Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Снотолкователи древности. Часть 4. Новое время: исследования снов до Фрейда. Глава 9.

В этой завершающей цикл статей о снотолкователях древности и исследователях сновидений до З. Фрейда мы затронем тему отношений между сновидениями и душевными недугами.

Если говорить об отношении сновидений к психическим расстройствам, можно иметь ввиду сразу три измерения:

1) Клиническое и этиологическое отношение. В этом случае сновидение может отображать психоз.

2) Влияние болезней души на жизнь в сновидениях.

3) Внутренняя связь между психозом и сновидением - те аналогии, которые указывают на принципиальное сходство этих двух феноменов.

Эта тема всегда была наиболее близкой для медиков - исследователей сновидений. Об этом размышляли Шпитта (Spitta, 1882), Реденшток (Radestock, 1879), Маури (Maury, 1878), Тисье (Tissié, 1898).

Примеры, демонстрирующие клинические и этиологические отношения между сновидениями, можно встретить у следующих авторов.

Так Хонбаум (Hohnbaum, 1830) наблюдал случаи, в которых первому эпизоду психоза предшествовало определенное кошмарное сновидение, тревожащее сновидца, и преобладающая психотическая идея в большом количестве случаев имела связь с этим сновидением.

Фере (Féré, 1886) также наблюдал истерический паралич, который стал следствием сновидения. Фрейд по этому случаю дает такой комментарий: в этом случае сновидение представляется как причина душевного недуга, но мы в праве также рассмотреть эту ситуацию как, возможно, появление первых признаков психического расстройства в сновидении, то есть, этот недуг сначала проявился в сновидении, а затем перешел на бодрствующую жизнь.

Томайер (Thomayer, 1897) сообщал о некоторых кошмарных сновидениях, которые стоило бы рассматривать в качестве эквивалентов эпилептических приступов.

Аллисон (Allison, 1868) описывал ночное умопомешательство. В этом случае днем люди создавали впечатление совершенно здоровых, ночью же у них возникали галлюцинации и приступы взбешенности. Это ночное умопомешательство исследователь обозначил как nocturnal insanity.

Особенно проницательные суждения о сходстве сновидений и душевных расстройств можно встретить у Гризингера (Griesinger, 1861):

Женщина, потерявшая дорогого ей ребенка, бредит материнскими радостями, разорившийся человек считает себя необычайно богатым, обманутая девушка ощущает себя нежно любимой

Здесь в явном виде проявляется кое-что общее для сновидений и психозов - это исполнение желания. Позднее З. Фрейд продолжал исследовать подобную взаимосвязь, он был убежден, что именно данный аспект может быть краеугольным камнем в психологической теории сновидений и психозов.

Гризингер (Griesinger, 1861) выделял и иные сходства между сновидениями и психозами: быстрое течение представлений в сновидениях соответствует скачке идей в психозе; мера времени также отсутствует в дух этих феноменах; как и в психозе, сновидец слышит собственные мысли, произносимые разными голосами, причисляемые различным персонам; константные бредовые идеи имеют аналогию в качестве повторяющихся патологических сновидений (rêve obsédant); также расщепление встречается и в сновидениях, когда собственное для человека знание разделяют две персоны из единого Я - этот эпизод соответствует известному раздвоению личности.

З. Фрейд был уверен в том, что исследуя и пытаясь разрешить загадку сновидений, расширяется и проясняется также знание о психозах.

Автор: Болтенков Никита Игоревич
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru