Фильм, где Сергей Бондарчук «удушил» безвестную актрису (а потом женился на ней)

627 прочитали

Главным «шекспироведом» советского кино считается режисёр Григорий Козинцев: его «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1970) давно зачислены не только в отечественные шедевры, но и в мировые. А вот

не менее эпохальная экранизация драмы «Отелло» (1955), созданная Сергеем Юткевичем, по какой-то причине такой славы не снискала, хотя это картина не менее качественная.
Кадр из фильма «Отелло»
Кадр из фильма «Отелло»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Мысль о фильме «Отелло» пришла к Юткевичу после просмотра одноимённого спекталя в провинциальном театре.

Режиссёр хорошо знал Шекспира, ценил его и мог даже в известной мере конкурировать с коллегой и приятелем Григорием Козинцевым за звание знатока творчеств английского драматурга.

Но всё это происходило в конце тридцатых, и тогда стране было не до трагедий Шекспира, решались куда более насущные проблемы, поэтому и кино требовалось соответствующее. Вернуться к задумке Сергей Юткевич сумел лишь после войны, и на этот раз всё получилось.

С самого начала режиссёр решил, что будет делать картину масштабную, зрелищную, даже немного пафосную. И поэтому

на главную роль ему необходим был не просто актёр, а актёр с большой буквы.

И выбора у Юткевича почти не было: в середине пятидесятых едва ли не единственным претендентом на столь грандиозную роль был только Сергей Бондарчук. Бондарчук впервые появился в кино в 1948 году в герасимовской «Молодой гвардии». И хотя изначально его роль была одной из центральных, на монтаже Сергей Герасимов серьёзно её сократил, так что она стала уже второстепенной. Тем не менее актёра заметили, его карьера начала быстро набирать обороты. В 1951 году вышла историческая драма «Тарас Шевченко», которая стала рубежом для Бондарчука.

Ленту посмотрел Иосиф Сталин и был так поражён игрой артиста, что тут же велел присвоить ему звание «Народного артиста СССР».

На возражение, что Бондарчук пока не имеет даже звания «Заслуженный артист СССР», Сталин даже не обратил внимания. Таким образом Сергей Бондарчук в 32 года получил высший титул в советском кино, став самым молодым «Народным артистом СССР». И это действительно уникальный случай:

даже патриархи сцены и кино становились «Народными» только к пенсии, а тут к ним присоединился коллега, только отметивший 30-летие.

Конечно же, Бондарчук тут же стал актёром номер один, режиссёры рвали его на части, наперебой приглашая в свои ленты. Но сам Бондарчук не стремился сниматься постоянно, напротив, он отбирал роли придирчиво и отказывался от явно проходных картин. Но «Отелло» определённо в число таковых не входил.

А вот Дездемоной стала актриса безвестная, которую ассистенты приметили на студенческой постановке. Ирина Скобцева училась на последнем курсе Школы-студии МХАТ и опыта в кино не имела, однако Сергей Юткевич рискнул доверить ей роль несчастной возлюбленной и не прогадал. Мало того,

у Скобцевой и Бондарчука на площадке завязался страстный роман, осложнённый тем, что оба состояли в браках. И жизненные страсти, переживания, колебания помогли исполнителям разыграть на экране трагедию в классическом шекспировском духе.

Спустя несколько лет актёры поженились и стали образцовой парой советского кино (а брак их длился более 30 лет вплоть до момента ухода Сергея Бондарчука из жизни). Сам Бонларчук позже шутил, что сначала задушил свою будущую супругу, а потом женился на ней.

На другие роли Сергей Юткевич пригласил актёров, уже знакомых зрителям: Антонину Максимову, Владимира Сошальского, Евгения Весника, Евгения Тетерина. Но особо тут стоит отметить Андрея Попова. Андрей Попов запомнился как исполнитель ролей мужчин интеллигентных, скромных, умных, благородных. В «Отелло» же ему досталась роль обманщика и предателя Яго, и это редкий случай увидеть артиста в отрицательной роли (в которой он, кстати, не менее ярок, чем в своих положительных образах).

Перед началом съёмок Сергей Юткевич устроил всем участникам шестинедельный подготовительный период. Режиссёр и актёры ежедневно читали пьесу, обсуждали самые важные моменты, репетировали. Юткевич хотел, чтобы актёры буквально вжились в персонажей, стали им не только внешне, но и внутренне. Он говорил, что

хочет показать не только «трагедию любви и мести», но и «трагедию веры, трагедию доверия и предательства»,

поэтому было крайне важно, чтобы артисты сумели продемонстрировать именно эту идею, где-то даже философскую. Кстати, снимали фильм последовательно, следуя событиям пьесы, а не вразнобой, как это часто случается. Исключением стал лишь финал, где Отелло поднимает бездыханное тело любимой на башню, этот эпизод сняли до удушения. Но строгое следование логике пьесы сильно помогло актёрам настроиться на роли и правильно строить поведение их персонажей.

Ещё один секрет «Отелло» состоит в активном использовании возможностей цветной плёнки. Разумеется, цветное кино уже не было в середине пятидесятых новинкой, но Сергей Юткевич в сотрудничестве с оператором Евгением Андриканисом сделал цвет чуть ли не гером драмы. Большинство фонов, павильонных и натурных, выбраны в нейтральной гамме, чтобы подчеркнуть цвета костюмов и декораций на первом плане. Так, в прологе в кадре много алого цвета, потом он сопровождает Отелло, а ближе к концу уже Дездемону. Это явный намёк на кровавую трагедию. А в начале Дездемона окружена белым цветом, традиционным символом невинности. Нередко мелькает чёрный, говорящий о том, что история мрачна и темна. Эти детали при просмотре даже не всегда заметны, но они создают настроение и руководят зрителями подспудно.

Столь же тщательно подощёл Сергей Юткевич к выбору натуры. Отправиться на Кипр или в Венецию вслед за героями возможности у группы не было, поэтому натуру искали в СССР. Часть сцен отсняли в крепости XVI века возле Белгорода-Днестровского в Украинской ССР, другие эпизоды создавали на развалинах генуэзской крепости в крымском Судаке. А вот ради Лестницы гигантов пришлось помудрить. Бюджет ленты не был рассчитан на сооружение гигантских декораций, так что было решено снимать лестницу Речного вокзала на Химкинском водохранилище. Подобные хитрости применили и для «съёмок» венецианских каналов. Их имитировали прямо в студии используя эффект водяных бликов. В итоге «Отелло» получился красочным, насыщенным, а для неискушённого зрителя вполне себе европейски-средневековым.

13 марта 1956 года «Отелло» вышел в прокат. Тогда ещё не выбирались лучшие фильмы года, но по информации популярного российского сервиса о кино картина собрала аудиторию в 24,1 миллиона, тогда как «Гамлет» Григория Козинцева — 21, 1 миллион, а «Король Лир» — 17,9. Ну а, пожалуй, высшим достижением «Отелло» стал приз Каннского фестиваля, где в 1956 году Сергей Юткевич получил приз за лучшую режиссуру.

А как вам понравился Сергей Бондарчук в образе темнокожего ревнивца?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Главным «шекспироведом» советского кино считается режисёр Григорий Козинцев: его «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1970) давно зачислены не только в отечественные шедевры, но и в мировые.-2

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: