Найти в Дзене
Логопед, дефектолог

Что такое регресс навыков при аутизме

Оглавление

Если вы — родитель ребёнка с РАС, возможно, вы сталкивались с пугающим явлением: вчера малыш ещё общался, справлялся с простыми заданиями, сам одевался и ел, а сегодня — всё как будто стерлось. Речи почти не стало, появились истерики, снова понадобилась помощь там, где раньше он справлялся сам.

Это может быть регресс навыков, и важно понять: вы не одиноки. Такое состояние встречается, и с ним можно работать.

Что такое регресс при аутизме?

Регресс — это временная или стойкая потеря ранее сформированных навыков. Причём он может проявляться по-разному. Например:

  • Резкое снижение речевой активности — ребёнок перестаёт говорить или его речь становится бедной, односложной.
  • Отказ от социального контакта — избегание глаз, отстранённость, замкнутость.
  • Трудности с навыками самообслуживания — перестаёт сам есть, одеваться, идти на горшок.
  • Сенсорные изменения — усилившаяся чувствительность или, наоборот, потребность в постоянной стимуляции.
  • Эмоциональные перегрузки — учащаются мелтдауны и shutdown-состояния.
  • Повышенная жёсткость к изменениям — сложнее адаптироваться, больше тревоги из-за перемен.
  • Возврат к детским формам поведения — лепет, сосание пальца, регрессивные игры.

Почему возникает регресс?

Хотя до сих пор не выявлена одна чёткая причина, специалисты выделяют несколько возможных триггеров:

  • Нарушения в работе иммунной системы.
  • Изменения в работе мозга (неврологические факторы).
  • Длительный хронический стресс или стрессовая среда (новый сад, переезд, болезнь, конфликт в семье).
  • Аутоиммунные заболевания.
  • Аутистическое выгорание — состояние крайнего физического и эмоционального истощения.
  • Психологическая травма или сильное эмоциональное потрясение.

Особенно подвержены регрессу те, кто долго «держался» и маскировался: пытался соответствовать ожиданиям, быть как все, сдерживал свои реакции, подавлял усталость. Это требует колоссальных внутренних ресурсов, и однажды их может просто не хватить.

А может ли навык вернуться?

Да. И нет. Всё индивидуально.

Некоторые дети и взрослые действительно восстанавливаются — частично или полностью. Но иногда возвращение на прежний уровень невозможно. Это важно признать и перестроить ожидания.

Особенно сложно восстанавливаться тем, кто длительное время применял маскировку (masking). Им приходится не только восстанавливаться, но и учиться жить по-другому, не притворяясь.

Как помочь ребёнку (и себе) при регрессе?

💡 Самое важное — поддержка, снижение требований и внимание к благополучию.

Вот что может помочь:

1. Постоянная система поддержки

Это не только терапевты, но и чёткое окружение дома — предсказуемость, рутины, уверенность, что взрослые рядом и всё под контролем.

2. Управление стрессом

Выявить и снизить стресс-факторы. Иногда это значит — не ходить туда, где слишком шумно, или сократить количество кружков.

3. Поддержка сенсорной регуляции

Слуховые наушники, утяжелённые жилеты, тактильные игрушки, мягкий свет, тайм-аут в «уголке спокойствия».

4. Чёткие и понятные рутинные действия

Чем более предсказуем день — тем меньше тревоги. Таблицы, пиктограммы, визуальные расписания — отличные помощники.

5. Профессиональная помощь

КПТ, эрготерапия, логопедия, арт-терапия — искать специалиста, который понимает нейроотличия, а не борется с ними.

6. Снижение ожиданий и корректировки

Разрешить себе и ребёнку не быть «как все». Снизить нагрузку, убрать давление, упростить быт, просить помощи — это не слабость, а забота.

Важно помнить

Регресс — это сигнал о перегрузке. Это способ нервной системы сказать: "Мне сейчас слишком тяжело".

Если у вас есть вопросы или вам нужна диагностика, переходите по ссылке Телеграм , и мы сможем вместе разработать эффективный план поддержки вашего ребенка.