Найти в Дзене
BFM.ru

Бывший завод Toyota в Петербурге перезапустят для выпуска Senat

На предприятии в Шушарах в 2026 году займутся выпуском двух седанов и внедорожника под брендом Senat. Это будет партнерство с неназванной дружественной страной, сообщил вице-губернатор города Кирилл Поляков

   Петр Ковалев/ТАСС
Петр Ковалев/ТАСС

Бывший завод Toyota в Санкт-Петербурге перезапустят. Мощности предприятия в Шушарах в следующем году займут выпуском седанов и внедорожников Aurus. Это будет партнерство с неназванной дружественной страной, сообщил газете «Ведомости» вице-губернатор города Кирилл Поляков. На площадке будут собирать два седана и внедорожник под брендом Senat. Это сейчас базовая модель российского премиального бренда.

Производство седана Aurus Senat в России началось еще в 2021 году в Елабуге в Татарстане, а кроссовера Aurus Komendant — год спустя. О том, что это за дружественная страна и почему завод в Шушарах хотят перезапустить, рассуждает ведущий телеканала «Авто плюс», автоблогер Павел Федоров:

— Разговоры про сборку Aurus и машин Senat идут давно, в Питере нужно загружать мощности, именно Питер тоже давно об этом говорит. Кто это может быть — большой восточный партнер сейчас только один, это Китайская Народная Республика. Последние слухи, еще прошлого года, были в том, что это будет марка Hongqi из концерна FAW. Премиальный бренд соответствует уровню и статусу Aurus, потому что это первая машина Китая, № 1 завод и верхняя линейка — это те же самые премиальные автомобили. Если это вдруг Hongqi, мы понимаем, что у нас на рынке сейчас есть выбор, потому что есть и HS5 седан, который достаточно популярен, есть и кроссоверы, есть и большие HS9 седаны, в том числе гибридные. И очевидно, что если будет происходить локализация, то локализуют машины, которые уже представлены, продаются и которые уже востребованы, — то есть это HS5 и HS9. Но это только предположение.

— Еще интересно, почему так настойчиво хотят вернуться к этому заводу в Шушарах — сейчас он что, законсервирован, его хотят загрузить Aurus? А как действующее производство в Татарстане, с ним что хотят сделать?

— Во-первых, разные линейки автомобилей. На заводе в Шушарах будут возрождать массовую линейку Aurus, которые обещали с самого начала, когда еще задумывали единую модульную платформу, что будет и лимузин для главы государства, и массовая линейка автомобилей для всех. Как раз разработать собственную массовую линейку не получается, мы по времени не успеваем, под это нужны определенные бюджеты — как раз в этом может помочь восточный партнер. В Татарстане как собирали, так и продолжат собирать.

В мае прошлого года первый вице-премьер Денис Мантуров говорил о запуске производства Aurus в Шушарах до конца года. Однако сроки сдвинулись, согласно источникам СМИ, Аurus не смог договориться с китайским партнером.

Привлечь в Шушары хотели китайский Hongqi. Aurus сейчас находится под санкциями, и это могло вызвать опасения у китайцев. И перспективы новых договоренностей пока тоже туманные, говорит автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт

«Очевидно, что речь идет про партнера из Китая. Другие наши дружественные страны не располагают нужным уровнем автомобильных технологий. Следующий, наверное, из дружественных стран по уровню развития автопрома — это Иран, у которого 45 лет выпускаются одни и те же автомобили, потому что он находится под санкциями 45 лет. Поэтому очевидно, что это Китай, но я бы к этой новости относился осторожно. Все мы помним пример с «Волгой», которую показали два года назад как будущий автомобиль, который будет выпускаться под брендом «Волга», который являлся перелицованным Changan, но с тех пор про проект ничего не слышно. Очевидно, что он не будет реализован, и бренд «Волга» не возродят, хотя озвучили наполеоновские планы, цифры продаж, выбрали производственную площадку, и автомобиль уже существовал в живом виде, но проекта нет. Соответственно, мы видим, что китайские партнеры не отличаются стабильностью договоренностей, часто откатывают назад договоренности. В любом случае, если даже проект будет реализован, произойдет это небыстро и нескоро, потому что речь идет про технологическую кооперацию, очевидно, что китайцы дадут платформу, дадут ключевые электронные узлы и компоненты, все остальное будет реализовываться силами, видимо, уже российской компании, видимо, с привлечением бренда Aurus, производственных мощностей и инженерного центра НАМИ. В целом завод Toyota один из самых современных под Петербургом, он даже успел модернизироваться за то время, пока он работал, но это очень большой завод, рассчитан на выпуск до 100 тысяч автомобилей, если мне память не изменяет, мы, если говорим про бренд Senat, очевидно, что это будет выпуск 10-20 тысяч единиц в год максимум, потому что рынок премиальных автомобилей, в который целится этот бренд, он в России очень небольшой».

На заводе в Шушарах с 2007 года работал концерн Toyota, выпускал кроссоверы RAV4 и седаны Camry. В марте 2022 года Toyota приостановила производство из-за сложностей с закупкой импортных запчастей на фоне санкций. А через полгода предприятие закрыла, передав свои мощности ФГУП «НАМИ». Сделка опцион на обратный выкуп не предусматривала.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»