Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Продолжение «Стряпухи», которое спрятали от зрителей

Комедия «Стряпуха», вышедшая в 1966 году, хоть и была разругана критиками, но зрителям полюбилась сразу же и до сих пор пользуется популярностью. Режиссёр Эдмонд Кеосаян снял ленту по одноимённой пьесе Анатолия Софронова. Но ещё в начале шестидесятых писатель выпустил ряд продолжений истории, хотя им до успеха первой было далековато. Однако в 1972 году началась экранизация второй части под названием «Стряпуха замужем», хотя в прокат фильм вышел с другим названием (поэтому и связь со «Стряпухой» совсем не очевидна), да и актёры там снялись другие. Называется эта музыкальная комедия «Летние сны». Созданием «Летних снов» занимался молодой режиссёр Виталий Кольцов, впервые работавший самостоятельно. Он уже снял несколько короткометражек и одну из новелл альманаха «В лазоревой степи» (1971), но над самостоятельной полноценной картиной работал впервые. В титрах указано, что режиссёром был и Владимир Шамшурин, коллега Виталия Кольцова по альманаху и тоже начинающий режиссёр. Сценарий Витал

Комедия «Стряпуха», вышедшая в 1966 году, хоть и была разругана критиками, но зрителям полюбилась сразу же и до сих пор пользуется популярностью. Режиссёр Эдмонд Кеосаян снял ленту по одноимённой пьесе Анатолия Софронова.

Но ещё в начале шестидесятых писатель выпустил ряд продолжений истории, хотя им до успеха первой было далековато. Однако в 1972 году началась экранизация второй части под названием «Стряпуха замужем», хотя в прокат фильм вышел с другим названием (поэтому и связь со «Стряпухой» совсем не очевидна), да и актёры там снялись другие.

Называется эта музыкальная комедия «Летние сны».

Кадр из фильма «Летние сны»
Кадр из фильма «Летние сны»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Созданием «Летних снов» занимался молодой режиссёр Виталий Кольцов, впервые работавший самостоятельно. Он уже снял несколько короткометражек и одну из новелл альманаха «В лазоревой степи» (1971), но над самостоятельной полноценной картиной работал впервые. В титрах указано, что режиссёром был и Владимир Шамшурин, коллега Виталия Кольцова по альманаху и тоже начинающий режиссёр.

Сценарий Виталию Кольцову в каком-то смысле навязали на киностудии «Мосфильм», куда он пришёл работать. Но режиссёр подошёл к нему творчески, переосмыслил сюжет, из-за чего пришлось даже обращаться к автору Анатолию Софронову с просьбой внести коррективы.

Интересно, что опытный и знаменитый писатель пошёл навстречу молодому кинематографисту и согласился не только сделать правки, но и написать песни для фильма. Он же придумал и название «Летние сны» как аллюзию на пьесу Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», поскольку в сюжете есть и сон, и лето, и Шекспир. И начинается история с приезда в колхоз юной Маши, которая назначена руководителем местной самодеятельности и должна поставить спектакль к открытию колхозного Дома культуры.

Её встречают уже знакомые герои: Павлина, которая теперь носит фамилию Козанец, её муж Степан, подруга Галина Сахно и её супруг Серафим Чайка.
Кадр из фильма. Виталий Шаповалов в роли Степана Козанца и Анатолий Ведёнкин в роли Серафима Чайки
Кадр из фильма. Виталий Шаповалов в роли Степана Козанца и Анатолий Ведёнкин в роли Серафима Чайки

Милая, скромная блондинка Маша тут же становится предметом обожания Степана и Серафима, хотя за ними усердно следят их строгие супруги. А ещё в Машу влюбляется колхозник-гармонист Андрей Пчёлка, но до поры до времени он чувств не раскрывает.

Кадр из фильма. Николай Трофимов в роли деда Сливы и Людмила Гурченко в роли Галины Сахно
Кадр из фильма. Николай Трофимов в роли деда Сливы и Людмила Гурченко в роли Галины Сахно

Зато Галина проявляет недюжинную бдительность и отправляет деда Сливу следить за «изменниками» Степаном и Серафимом, которые вдруг неожиданно увлеклись театром и теперь и дня не могут прожить без репетиций. Правда, перед выполнением задания дед Слива слегка накатил самогону, отчего его быстро сморил сон. С этого-то сна и начались приключения.

