Завершаем представление воспоминаний о службе на корветах британского королевского флота, автор которых решили поделиться своими мыслями о службе, о людях, о войне и послевоенной жизни. Как он сам сказал: "..это
книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38
ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен
целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все
они обусловлены окружающей обстановкой."
И вот автор подводит итоги.
Предыдущая глава - ЗДЕСЬ
...Я намеривался написать в этой главе о прошлой зиме на «Вингере», о боевых действиях, о феноменальных достижениях в артиллерийских дуэлях, которым способствовала погода. Но этому замыслу не суждено было сбыться по вине Адмиралтейства, которое ранней осенью взяло у меня «Вингер» и вместо него дало фрегат.
Было удивительно после семи месяцев командования корветом получить еще более значимую и сложную работу и еще больший корабль, и, вместе с тем, это был конец службы на корветах, длившейся три с четвертью года. За это время я вырос, окреп, полюбил корабли и не переставал восхищаться людьми, служившими на них. У меня и в мыслях не мелькало рассчитывать на новый этап работы в Северной Атлантике и на более мощный корабль, чем любой из тех, на которых я уже служил.
Таким образом, книга обретает значительный недостаток из-за отсутствия действия, подробно излагая лишь привилегии и тяготы командования и однообразие работы в эскорте конвоя. Я знаю, что отсутствие взрывов, кричащих персонажей и индейцев, протыкающих копьями железным настил палубы - это очень серьезный порок. Как сказал мои знакомый, прочитав первые наброски к книге: «Не думаете ли вы, что эти отрывки как раз то, что нужно для нашего времени?» И я решил поймать на этом свои шанс на успех в надежде, что, может быть, в другой раз (если придет этот другой раз) я смогу добиться необходимого стандарта качества. Командование фрегатом в Северной Атлантике вполне возможно, могло бы обеспечить соответствующий творческий фон.
Но каково бы ни было будущее, я никогда не забуду «Вингер» и мое первое, очень удачное и счастливое командование этим кораблем. Его маленькая модель, которую команда преподнесла мне при прощании (на церемонии, повергшей меня в смущение и замешательство и лишившей способности шутить), будет постоянно воскрешать в моей памяти великолепный корабль и его первоклассный экипаж.
Как я писал в письме к старшине, расположившись в лучшем лондонском отеле и выпив первую рюмку в честь начавшегося отпуска: «Это место значительно удобней, чем мостик «Вингера» в штормовую ночь, но мне не нравится, что люди здесь не тянут и на половину по сравнению с теми, что служат на «Вингере».
И даже выпив последнюю рюмку, я продолжал думать так же.
хххххх
Так завершил свою книгу "Три корвета" британский писатель, журналист, военный моряк и дипломат Николас Монсаррат. Именно от его имени шло повествование в этих трех частях и девятнадцати главах повествования. Убежденный пацифист с дипломом юриста, вынужденный работать журналистом и писателем до войны, он с началом Второй мировой оказался в армии санитаром, а затем его новых жизненный опыт в сочетании с опытом плавания на яхтах привел его добровольцем на королевский флот. И вот начав свою службу на корветах, охранявших конвои и побережье от подводных лодок, он закончил войну командиром фрегата.
Насколько мне известно, он так и не написал книгу про фрегат, по крайней мере в таком же стиле как эту книгу про корветы. Его новый роман, хорошо известный на Западе, и знакомый читателям и в нашей стране, "Жестокое море" тоже довольно захватывающий, но представляет собой больше художественное произведение, чем воспоминания о службе от своего лица. Кстати, с первых строк романа создается впечатление, что Н.Монсаррат и себя вывел в одном из героев произведения. Кстати, по роману сняли художественный фильм, который был удостоен нескольких номинаций BAFTA и «Оскара». Крайне неоднозначный фильм, но я соглашусь с одной оценкой, где было сказано, что британский фильм "Жестокое море" 1953 года лучше чем американский фильм "Грейхаунд" 2020 года - может потому что Т.Хэнкс (один из авторов сценария) не командовал корветами и фрегатами в ходе войны?
Соглашусь с оценкой фильма: «Жёсткий и чрезвычайно реалистично снятый британский фильм о войне, который не хочет кинонаград, но хочет подчеркнуть аутентичность показанных событий. Основанный на воспоминаниях британского военно-морского офицера, фильм пытается дать правдивую картину войны на море, не впадая в романтическое настроение морских приключений ... »
И считаю, что это заслуга в первую очередь автора романа - Николаса Монсаррата. Кстати, встречается даже упоминание, что это как бы антипод книги (фильма) "Лодка" Лотара-Гюнтера Буххайма ( Вольфганга Петерсена) - здесь противолодочники - там немецкие подводники.
Но это вторая книга автора, а мы познакомились только с первой. Но точно знаю - здесь не будет второй книги, она другая.
Для справки: Боевой путь Н.Монсаррата: август 1940 - декабрь 1941: Первый лейтенант корвета "Кампанула" (HMS "Campanula", корвет типа "Флауэр"); февраль 1942 - февраль 1943: Первый лейтенант, корвета "Гийемо" (HMS "Guillemot", корвет типа "Кингфишер"; март 1943 - октябрь 1943: командир корабля - корвета "Шиаруотер" (HMS "Shearwater", корвет типа "Кингфишер"); декабрь 1943 - март 1944: командир корабля - фрегата "Эттрик"(HMS "Ettrick", фрегат типа "Ривер"; апрель 1944 - декабрь 1944: командование фрегатом "Перим" (HMS "Perim", фрегат типа "Колонии", американская версия класса River); декабрь 1944 - июль 1945: Департамент военно-морской информации.
На этом закончим, продолжения больше не будет
PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).