Вместо одинокой мамы у маленькой девочки образовались двое отцов — такой неожиданный поворот случился в мелодраме «Двое и одна», вышедшей в 1989 году. Этот фильм нельзя назвать типичным для своего времени, тогда в моде были либо так называемая чернуха, либо сомнительного уровня комедии. Возможно, именно поэтому мелодрама прошла почти незамеченной и сейчас её вспоминают редко. Между тем,
история милая, добрая, где-то поучительная, но всё же оптимистичная и вселяющая веру в людей.
Правда, некоторые зрители полагают сюжет надуманным и нереалистичным, поэтому посоветую посмотреть мелодраму и составить собственное мнение.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Во многом о качестве работы говорит имя сценариста — это писательница Галина Щербакова, мастер мелодраматический прозы. Книги Галины Щербаковой неизменно пользовались успехом, а снятый по её повести «Вам и снилось» (1981) — это один из главных советских кинохитов.
Сценарий «Двое и одна» тоже создан на основе повести «Дядя Хлор и Корякин», но для кино Галина Щербакова слегка переработала сюжетные линии и характеры, так что от книги фильм отличается, пусть и не принципиально.
Итак, в центре Москвы происходит случайно знакомство фотографа Всеволода Фролова и Валентины. Женщина, живущая в Подмосковье, накупила продуктов, но сумка порвалась. Всеволод решает ей помочь, сначала приглашает домой, чтобы переложить продукты, а потом отвозит на вокзал и даже сопровождает до дома.
Валентина снимает дом у пожилой бабы Мани, здесь она живёт с шестилетней дочкой Олей. Муж давно её бросил и ребёнком особо не интересуется, хотя алименты шлёт. Уличное знакомство перерастает в романтические отношения, а главное — к Всеволоду очень привязывается Оля, девочка сообразительная, деловитая и доброжелательная. В планах у Всеволода и Валентины пожениться, но происходит несчастье: Валентина погибает.
Всеволод, который и сам полюбил её малышку, забрал её в Москву и хочет удочерить, но есть препятствие — отец Оли.
Баба Маня пишет ему письмо и этот самый отец Корякин заявляется к Фролову, которого Оля называет дядя Хлор. Жизнь Оли и Хлора более-менее налажена, и Корякин её мирное течение нарушает. Смогут ли мужчины договориться и кого признает отцом Оля, вы узнаете из фильма.
Снимать фильма взялся режиссёр Эдуард Гаврилов. О фильме говорил так:
«В наш рассудочный век, век спешки и суеты, мне хотелось поразмышлять о человеческом тепле, о том, как необходимо оно во все времена».
На главные роли утвердили Елену Майорову (Валентина), Георгия Буркова (Фролов), Юрия Астафьева (Корякин).
Роль Оли получила семилетняя москвичка Маша Комаринская. Сейчас о ней нет никакой информации, в кино она позднее появилась только один раз и, очевидно, выбрала другую профессию. Но во время съёмок девочка была настоящей любимицей группы. Ещё на пробах она покорила и Елену Майорову, и Георгия Буркова, которые её восхищались всё время работы над лентой. В заметке о фильме, опубликованной в журнале «Советский экран», отмечалось, что малышка всегда идеально знала не только свой текст, но и слова взрослых партнёров и при необходимости подсказывала им. Корреспондент поделился и секретом Маши:
«На вопрос, нравится ли ей сниматься в кино, Маша бойко отвечает: “Нравится!” и тихо на ухо: “Только уже надоело…”» .
В роли бабы Мани снялась Надежда Федосова, начальника Фролова сыграл Вадим Захарченко,
в маленьких ролях Мария Виноградова, Наталья Хорохорина, Анна Фроловцева, Юрий Саранцев, в крошечном бессловесном эпизоде в последний раз на экране появился Юрий Белов.
Фильм снимали в основном в Москве, в начальных кадрах опознаётся Новокузнецкая улица в районе Павелецкого вокзала. А вот Подмосковье, в котором обитают баба Маня, Валентина и Оля, изобразила Сходня, ставшая позже частью города Химки.
Хотя фильм «Двое и одна» в год выпуска и позже не обратил на себя внимания, он определённо небезынтересен. И потому, что это жизнеутверждающий сценарий талантливого автора, и потому, что это отличные актёрские работы настоящих профессионалов. Сейчас определённая часть зрителей отмечает, что бюджет у картины явно был небольшой, и с этим трудно не согласиться, но и нельзя отнести к минусам. Скорей, эта «низкобюджетность» отсылает в конец восьмидесятых и подчёркивает, что далеко не всегда дело в деньгах, часто куда важнее просто видеть в людях, даже маленьких, людей.
А вы знали об этом фильме? Как думаете, это всё-таки реалистичный сюжет или такого не могло бы случиться в жизни?
Кстати, в название статьи вынесены слова бабы Мани, упрекающей Валентину, что она накормила обедом Фролова в благодарность за то, что он проводил её домой из Москвы и дотащил её сумки. Никто и предположить тогда не мог, кем станет для малышки этот нескладный фотограф с присказкой «ля-ля».
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: