Найти в Дзене
Navygaming Channel

"...принять участие в ноч­ном военном учении совместно с силами береговой оборо­ны..." /03-04-03/ Как это заслужить

Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой." И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков? Продолжение, предыдущая глава - ЗДЕСЬ, и ТУТ, и ВОТ ГДЕ ...Покинув гавань, мы дошли за миноносцем с постоян­ной скоростью 25 узлов. Прошлым вечером я обедал с капитаном этого миноносца, и на мой прощаль­ный сигнал: «Не пейте нынешней ночью красного вина», он мрачно ответил: «Кровь будем пускать...» и мы, как обыч­но, вышли на боевые рубежи,)) Артиллерист устроил быст­рый смотр своей боевой части по зарядке орудии и при­целиванию, используя в качеств
Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой."
И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков?

Продолжение, предыдущая глава - ЗДЕСЬ, и ТУТ, и ВОТ ГДЕ

...Покинув гавань, мы дошли за миноносцем с постоян­ной скоростью 25 узлов. Прошлым вечером я обедал с капитаном этого миноносца, и на мой прощаль­ный сигнал: «Не пейте нынешней ночью красного вина», он мрачно ответил: «Кровь будем пускать...» и мы, как обыч­но, вышли на боевые рубежи,))

Канадский корвет «Китченер» на якорной стоянке
Канадский корвет «Китченер» на якорной стоянке

Артиллерист устроил быст­рый смотр своей боевой части по зарядке орудии и при­целиванию, используя в качестве цели перепугавшийся катер, а затем мы испытали наши пулеметы, стреляя трассирующими пулями в безопасном для кого-либо направле­нии. Сейчас было время, когда пушки и пулеметы могли заклиниваться, позднее это станет недопустимым. Вокруг сновало еще достаточно разных судов, которые держали меня на мостике до тех пор, пока мы не легли на наш курс: приходили и уходили минные тральщики; маленькие неза­висимого вида каботажные суда шли с такой скоростью, будто хотели обогнать сумерки; трио торпедных катеров растворилось во тьме противоположного берега.

Я радиро­вал их ведущему: «Удачи вам!», на что он ответил: «Благо­дарю. Больше полагаюсь на свое уменье».
Британский торпедный катер МТВ-378, 1942 год
Британский торпедный катер МТВ-378, 1942 год

Вскоре море опустело, и не оставалось ничего иного, кроме как идти, пока мы не достигли района патрулирова­ния. После тщательной оценки скорости, произведенной штурманом, я передал вахту первому номеру и спустился вниз покурить.

Так случилось, что этой ночью у нас было официальное задание. Поскольку на ум не пришло ни одного подходя­щего предлога, чтобы уклониться от него, пришлось в на­чале нашего патрулирования поиграть в «полицейских и воров» с флотилией канонерских лодок или, выражаясь более простым служебным слогом «принять участие в ноч­ном военном учении совместно с силами береговой оборо­ны с применением осветительных средств». Первое упраж­нение, которое я сделал и получил при этом немалое удо­вольствие, заключалось в том, что по предварительной договоренности канонерки удалились на недосягаемое для нас расстояние, перегруппировались и под разными углами пошли на нас в атаку. Мы выбрали тактику «уклонения от боя» с тем, чтобы разгадать их тактический прием; одно­временно я практиковался в быстром комментировании через мегафон того, что происходит для орудийных и пуле­метных расчетов.

Мы согласовали следующий порядок: когда мы определяли местонахождение канонерки и «открывали огонь», то направляли на нее сигнальный прожектор; когда же она приближалась к нам на расстояние, достаточное для пуска торпеды, она проделывала то же самое. О захватывающей силе учений свидетельствует то, что перед их концом весь горизонт оказался опоясанным мигающими огнями а в се­редине - наше собственное исполнение неистового соло на прожекторе... Но это было всего лишь увлекательной и в меру поучительной забавой, и я сожалел, когда пришло время завершить потешную битву, подвести итоги и вер­нуться к значительно более серьезным занятиям.

Британская канонерская лодка SGB-9, конец 1942 года
Британская канонерская лодка SGB-9, конец 1942 года

Наш патруль этой ночью не окупил даже потреблен­ного топлива и представлял собой, мне думается, чисто пре­дупредительную меру. Была одна случайная встреча с са­молетом, вероятно минным заградителем, который принял опознавательные сигналы, понял куда залетел и тут же ис­парился. Вот и все происшествия. В оставшееся время мы просто преданно и глупо как спаниели бороздили волны. Раз в северной части своего района мы встретили миноно­сец, который вечером выходил с нами из гавани. Так же, как мы, скучая от ничегонеделанья, он неистово вызвал нас, и мы с готовностью отвечали. После игры с канонерками я еще чувствовал прилив бдительности, но не находя ей при­менения, большую часть времени провел на мостике в раз­говорах с первым лейтенантом (который делил среднюю вахту с гардемарином). Заглянув в рубку, я застал послед­него за выполнением самой благородной части работы на вахте - завариванием какао; он следил, чтобы чашки вре­мя от времени наполнялись этим напитком.

Ближе к рассвету через наш район прошел длинный конвой, и все это время мы почтительно и мудро находи­лись в стороне. Наше укрытие было достаточно хорошим, и мы вовсе не хотели связываться более чем с полусотней торговцев, полных решимости вступить в бой. Дело в том, что мы выглядели ночью просто неясным пятном, то есть именно таким объектом, по которому они предпочитали от­крывать огонь.

Когда они хорошо нас разглядели, и мы были готовы снова погрузиться в спокойное времяпрепровождение, при­шло сообщение, включавшее нас в работу по поиску шлюп­ки, принадлежавшей ВВС и дрейфовавшей в восточной части района патрулирования. (Большинство наших бомбардировщиков пролетело раньше, а это, по-видимому, был один из тех, кому не повезло). Подойдя к предполагаемому месту, где могла находиться шлюпка, мы начали действовать обычным в таких случаях порядком – поиском по квадратам, постоянно расширяя площадь поиска. К охоте присоединился бесстрастный и неуклюжий «Валрус», ко­торый кружил в воздухе над теми же местами, время от вре­мени опускаясь к самой воде, стараясь получше разглядеть промелькнувшее внизу.

Гидросамолет Супермарин "Валрус"
Гидросамолет Супермарин "Валрус"

Никому из нас не везло, но вскоре поступило второе со­общение. Оказалось, что шлюпка со всей командой была подобрана спасательным катером дальше к северу. Мы ис­кренне порадовались этому, поскольку знали (или догады­вались), какие суровые испытания предстоит претерпеть экипажу бомбардировщика, оказавшемуся в открытом море.

К тому времени почти рассвело, восток зарделся блед­ным румянцем, море неуловимо и приятно для глаза пре­вратилось из черного в холодно-серое. Южнее нас прошло несколько минных тральщиков, которые сначала имели неопределенную форму, размытую ночной темнотой, но потом за несколько мгновений эта тьма сгустилась и приняла четкие очертания кораблей. Вероятно, и они радова­лись дневному свету и окончанию работы. Свет, разлившийся над гребнями волн и устремившийся к земле, казалось, способен разрешить все ночные загадки и ответить на все вопросы с полной ясностью.

В море каждый рассвет вызывает глубокое волнение, он никогда не оставляет равнодушным, сколько бы лет ни про­вел на морской службе, и не имеет значения, какие бы ужас­ные события при этом ни происходили. Он может быть со­всем непрекрасным, он может быть даже вовсе уродливым, но, благодаренье Богу, он всегда приносит облегчение. Он решает множество проблем - от определения местополо­жения до избежания столкновений или других неприятно­стей, он дает уверенность вместо предположений, прино­сит уравновешенность после риска. .

На этот раз он был довольно холодным, со слабым вет­ром, дующим с берега, и с волнами, неприветливо бьющими навстречу, когда мы повернули домой. Удовлетворенный тем, что здесь больше нечего делать (самое легкое решение, к которому можно прийти при сложившихся обстоятельствах), я спустился вниз, оставив на мостике штурмана, который мог догнать тральщики и пройти этот участок с завязанными глазами.

Канадский корвет «Китченер» идет в море
Канадский корвет «Китченер» идет в море

Сон, продолжавшийся не более часа, был прерван голо­сом из переговорной трубы: «Впереди довольно много транспортов, сэр». Вновь поднявшись на мостик, я увидел, что мы находимся недалеко от берега и столкнулись с обыч­ной проблемой, характерной при окончании работы для девяти патрулей из десяти. Гавань была закрыта, о чем не­оспоримо возвещал сигнал плавучего маяка; и она не от­кроется до тех пор, пока не протралят фарватер. Пройдя последнюю милю, мы обнаружили впереди настоящую пробку из тральщиков и судов каботажного плавания, ожи­дающих открытия гавани; некоторые из них стояли на яко­рях, другие занимали позицию, на которой их застал сиг­нал о закрытии порта.

Перед нами возникла проблема, вставать или нет на якорь. Ее решение зависело от трех факторов: что нам надо заправиться, когда мы войдем; что около нефтеналивного танкера было только два свободных якорных места; и что сразу же за нами тоже после патрулирования пришли два миноносца, которые жаждали побыстрее протиснуться впе­ред, благо имели большую скорость. Если мы встанем на якорь, а они нет, мы сами выведем из игры; если же мы при­мемся кружить возле плавучего маяка (может быть, час или дольше), пока они не перестанут домогаться первенства, мы можем выиграть время и войти раньше них, заявив о своих правах.

Если миноносцы начнут заправляться раньше, оставив нас дожидаться вблизи берега, мы потеряем уйму времени, сократив тем самым и без того короткое пребывание в гавани где нас ждало не мало дел, а в одиннадцать часов мы должны были вновь уйти к конвою. В этот раз я нетерпели­во ожидал очереди, переговариваясь с капитаном голланд­ского тральщика, (представленного мне предыдущей ночью как «автора голландской инициативы»), пока мне, наконец, все это не надоело, и я, оставив общее сборище, бросил якорь неподалеку. Было еще довольно рано, и не успели мы закре­пить якорь-цепь, а я помешать ложечкой свой чай, как флаг на плавучем маяке быстро опустился. И сразу же весь со­бравшийся здесь флот ожил: миноносцы ревели во все горло, проходя мимо. «Это несправедливо по отношению к кор­ветам», - подумал я, спешно поднимаясь на мостик и разражаясь стремительным потоком приказов - в машинное отделение, в якорную команду и к первому лейтенанту. Конечно это было пустой тратой времени, поскольку, ка­кую бы мы ни развили скорость, мы не смогли бы перегнать миноносцы, но это был способ дать выход накипевшему чувству.

Эскортный миноносец типа "Хант" - "Фарндейл"
Эскортный миноносец типа "Хант" - "Фарндейл"

Когда мы подошли к входу в гавань, миноносцы, (на­ходившиеся далеко впереди нас), подняли вымпелы, ука­зывавшие, какой причал они должны занять. Я позвал старшину сигнальщика и спросил:

-Думаю, оба идут к танкеру? Тот покачал головой. -Нет, сэр. Номер только у одного. Посмотрите, похоже, буй номер три.

Это действительно был буй номер три, который остав­лял для нас вакантным якорное место у танкера и тем со­хранял нам уйму времени. Положение в корне менялось, и завтрак после всего этого обещал быть отменным. Через считанные минуты первый лейтенант приказал команде «по местам стоять», приготовить швартовы и кранцы для под­хода к танкеру.

У меня была приличная практика швартовки к борту другого судна, но всякий раз условия так изменялись, что я никогда не чувствовал себя полностью уверенным, что предстоящий маневр завершится полным успехом. Если нет ветра и волн, то, конечно, вы в идеальных условиях, кото­рые позволяют с начала до конца как угодно маневриро­вать. Однако есть и другая ситуация - прилив или волны, бьющие в корму, и ветер, относящий корабль прочь от тан­кера или причальной стенки. Здесь все может случиться - от ободранной с борта краски до необходимости вставать в док на ремонт. В одном из подобных случаев я впервые в своей морской практике полностью потерпел крах пыта­ясь встать рядом с танкером. Мы подходили друг к другу все ближе, и наши позиции очень напоминали букву «T»; после трех попыток мне пришлось сдаться. Мало того, пытаясь уступить путь кораблю, которым командовал старший офицер, я пробил лапой моего якоря его носовую обшивку, показав пример искусной работы и исторгнув непрошеную слезу...

«Вот бы задать такое немцам!» - не­громко заметил матрос, стоявший внизу на палубе, когда мы бесславно возвращались назад.
Канадский корвет «Китченер» идет вдоль берега
Канадский корвет «Китченер» идет вдоль берега

Но тогда был воистину черный день после шторма и страшной усталости после конвоя. Обычно же операция эта представляет собой менее захватывающее зрелище и обхо­дится значительно дешевле. Когда она выполнена аккурат­но (как в настоящем случае), то отличается строгим сти­лем и благополучным концом.

Если в момент, когда подана команда: «Средний назад обе машины» корабль встает намертво строго параллельно к борту танкера и в нужном месте, то шланг с танкера пере­кидывается к топливной системе корабля, канаты крепят­ся к кнехтам и медленно выбираются брашпилем. Сжатая между кораблем и танкером вода злобно бурлит, волны бро­саются туда и сюда, возвращаясь назад, словно эхо в пеще­ре, однако фут за футом вода неуклонно сжимается до тех пор, пока совсем не исчезнет; борта судов касаются один другого, чуть расходятся и вновь касаются, и швартовка - хорошо или плохо - завершается.

Нынешним утром, когда заправка была закончена (на­перегонки с моей ванной и бритьем), мы прошли по гавани совсем немного к нашему бую. Было еще очень рано, и я постарался показать, что в такое время вовсе нет необходи­мости в сирене. А ведь так соблазнительно, когда вы, про­работав всю ночь, вошли в гавань, полную самодовольно спящих корветов (миноносцы, само собой разумеется, не спят никогда), разорвать тишину сиреной...

Ссылка на продолжение - ЗДЕСЬ.

PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).