странный, неслыханный ужас постоянно напоминали, что тема кораблекрушений далеко не исчерпана.

Но было не мало событий, поднимавших настроение. Например, захват подбитых торпедных катеров противни­ка; или прибытие громадных конвоев, полных продоволь­ствия и военных материалов в таком же отличном состоя­нии, как и при их отправке с противоположного берега.

Время от времени разыгрывались великолепные цир­ковые представления - ночные атаки с участием минных тральщиков, сторожевых кораблей, корветов, миноносцев, катеров и канонерок. Все они окружали сбившиеся в кучу, поврежденные немецкие торпедные катера, а тем време­нем юркий спасательный катер ВВС, словно собачонка, протискивающаяся между ногами, пытался стянуть у нем­цев добычу для своих летчиков.

Весьма захватывающее и вдохновляющее зрелище пред­ложили нам однажды после обеда наши военно-воздушные силы, открывшие огонь по немецкому самолету-разведчи­ку, появившемуся со стороны моря на такой высоте, что он был почти незаметен, но его выдала полоса пара, протянув­шаяся за ним. Едва он пересек береговую линию, тотчас появились еще две полосы - это пошли на перехват бри­танские самолеты. Вражеский самолет резко повернул в сторону, наши отрезали ему путь к отступлению - их ин­версионные хвосты утолщались, когда они увеличивали скорость; три полосы сошлись в одной точке, скрестились, и вдруг там возникла вспышка оранжевого пламени, после чего вражеский разведчик стал падать, кувыркаясь и пово­рачиваясь, вырастая в размерах, пока не обрел очертаний самолета «Дорнье» и не упал, наконец, в море перед нами, снова превратившись в дым и пар.

Немецкий самолет Дорнье Do-17
Немецкий самолет Дорнье Do-17

Происходили и другие события, придававшие разно­образие нашей жизни и работе. Иногда, когда не ожидалось ничего особенного, мы брали в рейс пассажиров, например, офицеров ВВС, чей бесподобный сленг весьма оживлял разговоры в кают-компании. И уже спустя несколько дней мы все совершенно свободно бросались словечками, вроде «чернота» (сногсшибательная ошибка), «связка» (скучный, тупой тип), «подбиться» (сказать невпопад, совершить ава­рийную посадку).

Гардемарин, передавая вахту, выпалил однажды: «Крепче держи безделье, прочнее стой на ватных ногах...» Я нисколь­ко не возражал против этого, но позднее не мог одобрить его выражение «шикарные панталончики», примененное к очаровательной молодой даме из моего окружения. Воз­можно, для пущего разнообразия наши гости оказывались офицерами разведки, которых мы окрестили «полномоч­ными шпиками» и обильно снабжали беззаботно выбол­танной очень красочной информацией. По возвращении в свою контору они без труда могли оценить ее как несус­ветную чушь и ложь. Но кем бы они ни были, мы всегда с радостью их приглашали - новые лица и голоса всегда были приятны в узком мирке на борту.

Покрытый льдом канадский корвет «Римауски» у причала в порту Сент-Джонс
Покрытый льдом канадский корвет «Римауски» у причала в порту Сент-Джонс

Однажды нам неожиданно выпали короткие каникулы между рейсами, которые мы провели в редко посещаемом порту Нортерн. Пятидневную передышку мы заполнили покраской корабля, надраиванием каждой медяшки и в результате появились в гавани, словно только что вылу­пившаяся из кокона бабочка, ослепили всю флотилию и вызвали поток ревнивых и завистливых сигналов.

Случалось, когда не было никаких «оперативных» зада­ний, мы выходили на стрельбы с миноносцами и играли смиренную роль, следуя за ними, словно хорошо натаскан­ный терьер, и кое-когда получая право на выстрел по полу­разбитой мишени.

Больше привлекательности было в маневрах нашей соб­ственной флотилии, когда пять или шесть корветов отправ­лялись в море, где показывали чудеса перестроения, неко­торые из них даже занесены в Книгу сигналов флота, а дру­гие, как терпеливо объяснял старшина-сигнальщик, там не значатся и никогда туда не попадут. Но это, во всяком слу­чае, было всего лишь семейным делом, и сигнал: «Винге­ру» покинуть позицию», который поднял старший офицер, был не более чем отеческим нагоняем, произведенным боль­ше с сожалением, чем со злостью, и эту суть почувствовал каждый из находившихся на мостике.

Конвой под бомбами
Конвой под бомбами

В заключение хочу отметить событие, самой судьбой предназначенное, для того чтобы держать нас в постоян­ной настороженности, не переступая, однако, за порог су­масшедшего дома - это была совершенно непостижимая странность - авиабомба, которая едва не попала в нас во время средней вахты среди непроглядной ночной тьмы. Она появилась там, где ее совершенно нельзя было ожидать. Раздался резкий лязг металла, посыпался золотой дождь искр, после чего нас обдало грязной водой. Все заверши­лось негромким голосом первого лейтенанта, вслух раз­мышлявшего над вахтенным журналом, куда он записывал следующее: «Бомба среднего калибра упала в 30 яр­дах по носу с правого борта». Но чья бомба? В небе были только свои самолеты, и когда конвой открыл неприцель­ный огонь вверх, там появилось множество совершенно правильных ответных опознавательных вспышек, последо­вавших едва ли не с секундной отсрочкой. Подозрительно? Я предполагаю, что это мог быть вражеский самолет, сме­щавшийся с нашими уходившими бомбардировщиками. И все же я почему-то сомневался в этом. Сомнение разделяла команда корабля, которая считала, что это наш самолет, сбросивший свои бомбы (или как кратко выразился один матрос первого класса: «Одолела кровавая лень долетать до Берлина»). Но никто из нас не почувствовал себя хуже после случившегося, поскольку мы не понесли никакого урона - «если (слова моего рапорта) исключить незначи­тельное временное охлаждение некоторых межвойсковых отношений».

Матрос у 40-мм зенитной установки «Пом-пом» на борту корвета «Мэйфлауэр»
Матрос у 40-мм зенитной установки «Пом-пом» на борту корвета «Мэйфлауэр»

Кстати, это была не столь уж большая бомба, чтобы с нее начаться конфликту. Но (нарушая законы перспекти­вы) она обрела тенденцию делаться все больше по мере того, как удалялась во времени. Примерно двумя неделями поз­же кто-то сказал мне в Морском клубе: «Я слышал, в вас едва не угодила бомба в восемь тысяч фунтов...». Такого рода слухи пресечь нелегко, да и не стоит пре­секать. Я дал уклончивый ответ. Хотя в известном смысле он был, пожалуй, и не слишком уклончив.

Еще пример необоснованного слуха: «Говорят, ваши знакомые поставили условие – пока не получат экземпляр «Корвета с Восточного побережья», на сядут с вами за один стол». Но по большей части, как я уже сказал, работа была со­вершенно обыденной, не поражавшей воображение даже вышеупомянутыми мелкими событиями.

Тем не менее, никто из нас не имел права жаловаться - ведь мы пошли добровольцами, и поэтому должны были равно принимать, как однообразие и монотонность службы, так и боевые действия, причем даже любой выход в море оказывался уже участием в войне. Я не люблю войну, хотя если бы судьбе было угодно поставить меня на место моего младшего брата служить до самой смерти в Королевской артиллерии в Северной Африке, я, несомненно, стал бы сол­датом, хоть и не таким хорошим, как он. Но мне выпала удача попасть на флот, и все остальное - лишь следствие этого. Невозможно отрицать, что работа подчас так захва­тывала меня, что я сожалел, когда она завершилась. Отме­чу, что опыт мирной жизни, пожалуй, наполовину облег­чил укрепление дружбы, самоуважения и гордости, вторая половина которых выросла уже во время службы на корветах. Мне должно быть очень повезло, и вместе с тем по­везло всей Великобритании.

Британские моряки расчета счетверенной установки 40-мм зенитных пушек «Пом-пом» на борту эсминца «Келвин»
Британские моряки расчета счетверенной установки 40-мм зенитных пушек «Пом-пом» на борту эсминца «Келвин»

Наши чувства и наш опыт, сколько бы людей они ни охватили, конечно же, ни на дюйм не приближали нас к «оправданию» войны, то есть к восприятию ее как само­цели, но они существенно влияли на каждодневные дела, приближающие победу и конец войны. Я всем сердцем ненавижу войну и все ее злодеяния -она расточительна, она омрачает сознание, обманывает, лжет и зачастую бессмысленна. Однако служба на флоте не имела со всем этим ничего общего, и поскольку войну надо было каким-то образом пройти, флот открывал самый лучший путь для того, чтобы по нему проследовать.

Кроме того, этот самый путь оказался одним из самых быстрых. Там время летело так, что когда кто-то пытался назвать событие какого-то месяца даже в недавнем про­шлом, то мог не припомнить месяц - так быстро даты сти­рались в памяти.

Я принял командование кораблем ранней весной. Не­сколько рейсов вдоль берега, несколько отпусков, возник­новение полного доверия с командой - и вот уж наступила зима, в пятый раз за время войны и в четвертый за мою службу, зима - одно из самых сложных испытаний для ко­раблей и людей.

Корвет «Шавиниган» у причала
Корвет «Шавиниган» у причала

Но как последняя услада - перед ее началам мне присвоили звание лейтенанта-коммандера. С тех пор, как я всту­пил в командование кораблем, я не был слишком обеспо­коен своим медленным продвижением по ступеням воин­ских званий, но все же испытал удовольствие, оставив ряды «скончавшихся во младенчестве» (в них трагически много лейтенантов флота), и продвинулся к дистанции, достиг­нутой моими друзьями, которые имели звание полковника в авиации либо в пехоте....

Ссылка на продолжение - ЗДЕСЬ.

PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).