Лента «Надежда и опора» вышла в 1982, но в ней авторы осмелилсь показать и ретроградов, привыкших работать по старинке, и выскочек, для которых важнее красивые цифры в отчётах, а не реальные результаты (и уж тем более не усилия, приложенные для их достижения). При этом
главный герой предлагал современные, неординарные и в какой-то мере новаторские решения, которые не все понимали, а кое-кто даже осуждал.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий к фильму написали Будимир Метальников и Юрий Черниченко.
Главного героя, Николая Куркова, сценаристы во многом списали с реального человека, директора колхоза в Белгородской области,
хотя в целом, по утверждению Мельникова и Черниченко, экранный председатель — образ собирательный. Но именно Куркову создатели фильма «поручили» важнейшую задачу:
напомнить (а до кого-то и донести впервые), что земле нужен хозяин, настоящий хозяин, основательный, крепкий, который будет радеть не за показатели и награды, а за саму землю и хозяйство.
Опережая события, могу сказать, что выразить идею получилось и, уверена, такие председатели в стране были и раньше, и в восьмидесятые.
Ставить «Надежду и опору» поручили Виталию Кольцову. В конце семидесятых он снял схожую по теме ленту «Близкая даль», так что на «Мосфильме» решили, что с новой работой он хорошо справится. На роль Куркова Кольцов выбрал Юрия Демича, артиста БДТ, который часто снимался в кино и был популярен.
Демичу шли роли героические, но театральное образование помогало ему любого персонажа сделать глубже, избежать однобокости, показать не только снаружи, но изнутри.
Именно такой актёр требовался Кольцову, ведь Курков — человек непростой, часто идущий напролом, но честный и заслуживающий симпатий и уважения.
Правда, вроде бы безупречный председатель был не без греха: у него закрутился роман с замужней колхозницей, и это, как водится, волновало не только обманутого супруга, но и односельчан и партком.
Роль бойкой Раисы, возлюбленной Куркова, которая не побоялась сжечь дефицитную машину мужа в отместку за побои, сыграла Надежда Шумилова. К началу восьмидесятых у неё уже было несколько ролей, но то были большей частью роли второстепенные.
Да и потом Надежде чаще доверяли эпизоды, а со второй половины восьмидесятых она и вовсе сосредоточилась на театре и вообще не появлялась на экране. В новом веке Шумилову вновь стали снимать, но по-прежнему на втором плане.
Ещё один яркий образ довольно «Надежды и опоры» — первый секретарь райкома Андрей Фомин. Собственно,
именно он, Фомин, и соблазнил давнего товарища Николая Куркова, который намеревался быть кабинетным учёным и спокойно писал кандидатскую, на руководство колхозом и даже пообещал покровительство.
Слово своё Фомин сдержал, Куркову помогал, но в ответ тоже требовал уступок, что временами ставило их дружбу на грань разрыва. В этой роли зрители увидели Анатолия Васильева. Виталий Кольцов с ним был прекрасно знаком по предыдущей работе: в «Близкой дали» Анатолий сыграл главного героя. Ну а весь СССР актёру симпатизировал из-за его роли в «Экипаже» (1979), где его Валентина Ненарокова, доброго, мягкого, но отважного пилота, изводила мегера-жена.
В других ролях в «Надежде и опоре» снялись Владимир Кашпур, Вацлав Дворжецкий, Всеволод Санаев, Владимир Гуляев. Особо отмечу очередную эпизодическую роль Любови Соколовой, которая в очередной раз стала очень яркой и колоритной и добавила истории мелодраматичной комичности.
На съёмки группа отправилась недалеко, в Подмосковье, где нашли подходящую натуру. Часть сцен снимали в хозяйствах Калужской области. Режиссёр Виталий Кольцов рассказывал, что во всех деревнях и посёлках киношников принимали радушно и старались помогать им. Мало того, колхозники очень интересовались темой фильма, им близкой, много консультировали кинематографистов, а иногда и критиковали и давали дельные советы.
Когда «Надежда и опора» появилась в прокате, ажиотажа не случилось. Деревенская тема активно эксплуатировалась уже не первый год, так что, возможно, немного поднадоела зрителям. Между тем,
фильм был не по времени смелым, в нём были действительно небанальные запоминающиеся герои, да и вопросы обсуждались актуальные.
Но при этом лента не была нравоучительной, в ней есть не только производство, но и бытовые детали, а местами даже смешные жизненные моменты. Так,
на заседании райкома Курков пытался толкнуть речь об экзистенциалистах, с бухгалтером обсуждал краткосрочные кредиты, рассказывал о соседе по купе, используя нечастое слово «кайфует».
В общем, фильм не назвать рядовым и проходным и, думаю, сегодня многим его не помешало бы посмотреть.
В одном эпизоде Николай Курков говорит, что во время поездки в Венгрию увидел, как там всё чисто, аккуратно, мило и уютно. И вспомнил тут же отчество, неказистую родину, где издавна нет порядка и нет хозяина. И Николай таким хозяином попытался стать. И, похоже, сумел. А вы бывали в образцовых колхозах (не показательно-образцовых, а по сути)?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: