Соперничество является неотъемлемой частью нашей культуры. Люди соревнуются за власть, положение в обществе, материальные блага и многое другое. Естественно, темы соперничества и конкуренции не обходят стороной невротическую личность.
Невротическое соперничество отличается тремя яркими особенностями:
1. Невротик сравнивает себя с другими в ситуациях, которые этого не предполагают. Это могут быть люди, не только не являющиеся его непосредственными конкурентами, но и люди, с которыми у него вообще нет точек соприкосновения. Для поддержания чувства собственной значимости ему критически важно знать, опередил он кого-то в чем-то или нет. Это непростая задача, она изматывает и лишает интереса практически к любому делу.
2. Невротику важно не только опередить других, но и стать уникальным и исключительным. Его не удовлетворит сравнительный успех, только полное превосходство. Он может осознавать свое неуемное честолюбие или вытеснять его. В отдельных случаях он может считать, что полностью лишен честолюбия, а оно бы ему не повредило.
Невротическое честолюбие может концентрироваться в какой-то одной сфере — труде, интеллекте, морали и т. д., а может распространяться на все проявления. Во втором случае невротик считает, что должен быть успешен во всем, с чем он соприкасается. Такая установка ведет к чрезмерным ожиданиям, неудачам и новым разочарованиям. Она может поселяться в умах очень способных людей, которые добились бы успеха, если бы смогли выбрать что-то одно, отказавшись от прочих перспектив.
Невротик крайне чувствителен к разочарованию. Он может быть разочарован даже собственным успехом, если тот не соответствует его грандиозным ожиданиям. Это мешает ему наслаждаться своими достижениями. Еще более невыносимым ударом для невротика становится критика. Он может вообще отказаться от своих целей из страха, что его действия будут подвергнуты критике.
3. В глубине души невротика скрывается враждебность. Конечно, враждебность есть в любом соревновании, победа одной стороны неизбежно означает поражение другой. Однако невротику часто оказывается важнее видеть поверженных других, нежели победить самому. На его пути к успеху стоят многочисленные запреты. Если они очень сильны, то единственным шансом на превосходство становится неудача других людей. Конечно, такие процессы протекают бессознательно.
Невротика преследует тревога, отчасти она происходит из его собственных деструктивных тенденций. В глубине души он ждет, что побежденные другие будут чувствовать такую же обиду и желание отмстить, как он сам. От этого он боится обидеть кого-либо и не допускает в собственное сознание эти разрушительные импульсы.
Неприятие соперничества
С учетом вышесказанного, соперничество вызывает интенсивную тревогу у невротика, вплоть до полного него неприятия. Одним из источников этой тревоги является страх наказания за собственное честолюбие. Тот, кто подавляет других, всегда остерегается ответного удара. Но одного страха недостаточно для формирования внутренних запретов. Страх стимулирует к расширению собственной власти, чтобы защититься от любой угрозы. Есть люди, которые успешно реализуют подобные стратегии, но, в отличие от невротика, им безразлична любовь окружающих.
Проблема невротика в том, что он одновременно преследует две противоположные цели. Он хочет доминировать и быть всеми любимым. Он зажат в тисках между любовью и честолюбием. Эта дилемма практически не разрешима. Невротик отрицает и презирает свое честолюбие из страха потерять любовь, либо изобретает для него веские основания.
Вследствие собственной тревожности, связанной с соперничеством, невротик одновременно боится и неудачи, и успеха. Он воспринимает неудачу как провал и унижение. Предполагает, что другие тайно злорадствуют по этому поводу, потому что всегда знали о его неуемном честолюбии. Если невротик боится неудачи как таковой, то идет на отчаянные меры, чтобы избежать поражения. Если он боится, что другие узнают о его честолюбии, то действует противоположным образом — утрачивает интерес и отказывается от любых усилий по достижению желаемого.
С детства невротик усвоил, что лучше не привлекать внимание и оставаться в тени. Он чаще делает то, что для него безопасно, нежели то, чего он действительно хочет. Неприятие соперничества побуждает его держаться подчеркнуто скромно. В отдельных случаях это приводит к отказу от любого риска и колоссальному обеднению жизни. Ибо любой успех предполагает умение рисковать.
Невротика страшит успех, потому что тем самым он опасается побудить враждебность и зависть у других людей и потерять их расположение. Он зачастую не осознает этого страха и сталкивается только с вызванными им запретами. Он чувствует, что что-то сдерживает его, когда он близок к победе.
Неспособность невротика наслаждаться своим успехом приводит к тому, что он не ощущает его как собственный. Он умаляет свои достижения, приписывает их внешним обстоятельствам и помощи извне. За успехом следует неминуемое разочарование, потому что даже самый хороший результат не сопоставим с его завышенными ожиданиями.
Невротик избегает соперничества, создавая воображаемую дистанцию между собой и соперником, которая делает любое соперничество бессмысленным. Он может возводить соперника на недосягаемую высоту и принижать себя. Это сталкивает его с убеждением в собственной неполноценности, которое выполняет важные задачи. Принижая себя, невротик сдерживает свое честолюбие и ослабляет тревожность, связанную с соперничеством. Чаще всего умаляется именно та способность, с помощью которой невротик хотел отличиться.
Невротическое чувство неполноценности связано с действительными или воображаемыми несоответствиями собственным завышенным требованиям. Оно часто обосновано не объективными причинами, а сложными рационализациями.
Трагедия невротика
Невротическое честолюбие создает фантастические представления о собственной важности, а фантазии о совершенном человеке часто не совпадают с реальными достижениями. От этого собственные преимущества кажутся невротику слишком скромными. Его преследуют неудачи и отказ от реализации там, где успех был возможен.
Увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным увеличивает невротическое чувство неполноценности. Невротик на самом деле оказывается в худшем положении, чем мог бы быть. Несоответствие грандиозных притязаний и не удовлетворяющей действительности побуждает защитные фантазии. Они спасают невротика от удручающего чувства собственной неполноценности и обеспечивают иллюзорное чувство собственной значимости. А еще эта иллюзия спасает от всех рисков, связанных с соперничеством. Тупик становится для невротика наиболее привлекательным выходом по сравнению с «опасной» прямой дорогой.
Однако эта защита достаточно хрупкая и шатается от любого ветерка. В отличие от психопата, не ведающего сомнений, невротик чутко подмечает всё, что идет вразрез с его иллюзией. Он бесконечно колеблется между величием и ничтожностью. Уверенность в собственной исключительности у него сочетается с искренним удивлением от того, что кто-то воспринимает его всерьез. Шаткое благополучие заставляет его постоянно отслеживать сигналы окружающей среды и реагировать мстительным негодованием, когда что-то или кто-то угрожает его иллюзии.
Невротик часто завидует более удачливым людям, но эту зависть вытесняет. Причиной тому может быть врожденное благородство, убеждение, что лучшая доля ему недоступна, или неспособность осознать свое несчастье. Вытесненная зависть проецируется на окружающих и вызывает у невротика ощущение, что это ему все завидуют. Это тоже воспринимается как тревожный сигнал. Невротик начинает переживать, когда у него происходит что-то хорошее, вплоть до полного отказа от каких бы то ни было достижений.
Невротик не видит реальной возможности избежать своих несчастий. То, что со стороны выглядит звеньями порочного круга, он воспринимает как западню, из которой нет выхода
Статья подготовлена по материалам книги К. Хорни «Невротическая личность нашего времени».
Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!
Записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 (только текстовые сообщения в мессенджерах)
С искренним уважением и заботой,Психолог, Ирина Никнютьева