А ещё в этом нарядном весёлом фильме в подтанцовке спряталась красавица Алла Ларионова, запел Леонид Куравлёв, а Михаил Козаков стал блондином.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
В семидесятые годы в СССР начали активно снимать музыкальные фильмы, хотя прежде мюзиклы в почёте не были. Кто-то счёл, что музыкальные картины — это новинка века, хотя в реальности такие представления всегда относились к народным и были самыми демократичными. Но во второй половине двадцатого века стремительно начали развиваться технологии звукозаписи, появился спрос на новые стили музыки, вошёл в моду современный балет, и всё это вместе подтолкнуло мюзиклы к новому витку популярности. И водевильная история из прошлого «Лев Гурыч Синичкин» (1974) отлично вписалась в эту тенденцию.
В основе фильма — водевиль писателя Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», который на сцене поставили ещё в 1839 году. В пятидесятые его уже экранизировали: режиссёр Константин Юдин снял ленту «На подмостках сцены» с великолепным Василием Меркурьевым и Татьяной Карповой в главных ролях. Почти через двадцать лет водевиль решили переснять для телевидения. И для этого в Москву приехал известный ленинградский театральный режиссёр Александр Белинский, которому отлично удавались спектакли озорные и задорные. Он же написал и сценарий, чуть доработав оригинал.
Белинский привёз с собой компанию единомышленников: композитора Игоря Цветкова, либреттистов Бориса Рацера и Владимира Константинова, актёра Николая Трофимова, певицу Таисию Калинченко.
Николай Трофимов изначально виделся режиссёру в главной роли, а Таисии Калинченко доверили озвучить его дочь, начинающую актрису.
Любопытно, что сюжет фильма переплёлся с реальностью. Водевиль рассказывает о своенравной приме Раисе Минишне Сурмиловой, которая царствует на сцене провинциального театра и не хочет уступать место юной артистке Лизе Синичкиной. Роль Раисы Минишны получила Нонна Мордюкова, исполнительница знаменитая и звёздная, а Лизу сыграла Галина Федотова, молодая 25-летняя актриса, которую почти никто не знал.
Ну а окружение конкуренток составили Андрей Миронов, Олег Табаков, Пётр Щербаков, Роман Ткачук. В эпизодах мелькали Илья Рутберг, Георгий Георгиу, Георгий Тусузов.
И пару слов об Алле Ларионовой. В 1972 году вышла драма «Седьмое небо», фактически ставшая для актрисы точкой в карьере.
Алле чуть перевалило за сорок, и режиссёры практически перестали её замечать.
За следующие тридцать лет она сыграла всего несколько ролей, очень блёклых и малозаметных, попросту выпав из кино. В водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Алле досталась одна из бессловесных девушек из кордебалета. Михаил Козаков позже вспоминал, что он и не подозревал, что рядом с ним в фильме снимается звезда всесоюзного масштаба.
Ларионову загримировали, поставили в задний ряд, и одна из первых красавиц страны просто слилась с массовкой.
Кстати, я так и не смогла определить, какая же из актриса — Алла Ларионова. Если вы её нашли, то подскажите, где же она.
Музыкальный фильм «Лев Гурыч Синичкин» получился действительно искромётным и в хорошем смысле водевильным. В нём появились классические водевильные герои (гусар-ветреник и неразборчивый соблазнитель, томная прима, сплошняком выдающая штампы, манерный писатель, влюблённый в свои пьесы, меценат, который умеет считать деньги, но не прочь провести пару лишних минут в компании актрис). И, кажется, тут чуть ли не впервые прозвучала фраза, сегодня ставшая крылатой:
Где Раиса Минишна? — Они запаздывают. — Они не запаздывают, они задерживаются.
Ну и ещё один любопытный момент. Когда Михаил Козаков исполняет песенный номер с актрисами, вдруг начинают звучать очень знакомые аккорды, сопровождающиеся фразой «Без женщин можно жить на свете...», и это прямая отсылка к оперетте «Сильва» Имре Кальмана. Конечно же,
это деликатную деталь привнесли авторы ленты, ведь «Сильва» появилась в начале двадцатого века, спустя почти 80 лет после первой постановки «Льва Гурыча Синичкина».
Константин Сергеевич Станиславский так написал о водевильных историях:
«Персонажи водевиля очень жизненны и просты. Ни в коем случае не надо их считать, как это принято, какими-то «странными» людьми. Наоборот, это самые обыкновенные люди. Их особенность — это то, что они абсолютно во всё верят».
А вы поверили в талант юной Лизы Синичкиной или вам ближе королева провинциальной драмы Раиса Сурмилова («Со мною обморок сейчас! Оборок не помните!»)?