Кадр из фильма. Наталья Фатеева
Кадр из фильма. Наталья Фатеева

Роли Павлины и Галины получили Наталья Фатеева и Людмила Гурченко. Проводить параллели со Светланой Светличной и Людмилой Хитяевой, которые сыграли тех же героинь в «Стряпухе», бессмысленно: здесь совершенно иные характеры.

Кадр из фильма. Людмила Гурченко
Кадр из фильма. Людмила Гурченко

Кстати, Павлина давно уже не стряпуха — она председатель колхоза! В роли Степана Козанца — Виталий Шаповалов (в «Стряпухе» — Иван Савкин), Серафима сыграл Анатолий Ведёнкин (в «Стряпухе» — Георгий Юматов).

Кадр из фильма. Николай Трофимов
Кадр из фильма. Николай Трофимов

Ну и в образе деда Сливы предстал Николай Трофимов, и это одна из главных удач ленты.

Кадр из фильма. Галина Федотова
Кадр из фильма. Галина Федотова

Роль Маши досталась Галине Федотовой, которая дебютировала у Виталия Кольцова в «В лазоревой степи», а гармониста Андрея сыграл Евгений Герасимов, который ещё оканчивал Щукинское училище, но был уже хорошо известен, так как в кино начал сниматься старшеклассником.

Кадр из фильма. В центре — Евгений Герасимов. А вот по бокам стояд близняшки Татльяна и Елена Зайцева, в российские временя ставшие певицами
Кадр из фильма. В центре — Евгений Герасимов. А вот по бокам стояд близняшки Татльяна и Елена Зайцева, в российские временя ставшие певицами

На втором плане можно увидеть замечательный ансамбль: Сергей Мартинсон и Георгий Бурков,

Кадр из фильма. Георгий Бурков
Кадр из фильма. Георгий Бурков

Алексей Зайцев и Расми Джабраилов, Юрий Смирнов и Николай Погодин.

Кадр из фильма. Юрий Смирнов. ОБратите внимание на фотопортрет на заднем плане, по которому нашли мнимого преступника
Кадр из фильма. Юрий Смирнов. ОБратите внимание на фотопортрет на заднем плане, по которому нашли мнимого преступника

Натуру для съёмок нашли на юге страны, в Краснодарском крае. Режиссёру и ассистентам пришлось проехать с десяток городов и крупных деревень, чтобы наконец оказаться в городе Кореновск, где, по уникальному совпадению, на главной площади достраивался Дом культуры, что полностью отвечало сюжету. Там и сняли фильм. Небольшая проблема возникла, когда перешли к озвучанию. Поскольку картина музыкальная и включала ряд песен, актёры должны были петь. Но Наталья Фатеева, исполнительница роли Павлины, вокальным талантом не обладала. И тогда было принято решение, что за неё споёт партнёрша. Так и вышло: и свои партии, и партии Натальи Фатеевой в «Летних снах» исполняет Людмила Гурченко.

Кадр из фильма. Наталья Фатеева
Кадр из фильма. Наталья Фатеева

Ещё одна интересная деталь. Своего рода визитной карточкой фильма стал танец грузовиков. Этот весьма изящный, несмотря на громоздкость «артистов», эпизод многим помнится и годы спустя. Любопытно, что поставил его Алексей Варламов, балетмейстер Большого театра, который обычно имел дело с куда более миниатюрными подопечными.

В прокат «Летние сны» вышли весной 1973 года. Поначалу ленту приняли неплохо, но потом на неё почему-то обрушилась цензура. Безобидные и забавные «Летние сны» обвинили в антисемитизме (возможно, из-за репутации Анатолия Софронова), хотя в фильме даже при большом желании ничего подобного найти нельзя. Тем не менее, поступило указание все копии «Летних снов» уничтожить, что и было выполнено. Лишь по случайности одна из копий всё же сохранилась в архиве, и её зрители увидели уже в новом веке, спустя 30 лет после премьеры. Сейчас фильм легко можно найти в интернете.

Если вы уже видели фильм, то каково ваше мнение: это продолжение «Стряпухи» или отдельный фильм? На мой взгляд, общего у картин мало, только, пожалуй, герои. Я увидела «Летние сны» как самостоятельную ленту, не имеющую отношения к «Стряпухе». А вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: