Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Водевиль, где солирует «заслужённая актриса с большим (хм-хм) талантом»

А ещё в этом нарядном весёлом фильме в подтанцовке спряталась красавица Алла Ларионова, запел Леонид Куравлёв, а Михаил Козаков стал блондином.

Кадр из фильма «Лев Гурыч Синичкин»
Кадр из фильма «Лев Гурыч Синичкин»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

В семидесятые годы в СССР начали активно снимать музыкальные фильмы, хотя прежде мюзиклы в почёте не были. Кто-то счёл, что музыкальные картины — это новинка века, хотя в реальности такие представления всегда относились к народным и были самыми демократичными. Но во второй половине двадцатого века стремительно начали развиваться технологии звукозаписи, появился спрос на новые стили музыки, вошёл в моду современный балет, и всё это вместе подтолкнуло мюзиклы к новому витку популярности. И водевильная история из прошлого «Лев Гурыч Синичкин» (1974) отлично вписалась в эту тенденцию.

В основе фильма — водевиль писателя Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», который на сцене поставили ещё в 1839 году. В пятидесятые его уже экранизировали: режиссёр Константин Юдин снял ленту «На подмостках сцены» с великолепным Василием Меркурьевым и Татьяной Карповой в главных ролях. Почти через двадцать лет водевиль решили переснять для телевидения. И для этого в Москву приехал известный ленинградский театральный режиссёр Александр Белинский, которому отлично удавались спектакли озорные и задорные. Он же написал и сценарий, чуть доработав оригинал.

Белинский привёз с собой компанию единомышленников: композитора Игоря Цветкова, либреттистов Бориса Рацера и Владимира Константинова, актёра Николая Трофимова, певицу Таисию Калинченко.

Николай Трофимов изначально виделся режиссёру в главной роли, а Таисии Калинченко доверили озвучить его дочь, начинающую актрису.

Фото со съёмок. Михаил Козаков, Галина Федотова, Николай Трофимов
Фото со съёмок. Михаил Козаков, Галина Федотова, Николай Трофимов

Любопытно, что сюжет фильма переплёлся с реальностью. Водевиль рассказывает о своенравной приме Раисе Минишне Сурмиловой, которая царствует на сцене провинциального театра и не хочет уступать место юной артистке Лизе Синичкиной. Роль Раисы Минишны получила Нонна Мордюкова, исполнительница знаменитая и звёздная, а Лизу сыграла Галина Федотова, молодая 25-летняя актриса, которую почти никто не знал.

Кадр из фильма. Олег Табаков
Кадр из фильма. Олег Табаков

Ну а окружение конкуренток составили Андрей Миронов, Олег Табаков, Пётр Щербаков, Роман Ткачук. В эпизодах мелькали Илья Рутберг, Георгий Георгиу, Георгий Тусузов.

И пару слов об Алле Ларионовой. В 1972 году вышла драма «Седьмое небо», фактически ставшая для актрисы точкой в карьере.

Алле чуть перевалило за сорок, и режиссёры практически перестали её замечать.

За следующие тридцать лет она сыграла всего несколько ролей, очень блёклых и малозаметных, попросту выпав из кино. В водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Алле досталась одна из бессловесных девушек из кордебалета. Михаил Козаков позже вспоминал, что он и не подозревал, что рядом с ним в фильме снимается звезда всесоюзного масштаба.

Ларионову загримировали, поставили в задний ряд, и одна из первых красавиц страны просто слилась с массовкой.

Кстати, я так и не смогла определить, какая же из актриса — Алла Ларионова. Если вы её нашли, то подскажите, где же она.

Музыкальный фильм «Лев Гурыч Синичкин» получился действительно искромётным и в хорошем смысле водевильным. В нём появились классические водевильные герои (гусар-ветреник и неразборчивый соблазнитель, томная прима, сплошняком выдающая штампы, манерный писатель, влюблённый в свои пьесы, меценат, который умеет считать деньги, но не прочь провести пару лишних минут в компании актрис). И, кажется, тут чуть ли не впервые прозвучала фраза, сегодня ставшая крылатой:

Где Раиса Минишна? — Они запаздывают. — Они не запаздывают, они задерживаются.
Кадр из фильма. Михаил Козаков
Кадр из фильма. Михаил Козаков

Ну и ещё один любопытный момент. Когда Михаил Козаков исполняет песенный номер с актрисами, вдруг начинают звучать очень знакомые аккорды, сопровождающиеся фразой «Без женщин можно жить на свете...», и это прямая отсылка к оперетте «Сильва» Имре Кальмана. Конечно же,

это деликатную деталь привнесли авторы ленты, ведь «Сильва» появилась в начале двадцатого века, спустя почти 80 лет после первой постановки «Льва Гурыча Синичкина».

Константин Сергеевич Станиславский так написал о водевильных историях:

«Персонажи водевиля очень жизненны и просты. Ни в коем случае не надо их считать, как это принято, какими-то «странными» людьми. Наоборот, это самые обыкновенные люди. Их особенность — это то, что они абсолютно во всё верят».

А вы поверили в талант юной Лизы Синичкиной или вам ближе королева провинциальной драмы Раиса Сурмилова («Со мною обморок сейчас! Оборок не помните!»)?