Найти в Дзене
Navygaming Channel

«...Вот вы и забрались, дорогой мой, прямо на разминированный фарватер»... /03-04-05/ Как это заслужить

Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой." И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков? Продолжение, предыдущая глава - ВОТ ГДЕ, и ВОТ ТУТ, и ЗДЕСЬ Воздушное прикрытие конвоев Восточного побережья упрощало нашу задачу в течение всего прошлого года, и мы всегда были рады видеть наши самолеты - будь то «Спитфайры», кружившие над волнами, или «Уолдрусы», летя­щие на бреющем полете, или какие-нибудь американские самолеты с их собственными опознавательными знаками. На просторах Атлантики они оказали неоценимую помощь как наблюдатели и штурмо
Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой."
И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков?

Продолжение, предыдущая глава - ВОТ ГДЕ, и ВОТ ТУТ, и ЗДЕСЬ

Воздушное прикрытие конвоев Восточного побережья упрощало нашу задачу в течение всего прошлого года, и мы всегда были рады видеть наши самолеты - будь то «Спитфайры», кружившие над волнами, или «Уолдрусы», летя­щие на бреющем полете, или какие-нибудь американские самолеты с их собственными опознавательными знаками. На просторах Атлантики они оказали неоценимую помощь как наблюдатели и штурмовики против немецких под­водных лодок; они были стальным зонтиком над нашими головами и самым эффективным средством устрашения против немецких самолетов, совершающих внезапные на­падения на торговые суда, идущие вдоль побережья.

Британские патрульные самолеты «Либерейтор» GR Mk. III на авиабазе Олдергров
Британские патрульные самолеты «Либерейтор» GR Mk. III на авиабазе Олдергров

Короче говоря, мы ждали их помощь, были рады по­лучить ее и не стыдились об этом говорить. Да и мог ли кто-нибудь стыдиться подобной заинтересованности? Ведь воздушное прикрытие флота впоследствии сделало возмож­ным появление международной службы поддержки с воз­духа тех же партизан, которые зачастую были людьми крайне ограниченными собственными интересами и не поднима­лись выше утверждений, присущих упрямым школьникам: «Как я сказал, так и будет». Взаимные упреки и пререка­ния, к счастью, не переносились на работу: они начинались и кончались на берегу, где люди не лучшего пошиба имели, обыкновение сводить счеты на колонках газеты «Тайме». Подчас это были весьма влиятельные особы, растрачивав­шие свои силы в подобной борьбе, и это очень тревожило и угнетало моряков, которые были в море, и летчиков, ко­торые поднимались в воздух.

Когда я в сумерках отчитался перед старшим офицером, тот ответил: «Не надо подгонять отставшего. Торпедных катеров ночью, во всяком случае, не будет. Останьтесь с ним и утром доложите по радио о местонахождении. Спокой­ной ночи». Затем я «взял последнее интервью» у виновника событий, который отставал теперь на две мили, однако отнюдь не раскаивался от этого в два раза сильнее; после чего я полностью отдался размеренному течению бесконеч­ных ночных часов. Они оказались ужасно тягостными: ветер и волны стали слабее, но дождь лил беспрерывно, сокращая видимость и затрудняя связь с нашим исключи­тельно медлительным компаньоном.

Немецкий торпедный катер "S-64"
Немецкий торпедный катер "S-64"

Мы ярд за ярдом продвигались на север; казалось, что буи медленно крадутся мимо; дождь непрерывно хлестал в иллюминаторы мостика; отставший еще больше отставал и уклонялся от курса, переходя на совершенно непонятный, только ему ведомый маршрут, с которого его приходилось возвращать и начинать все сызнова. Около полуночи при­ключилась небольшая паника. Мористее нас появился тра­улер и низко летящий самолет; трассирующие пули, про­шившие волны недалеко от носов наших кораблей, нагляд­но напомнили нам истинное положение дел. Позднее к нам подошел патрульный миноносец, вызвал лихорадочную активность на мостике. Я понял, что они, миновав конвой, решили, что дальше торговых судов не будет, и ослабили наблюдение. Во всяком случае, на включение наших сиг­нальных огней они ответили резким поворотом с впечат­ляющей волной и лихо прошли между нами и нашим подо­печным. В сиянии дня все это составило бы впечатляющую картину «Маневр миноносца на бешеной скорости», а сей­час темной ночью под шквальным дождем великолепие осталось просто никем не замеченным.

В такой момент сами собой появляются совершенно неуместные мысли. Именно осознав, что если он не изме­нит курс в течение следующих пяти секунд, то разрежет нас пополам, я одновременно вспомнил, что еще не ответил на приглашение капитана этого миноносца, который просил меня в следующую субботу быть на «вечеринке для избран­ных с участием актрис». В этот миг я решил, что обязатель­но пойду, если все обойдется, и постараюсь уравновесить нахлынувший сейчас испуг, потребовав лишнюю порцию джина... или актрису.

Британский эскортный миноносец «Эксмур» идет в составе конвоя в Атлантическом океане
Британский эскортный миноносец «Эксмур» идет в составе конвоя в Атлантическом океане

Но вскоре начался рассвет и как всегда принес спад напряжения и хорошее настроение. Когда полностью рассвело, впереди еле прорисовывались контуры последних судов конвоя, о чем я и доложил по радиотелеграфу.

Мне приказали дать возможность отставшему судну идти самостоятельно, а нам поскорее примкнуть к конвою. Конечно, довольно глупо было рекомендовать моему подопечному «идти самостоятельно», поскольку последние двадцать четыре часа он именно так и поступал, не считая небольших отклонений. Когда я приблизился и сообщил в громкоговоритель приказ, он был встречен приподнятой шляпой и выразительной улыбкой, демонстрировавшей скорее упое­ние победой, чем вежливость. Но мы, во всяком случае, осво­бодились от докучливой опеки и от обязанностей няньки.

В ходе вполне достойного прощания я мог бы собрать команду старика и дать не мало дельных советов, которые возымели бы не меньшее воздействие, чем исполнение по­пулярной мелодии на волынке. Мы же развили хорошую скорость, довольно быстро нагнали конвой и в послеобе­денное время продвинулись уже далеко к северу.

Дел оказалось не много, кроме обычных обязанностей эскорта да применения «кнута», чтобы конвой держал «хвост» аккуратно поджатым. Сам я большую часть дня посвятил сну и работе над ежемесячными отчетами, кото­рые нужно было закончить до возвращения в гавань. Затем впереди были замечены суда, оказавшиеся конвоем, кото­рый шел с южной границы и который мы должны сопро­вождать. На этот раз это был очень маленький конвой. «Слиш­ком много для бриджа и недостаточно для томболы», - просигналил я старшему офицеру эскорта. На что, осно­вательно обдумав мое замечание, тот ответил: «Правильно постройте суда».

Британский корвет «Обрешиа» (HMS Aubretia, K96), тип «Флауэр» (Flower-class), в открытом море
Британский корвет «Обрешиа» (HMS Aubretia, K96), тип «Флауэр» (Flower-class), в открытом море

Вновь мы ринулись в середину конвоя, проверяя назва­ния и номера; вновь обменялись приветствиями с другими кораблями эскорта, затем отошли в конец, чтобы прикрыть тыл.

Когда мы повернули на юг и двинулись к дому, в корму дул легкий ветерок, и горячее солнце припекало лицо, в общем, стояла лучшая погода для морских прогулок, которую по иронии судьбы война дарила нам чаще, чем мир. В это приятнейшее послеобеденное время было большим удовольствием скользить по зеленовато-голубой воде; корабль на какое-то время, казалось, утратил свою военную сущность и дарил лишь нежное и плавное, совершаемое без всяких усилий движение. Я поудобней улегся на настиле мостика, железные листы настила почти обжигали руки, я рассматривал воду, скользившую мимо внизу, чистую ли­нию нашей носовой волны, покрытой кремовой пеной, ко­рабли, медленно двигавшиеся впереди, бледное небо с ле­ниво покачивающейся в нем мачтой. Солнце прогревало меня насквозь, легкий бриз шевелил волосы, я чувствовал лишь нежное покачивание, лишь то, что корабль поднимался и опускался подо мной на волне, убеждая, что мы находимся во власти свободной и дружественной стихии.

Все время после обеда и весь вечер мы скользили таким образом, обласканные солнцем, осчастливленные холодным морем, убаюканные совершеннейшей безопасностью. Ни­что не приносило беспокойства. Лишь временами случай­ные мимолетности тревожили сон, едва касаясь его поверх­ности- приказ рулевому, отданный чуть громче обычно­го, чайка, кружившая над мачтой в треугольнике вантов и нок-реи; восклицание впередсмотрящего. Солнце вновь на­брасывало на все свое узорчатое покрывало, и мир снова восстанавливался. Часы тянулись с ровным однообразием, как и вода под килем; вахта шла гладко и ровно; внизу на шкафуте матросы загорали до тех пор, пока не зашло солн­це и не наступило время затемнить корабль и вновь вер­нуться к войне. Резкий визг боцманской дудки, который окончательно нарушил блаженную тишину, был, казалось, первым звуком, который остался в памяти.

Канадский корвет «Мидлэнд» идет в открытом море
Канадский корвет «Мидлэнд» идет в открытом море

Ночь наступила, как и положено наступать любой ночи - с повышенным вниманием к движущимся объек­там, с обменом сигналами между кораблями эскорта и с подготовкой ко сну. Головная часть конвоя постепенно растворилась во тьме, и наш обзор ограничился черным кру­гом воды, зелеными вспышками буев, отмечающих затоп­ленные суда, и пятью темно-грязными пятнами во мраке перед нами. Мы липли к этим пятнам, а они прилипали друг к другу, и нам приходилось непрерывно напрягать глаза, чтобы сохранить точную дистанцию, и наблюдать, чтобы пятна не обрели слишком резких очертаний или, напротив, не исчезли вовсе. Мы меняли курс вслед за всем конвоем, но на своем участке строго следили за судами, чтобы, на­пример, кто-нибудь по своей прихоти не встал на якорь. Не так давно целый конвой потерпел неудачу, следуя за не­опытным ведущим - пять пароходов в течение получаса сели на мель, а остальные бросились назад, как кролики из поломанной клетки. Событие вызвало кучу объяснений, и насколько мне известно, объяснениям до сих пор не видно.

Нынче ночью было исключительно холодно. Поднимаясь в полночь на мостик, я искренне порадовался шерстяной шинели и чашке какао, полагавшейся при смене вахт. Но не минуло и двух часов, как ночь преподнесла одно мучи­тельное сомнение.

-Буй номер 25 должен быть уже виден, - сказал отстоявший вахту и собиравшийся уходить артил­лерист. - Фактически мы должны его заметить сейчас. Но может быть, он неисправен. Не думаю, чтоб конвой его про­пустил, ведь курс-то правильный. Во всяком случае, мы определились верно, - добавил он с бодростью человека, для которого через 30 секунд наше местонахожде­ние ничего не будет значить.
-Пусть корабль находится, где угодно... - сказал пер­вый лейтенант, принявший вахту. - Горячее какао - это да, а все остальное - к черту. Представляю, с каким удоволь­ствием вы сейчас завалитесь спать.
-Конечно, - подтвердил артиллерист, - спокойной ночи.
-Спокойной ночи, квислинг.

Стоя в темноте на крыле мостика, я прислушивался к этим препирательствам и улыбался про себя. Чувство, воз­никавшее у сдавшего вахту, было неизменно одинаковым - оно несло облегчение и предвкушение отдыха.

Офицер на мостике канадского корвета «Ветаскивин»
Офицер на мостике канадского корвета «Ветаскивин»

Артиллерист тяжело протопал вниз к своей раскладной кровати, стоявшей у стола в кают-компании. Первый лей­тенант выслушал рапорт вахтенного старшины: -Орудийные расчеты и впередсмотрящие на местах. На камбузе топится плита.

Гардемарин, склонив голову над картами, отвечал на мои вопросы о нашем курсе с учетом поправок на приливно-отливные течения. Время шло, а буй номер 25 все не появлялся. Поскольку именно в этом месте мы дол­жны были пройти еще порядочный отрезок пути, прежде чем попадем в серьезную беду, я пока еще не слишком бес­покоился, но мне было интересно знать, как получилось, что мы пропустили буй. Видимость была неуверенная, но все же не настолько плохая, чтобы не видеть свет, значит, света могло и не быть (что казалось наиболее вероятным объяснением), и мне следовало бы доложить об этом бере­говым властям.

Чуть позже первый лейтенант сказал:
-Я думаю, что именно его видел минуту назад, но он опять пропал. Может, я по ошибке свет с корабля принял за буй - ведь сейчас самое время топить плиту на камбузе К нему неожиданно присоединился и сигнальщик
-Вспышка света впереди, сэр... посредине левой ко­лонны. Хотя свет, кажется, беспорядочный.
- Посмотрим через минуту. Может быть, буй по­врежден.

Но через минуту мы ничего не увидели. Прошло еще 15 минут и, тем не менее, мы не только не прибли­зились к свету, а не было даже ничего похожего на него. То и дело я думал, будто видел его, то и дело кто-то на мости­ке, кроме меня, подтверждал вспышку света, но жутковато становилось оттого, что никто, казалось, не мог отметить это достоверно. Вдруг корабль впереди нас, очень медлен­но вышел из своей колонны и пошел влево, пересекая наш курс. Он выглядел так, словно попал в какую-то беду и по­давал нам сигналы - единичные вспышки возникали не­обычайно низко, у самой воды и шли в нашем направлении, хотя не имели никакого смысла, а просто появлялись с ин­тервалом в 10ь секунд. Когда мы находились примерно в пяти кабельтовых и ничего еще не могли понять, гардема­рин сделал совершенно правильное умозаключение.

-Это же вспыхивает буй, сэр! - внезапно воскликнул он. - Его тащит корабль - вон, посмотрите, буй виднеется в середине корпуса. Наверное, они все время и тянули его за собой.
Британский корвет «Рододендрон» готовится к беспричальной заправке
Британский корвет «Рододендрон» готовится к беспричальной заправке

Это был совершенно правильный ответ на все вопросы, что подтвердили с корабля, когда мы подошли на расстоя­ние голоса. Он действительно тащил буй... Ошибившись в оценке силы прилива на одном из поворотов фарватера, он зацепил якорь-цепь, на которой стоял буй, и уже в те­чение часа тащил его за собой, а тот продолжал усердно мигать. Таки образом буй номер 25 был взят в морской круиз.

Когда я запросил судно, почему они не остановились сразу же, как заметили, что зацепили буй, и продолжали идти, зная, что он накрепко к ним прицепился, то получил ответ: «Я думал, что стряхну его, если увеличу скорость...» Ответ, казалось, заключал в себе что-то от ночного кошмара. И все же, теперь в нескольких ярдах от нас буй был остановлен.

Норвежский корвет «Эглентайн» (HNoMS Eglantine, K197), типа «Флауэр» (Flower-class), в плавании в Северной Атлантике.
Норвежский корвет «Эглентайн» (HNoMS Eglantine, K197), типа «Флауэр» (Flower-class), в плавании в Северной Атлантике.

Темно-серый, он возвышался над нашим мос­тиком, и его вспыхивающий рядом свет каждые десять секунд с унизительным постоянством демонстрировал пол­ную самостоятельность в вопросах навигации. Неблагора­зумное, но привычное легкомыслие подтолкнуло меня об­ратиться к нему: «Вот вы и забрались, дорогой мой, прямо на разминированный фарватер». Он весьма холодно встре­тил эту едкую реплику, и вскоре матрос накинул на его бесстрастную мигалку черный мешок. Я почувствовал его молчаливый упрек за такой поступок, но что поделаешь -приказ есть приказ.

Ссылка на продолжение - ЗДЕСЬ.

PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).